Опыт использования интерактивной песочницы в психолого-педагогической работе с дошкольниками
статья по психологии (старшая, подготовительная группа)

Анна Александровна Лутцева

Современный мир характеризуется, в том числе, активной разработкой и внедрением информационных технологий в разные сферы жизни человека. Особенно неоднозначно развитие современных технологий сказывается на детях. С раннего возраста они сталкиваются с разнообразными техническими устройствами. Дошкольный возраст является важным периодом в развитии и становлении личности ребенка. В это время ребенок усваивает нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливает взаимоотношения с взрослыми и детьми. В настоящее время часто встречаются трудности процесса социализации у многих дошкольников, увеличивается количество детей, характеризующихся повышенной возбудимостью, агрессивностью, либо тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью в себе. Такие дети нуждаются в повышенном внимании педагогов-психологов и профилактической работе, направленной на своевременное выявление и создание условий, способствующих снижению психоэмоционального напряжения и помощи в формировании навыков социальной коммуникации.

Для реализации профессиональных задач, педагогу-психологу важно соблюдать не только разнообразие, которое позволяет детям  реализовать свою индивидуальность, но и баланс в создании развивающей среды дошкольника. Крайне необходимо развивать навыки коммуникации в процессе «живого общения», с учетом разнообразия образовательной среды. Применение информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет: повысить уровень визуализации материала; сделать обучение более интересным и увлекательным; интегрировать образовательные области; обеспечить качественную подготовку детей к школе через повышение общей компетентности и познавательной мотивации; способствовать развитию мелкой моторики.

Интерактивная песочница является инновационным оборудованием, которое может применяться как для образовательной деятельности и релаксации, так и для цветотерапии и психокоррекции детей дошкольного возраста. А также, это уникальное место для творчества детей. Дошкольники могут самостоятельно моделировать песочное пространство, создавать острова, реки, водоемы, мосты, а также, разнообразные ри­сунки и многое другое. Интерактивная песочница способствует развитию мелкой мото­рики, восприятия, воображения, мышления, в подгрупповой форме работы – развитию социальных навыков (умение общаться, договариваться). В целом, можно отметить, что игровые занятия с песком благотворно влияют на психологическое здоровье детей и являются средством профилактики чрезмерного психоэмоционального и мышечного напряжения. Дети могут выразить в естественной для них форме свои эмоции (волнение, обиду, страх, злость и другие), а также создать желаемое эмоциональное состояние в символической форме. 

Для того, чтобы развивать коммуникативные навыки с применением интерактивной песочницы предлагается следующая структура психолого-педагогического занятия. В вводной части занятия детям предлагают оценить свое эмоциональное состояние на текущий момент – передавая игрушку, сказать цвет эмоции и назвать ее. Затем проводится пальчиковая гимнастика, направленная на активизацию познавательных процессов и подготовку к игре с песком. На каждом занятии обозначают и напоминают правила игры с песком. Далее дети переходят к песочнице, садятся вокруг и выполняют несколько упражнений, направленных на сенсорное развитие. В основной части занятия детям предлагается определенный сюжет - цепочка режимов, в котором есть возможность как проявить свою индивидуальность, так и научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками. У педагога-психолога есть возможность создавать авторские программы, в зависимости от поставленных задач. В заключительной части происходит завершение работы с волшебным песком, подведение итогов и ритуал прощания. Как правило, детям очень нравится работа с песком, они с удовольствием приходят на занятие. Не менее важно грамотно завершить игровой процесс, чтобы у дошкольников оставалось чувство удовлетворенности занятием и положительный фон настроения.

Интерактивная песочница также применяется в индивидуальной работе и детско-родительском консультировании, позволяет создать доверительный контакт и положительную установку на занятие с педагогом-психологом как у детей, так и у взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт использования интерактивной песочницы

в психолого-педагогической работе с дошкольниками

Современный мир характеризуется, в том числе, активной разработкой и внедрением информационных технологий в разные сферы жизни человека. Особенно неоднозначно развитие современных технологий сказывается на детях. С раннего возраста они сталкиваются с разнообразными техническими устройствами. Дошкольный возраст является важным периодом в развитии и становлении личности ребенка. В это время ребенок усваивает нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливает взаимоотношения с взрослыми и детьми. В настоящее время часто встречаются трудности процесса социализации у многих дошкольников, увеличивается количество детей, характеризующихся повышенной возбудимостью, агрессивностью, либо тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью в себе. Такие дети нуждаются в повышенном внимании педагогов-психологов и профилактической работе, направленной на своевременное выявление и создание условий, способствующих снижению психоэмоционального напряжения и помощи в формировании навыков социальной коммуникации.

Для реализации профессиональных задач, педагогу-психологу важно соблюдать не только разнообразие, которое позволяет детям  реализовать свою индивидуальность, но и баланс в создании развивающей среды дошкольника. Крайне необходимо развивать навыки коммуникации в процессе «живого общения», с учетом разнообразия образовательной среды. Применение информационных технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет: повысить уровень визуализации материала; сделать обучение более интересным и увлекательным; интегрировать образовательные области; обеспечить качественную подготовку детей к школе через повышение общей компетентности и познавательной мотивации; способствовать развитию мелкой моторики.

Интерактивная песочница является инновационным оборудованием, которое может применяться как для образовательной деятельности и релаксации, так и для цветотерапии и психокоррекции детей дошкольного возраста. А также, это уникальное место для творчества детей. Дошкольники могут самостоятельно моделировать песочное пространство, создавать острова, реки, водоемы, мосты, а также, разнообразные рисунки и многое другое. Интерактивная песочница способствует развитию мелкой моторики, восприятия, воображения, мышления, в подгрупповой форме работы – развитию социальных навыков (умение общаться, договариваться). В целом, можно отметить, что игровые занятия с песком благотворно влияют на психологическое здоровье детей и являются средством профилактики чрезмерного психоэмоционального и мышечного напряжения. Дети могут выразить в естественной для них форме свои эмоции (волнение, обиду, страх, злость и другие), а также создать желаемое эмоциональное состояние в символической форме. 

Для того, чтобы развивать коммуникативные навыки с применением интерактивной песочницы предлагается следующая структура психолого-педагогического занятия. В вводной части занятия детям предлагают оценить свое эмоциональное состояние на текущий момент – передавая игрушку, сказать цвет эмоции и назвать ее. Затем проводится пальчиковая гимнастика, направленная на активизацию познавательных процессов и подготовку к игре с песком. На каждом занятии обозначают и напоминают правила игры с песком. Далее дети переходят к песочнице, садятся вокруг и выполняют несколько упражнений, направленных на сенсорное развитие. В основной части занятия детям предлагается определенный сюжет - цепочка режимов, в котором есть возможность как проявить свою индивидуальность, так и научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками. У педагога-психолога есть возможность создавать авторские программы, в зависимости от поставленных задач. В заключительной части происходит завершение работы с волшебным песком, подведение итогов и ритуал прощания. Как правило, детям очень нравится работа с песком, они с удовольствием приходят на занятие. Не менее важно грамотно завершить игровой процесс, чтобы у дошкольников оставалось чувство удовлетворенности занятием и положительный фон настроения.

Интерактивная песочница также применяется в индивидуальной работе и детско-родительском консультировании, позволяет создать доверительный контакт и положительную установку на занятие с педагогом-психологом как у детей, так и у взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в ДОУ при работе с дошкольниками

        В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего...

Педагогический опыт «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»

Данный опыт работы может помочь молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут бы...

Использование интерактивной приставки Mimio в образовательной работе с дошкольниками

В использовании мультимедийных интерактивных проектов для обучения детей есть неоспоримые плюсы, и основной положительный момент – ребенок может самостоятельно решать обучающие задачи....

Презентация педагогического опыта «Использование интерактивной доски в ДОУ при работе с дошкольниками»

Одной из главных задач современного образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Информатизация общества с...

Использование интерактивной доски в ДОУ при работе с дошкольниками

Интерактивная доска - это сенсорный экран, который работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером....

«Использование интерактивного глобуса IQ Globen в работе с дошкольниками»

Материал содержит обзор работы с интерактивным глобусом...