Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нейропсихологический подход:групповая диагностика".
методическая разработка по психологии

Харламова Людмила Леонидовна

В отечественной нейропсихологии разработан ряд методик нейропсихологического обследования детей. По своей методологической направленности они основываются на принципах системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.

Нейропсихологическое обследование детей в дошкольном образовательном учреждении отличается от обследования, которое проводится в условиях центра психолого-медико-педагогической помощи или на индивидуальном приеме у специалиста – нейропсихолога по адресному сформулированному запросу родителей. В детском саду на первый план выступают психопрофилактические задачи, оказание ранней помощи детям, поэтому сам поход к обследованию может быть несколько изменен, при сохранении общих принципов диагностики: нейропсихологическое обследование детей дошкольников должно быть профессиональным, системным, вычленяющим механизмы и причины дефектов. Целью нейропсихологического обследования в детском саду является определение нейропсихологического статуса ребенка, выявление детей  «группы риска», определение направлений и условий оказания точной и своевременной помощи ребенку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В отечественной нейропсихологии разработан ряд методик нейропсихологического обследования детей. По своей методологической направленности они основываются на принципах системной динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия.

Нейропсихологическое обследование детей в дошкольном образовательном учреждении отличается от обследования, которое проводится в условиях центра психолого-медико-педагогической помощи или на индивидуальном приеме у специалиста – нейропсихолога по адресному сформулированному запросу родителей. В детском саду на первый план выступают психопрофилактические задачи, оказание ранней помощи детям, поэтому сам поход к обследованию может быть несколько изменен, при сохранении общих принципов диагностики: нейропсихологическое обследование детей дошкольников должно быть профессиональным, системным, вычленяющим механизмы и причины дефектов. Целью нейропсихологического обследования в детском саду является определение нейропсихологического статуса ребенка, выявление детей  «группы риска», определение направлений и условий оказания точной и своевременной помощи ребенку.

Задачи нейропсихологического обследования в детском саду:

1. Подбор адекватного методического диагностического инструментария.

2. Создание условий для проведения обследования. Использование нейропсихологической диагностики педагогами дошкольного образовательного учреждения представляется достаточно перспективным и эффективным вследствие ряда обстоятельств.

Во-первых, взрослый, проводящий обследование, как правило, хорошо знаком ребенку,

 во-вторых, располагает временем и условиями для проведения обследования в экологичном для ребенка ритме, а также может получить многие, необходимые для диагностики сведения в процессе наблюдения за поведением ребенка в свободной деятельности, в режимных моментах (например, определить индивидуальный латеральный профиль, наблюдая во время еды, одевания, игры, занятий физической культурой и т. д.) Некоторую информацию педагог может получить во время групповых занятий. Сведения ребенка о себе и ближайшем социальном окружении, особенности межполушарной организации, внимании и произвольной регуляции деятельности также можно получить, организуя диагностические занятия с малочисленной подгруппой детей одного возраста. Следует отметить, что подобные результаты наблюдений могут приниматься во внимание только в условиях полной объективности обследования: жесткого стандартизированного протоколирования наблюдений, многократной повторяемости феномена, экспертной оценки нескольких педагогов. Экспертная оценка также может быть очень показательна с точки зрения зоны ближайшего развития.

 Для индивидуальной работы, таким образом, остаются: 1. Задания и пробы, не имеющие возможности группового применения: требующие изолированного внимания и длительных высказываний ребенка; задания, требующие пристального внимания и сложной фиксации в протоколе. 2. Полное нейропсихологическое обследование детей, показавших выбивающиеся, ненормативные результаты при групповом обследовании. Эти дети являются потенциальными клиентами последующей коррекционной работы. При подобном проведении обследования появляется возможность соблюсти требование энергосбережения и компактности методики.

Таким образом, использование нейропсихологической диагностики в детском саду имеет свои отличительные особенности и условия, при которых она сохраняет свою объективность и достоверность. Основная задача диагностики – ранняя профилактика трудностей в обучении.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по учёту гендерных особенностей дошкольников

в воспитательно-образовательном процессе

Зная гендерные различия, можно сконструировать процесс взаимодействия, способствующий раскрытию потенциальных возможностей детей и их индивидуальных особенностей.

Гендерные отличия мальчиков и девочек

Девочки

Мальчики

  • Первые отвечают на вопросы воспитателя, стараются, чтобы ответ был полным

• При ответе на вопрос воспитателя смотрят ему в глаза, ждут эмоциональную реакцию

• Не спешат с ответом на вопрос педагога, тщательно обдумывают, что ответить

• Речь развита хуже, чем у девочек, требуется больше времени, чтобы подобрать нужные слова

• Лучше развит слуховой канал

• Плохо воспринимают объяснение на слух, нужно визуальное подкрепление

• Лучше развита мелкая моторика

• Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года от кисти

девочек

• Чувствительны к интонации, форме оценки, её публичности. Нравится, когда ими восхищаются в присутствии других людей, родителей

• Значимо указание на то, что он добился результата (научился здороваться, чистить зубы). Тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности и, получив удовлетворение и радость, они готовы повторять одно и то же, что позволяет им утвердиться в этих достижениях

• Играют в тихие игры на семейно-бытовые темы

• Любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии, а создает положительный эмоциональный фон

• Развито слуховое восприятие

• Развито зрительное восприятие

• Любят шумные игры

• Превосходят в вербальных способностях

• Сильнее в визуально-пространственных способностях

• Более внушаемы

• Самооценка более устойчива

• Лучше справляются с простыми. Рутинными задачами

• Выше математические способности

• Большое влияние наследственности

• Большое влияние социальной среды

• Эмоциональны, обидчивы, самолюбивы

• Эмоциональны, как девочки, но стремятся скрыть

свои эмоции

• Опираясь на ближайшее зрение, девочки раскладывают перед собой свои богатства, им достаточно маленького пространства В играх проявляют инстинкт материнства

• Опираются на дальнее зрение, бегают друг за другом, бросают предметы, стреляют в цель, используют все окружающее пространство. Если горизонтальной площади мало, то осваивают вертикальную (лезут на шкафы и т. д.)

• В рисовании используют яркие цвета, рисуют существительные, принцесс, цветы

• В рисунках темные цвета, рисуют глаголы

• Самостоятельны в проявлении навыков самообслуживания

• Проявляют беспомощность в простых житейских делах, в самообслуживании

• Интересен человек и его внутренний мир

• Предпочитают точные науки, интересуют вопросы,

выходящие за рамки окружающей действительности

• Девочки в играх объединятся в небольшие группы. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, разговоры доверительные

• Игровые объединения большие

• Хорошо адаптируются в новой обстановке

• Хуже адаптируются в новой обстановке, в школе

• Более приемлема взаимозависимость. Они обретают собственную индивидуальность в общении с другими.

• Стремятся к независимости. Проявляют свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, от матери

• Лучше выполняют типовые задания, по шаблону.

Тщательная проработка деталей на высоком уровне. Легче усваивают правила и алгоритмы, любят задания на повторение

• Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи. Труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность.

• После начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности

• Пик работоспособности приходится на конец занятия

Гендерные особенности детей

Способы и приемы взаимодействия взрослого с детьми

Девочки

• Быстро схватывают новую информацию, но плохо соотносят с имеющимися знаниями

• Материал выдавать медленно и размеренно, повторение типовых заданий

• Развито слуховое восприятие

• Подбирать приемы с ориентацией на слуховой канал восприятия, наглядность не важна

• Чувствительны к интонации, к эмоциональным реакциям педагога, нравится, когда ими восхищаются

• Речь педагога эмоционально окрашена, похвалить в присутствии других людей, родителей

• Выполняют задания лучше в смешанной по полу группе

• Предлагать групповые формы деятельности, совместные игры, труд

• Игры рассчитаны на ближнее зрение, любят играть мелкими предметами

• Сделать мини-уголки для игр, обсудить расстановку мебели в кукольном уголке

• Первыми отвечают на вопрос педагога, стараются, чтобы ответ был полным, смотрят в глаза педагога в ожидании эмоциональной оценки.

• Смотреть девочке в глаза, дать оценку эмоционально окрашенную (молодец, умница и т. д.)

• Мелкая моторика развита лучше • Предлагать игры с мелкими предметами, рисование

• Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, смотрят на педагога• Предлагать в начале занятия более сложные задания

• Лучше выполняют шаблонную работу, типовые задачи.• Максимальные требования к аккуратности, тщательности, минимальные — к поиску и новаторству.

Мальчики

• Лучше выполняют работу в одиночку

• Предлагать индивидуальные задания

• Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени

• Можно ставить временные рамки для выполнения задания

• Лучше развито зрительное восприятие, плохо воспринимают объяснение на слух

• Подбирать приемы с ориентацией на визуальный канал восприятия

• Мало реагируют на интонацию и модуляцию голоса. Пик напряжения в первые минуты, затем отключает слуховой канал и информация не доходит до его сознания

• Говорить спокойно, нельзя долго ругать, нагнетая эмоции

• Любят осваивать все пространство, игры рассчитаны на дальнее зрение

• Предоставить пространство для игр, игровое оборудование

для лазания в горизонтальной и вертикальной плоскости• Каждый хочет быть лидером • Создавать ситуации соревновательности, где каждый смог бы стать лидером, победителем• Когда педагог спрашивает о чем-то, то не спешат с ответом, тщательно его обдумывают, в глаза не смотрят, могут ходить по группе

• Не торопить с ответом, не требовать дословного пересказа, чтобы мальчик смотрел в глаза.

• Кисть руки в развитии отстает на 1,5 года • Испытывает трудности в изодеятельности, самообслуживании • Эмоциональны, как девочки, но скрывают свои эмоции• Позволить проявлять свои эмоции, свои чувства, не сдерживать (Мальчики не плачут)

• Важна оценка действий • Хвалить за какое-то дело (молодец, ты научился завязывать шнурки и т. д.) • Пик работоспособности в конце занятия, долго раскачиваются, на педагога не смотрят

• В начале занятия предлагать простые задания, с последующим усложнением, поискового характера.

• Лучше выполняют поисковую деятельность, могут предложить нестандартное решение, требования к качеству, тщательности, аккуратности её исполнения невелики

• Предлагать выдвинуть идею, придумать что-то. Не давать готовых ответов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нейропсихологический подход Методы групповой диагностики Харламова Л.Л Рабочая группа Нейроподход

Слайд 2

Принципиальное отличие нейропсихологического подхода( междисциплинарный подход (психология, физиология, анатомия, неврология) vs педагогического Основан на опыте и интуиции Опирается на различные методики обучения Нет возможности прогнозировать результат Основан на исследовании мозга Анализирует данные диагностики и подбирает методику точечно, индивидуально Работа с конкретным дефицитом, результат выявленный в ходе диагностики позволяет прогнозировать результат

Слайд 3

Нейропсихологический подход позволяет решить любую проблему в обучении, которая поддается коррекции. Почему? диагностике “слабых” психических функций, индивидуальном подходе к ребенку .

Слайд 4

Исследования

Слайд 5

Какими методами пользуется педагог? тестовые методы, метод “следящей диагностики” (Н.М. Пылаевой): - особенности поведения в группе и на занятиях, - особенности выполнения групповых заданий. Основное отличие нейропсихологических методов от педагогических методик или тестов на интеллект - оценивается не показатель “ сделал-не сделал” , а важным для специалиста является “как сделал” , за счет каких мозговых звеньев и механизмов. Почему для педагога важна “следящая диагностика” и нельзя ограничиться только тестами? В искусственно созданной ситуации обследования, один на один со специалистом ребенок может показать гораздо более высокий уровень, невозможно увидеть всю картину проявления его трудностей. А пользуясь групповой диагностикой, можно увидеть в реальных условиях как действует ребенок.

Слайд 6

Основные виды трудностей обучения В целом, все встречающиеся виды трудностей обучения у детей определяются тремя основными синдромами: I блок мозга- Дефицит функций энергетического блока. III блок мозга- Трудности программирования и контроля. II блок синдром слабости правополушарных функций Трудности переработки зрительной и зрительно-пространственной информации. II блок синдром слабости левополушарных функций Трудности переработки слуховой информации и фонематического анализа.

Слайд 7

КАК ВЫЯВИТЬ ДЕФИЦИТ ФУНКЦИЙ I (ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО) БЛОКА ? — ОСНОВНОЙ МЕТОД – МЕТОД НАБЛЮДЕНИЙ .

Слайд 8

СИМПТОМЫ ДЕФИЦИТА I БЛОКА МОЗГА: — Гиперактивность ; — Импульсивность; — Замедленность ( гипоактивность ); — Утомляемость; — Инертность; — Модально-неспецифические трудности памяти; — Дефицит фоновых ( позно-тонических ) компонентов движений: повышенное напряжение в руках, руки то вялые, то напряженные, неловкая поза, большая амплитуда движений, действие выполняется «всем телом», есть синкинезии ; — Эмоциональная лабильность.

Слайд 9

УКРЕПЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ I БЛОКА МОЗГА: — Улучшение физического здоровья; — Повышение сопротивляемости организма: бассейн, закаливание; — Физические упражнения; — Активный отдых; — Организация чёткого режима труда и отдыха ребенка в течение дня/месяца/года; — Регламентация, введение программы в каждый вид деятельности ребенка; — МОТИВАЦИЯ + ДОЗИРОВАНИЕ нагрузки +СМЕНА форм деятельности.

Слайд 10

Трудности программирования и контроля и серийной организации III блок мозга отвечает за программирование, контроль и регуляцию наших действий. В него входят префронтальные и лобные отделы головного мозга, потому третий блок мозга - это "передний" мозг.

Слайд 11

Симптомы слабости функций программирования и контроля: Основной метод -Следящая диагностика. — Медленное вхождение в задания; — Трудности ориентировки в условиях задания; — Трудности построения программы, её упрощение; — Инертность: повторение программы или её частей; — Импульсивность, лёгкая отвлекаемость; — Трудности контроля за выполнением задания; — Трудности переключения на другое задание.

Слайд 12

— Упрощение программы; — Инертное повторение программы (персеверации); — Поэлементное выполнение программы. Для исследования серийной организации дать ребёнку три простых задания по продолжению узора:

Слайд 13

II блок мозга ( слух, зрение)

Слайд 14

Следящая диагностика. Особенности связной речи: — Стереотипные простые предложения, отсутствие сложных предложений ; — Неразвёрнутость , краткость текста ; — Необходимость вопросов для построения полного предложения, текста ; — Пропуск смысловых кусков текста.

Слайд 15

Слабость переработки слуховой информации Проявляется в трёх аспектах: — Фонематический слух; — Словарь; — Слухоречевая память.

Слайд 19

Симптомы трудностей переработки зрительно-пространственной информации — Трудности запоминания маршрута; — Трудности овладения понятиями «право-лево» (реже верх-низ); — Избегание игр в конструктор, постройку замка; — Трудности соблюдения вертикальной и горизонтальной осей в рисунке; — Трудности соблюдения пропорций в рисунке; — Зеркальное копирование и написание букв.

Слайд 20

Игры при слабости переработки зрительно-пространственной информации — Пространство тела; — Зрительно-моторная интеграция; — Вербализация пространственных перемещений; — Зеркальная «перешифровка».

Слайд 21

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"

Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....