Полезные игрушки для детей дошкольного возраста
статья по психологии

Дудник Ольга Владимировна

Рекомендации родителям по выбору игрушек для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_igrushki.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Полезные игрушки для детей дошкольного возраста

Важной составной частью образовательной среды для ребенка является игра и игрушка. Для взрослых игрушка служит способом передачи опыта многих поколений своим детям. Она связующее звено между предметным миром взрослых и детей, помогает родителю наладить контакт с ребенком, развивать его, обучать и лечить.

Для ребенка игрушка источник радости, посредник общения с другими детьми, предмет для творчества, орудие овладения окружающим миром. Ваш ребенок усваивает нормы поведения в окружающем мире, а затем их воспроизводит. Этот процесс называется социализацией. Без игрушки социализация невозможна, потому что, взаимодействуя с игрушкой, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. Игрушка не только забава, она культурное орудие освоения мира.

Игрушки могут быть разных видов: развлекающие, развивающие, спортивные, строительные, технические, музыкальные, творческие – и все они нужны для гармоничного развития личности ребенка.

При покупке новой игрушки, проверьте, есть ли игрушки данного направления уже в детском уголке вашего ребенка. Если у ребенка есть уже две игрушки, которые выполняют только развлекательную функцию (юла-волчок, прыгающая лягушка), то лучше купите развивающую игрушку (конструктор, кубики) или творческую (раскраска, пальчиковая кукла). Игрушки покупайте позитивные, но среди положительных героев должны быть несколько отрицательных (Баба-Яга, Кощей) – они необходимы для  соблюдения ощущения реальности в ролевых играх и при разыгрывании сказочных сюжетов. Количество отрицательных «злых» игрушек должно быть небольшим, 1-2 игрушки будет достаточно. В игрушке, изображающей злого персонажа, ощущение отрицательности должно создаваться за счет одежды и внешнего облика, а не за счет злой гримасы и устрашающего искаженного выражения лица.

Многие современные игрушки, несмотря на их техническую сложность, не способствуют развитию творческих способностей ребенка, Дети ими манипулируют (заводят, пускают, нажимают кнопки для получения специального светового или звукового эффекта), а не играют.  Привыкшие действовать по шаблону, дети теряются при выполнении простых, но требующих самостоятельного мышления заданий. При прохождении тестов готовности к школе, дети не могут сложить из частей готовую фигуру известного им бытового предмета, дорисовать часть рисунка - задания, требующие отхода от шаблона, творчества, вызывают затруднения.

Игрушка – развивает, обучает, развлекает, лечит ребенка – она полезна и необходима. Антиигрушка – это тоже игрушка, но не выполняющая перечисленные функции, или выполняющая их с точностью наоборот.

Антиигрушка может быть внешне привлекательной и безопасной с медицинской и экологической точки зрения, но она не выполняет функции развития ребенка, она бесполезна. Таким образом, общее правило определения антиигрушки – она не полезна для развития ребенка!

Знание точных признаков антиигрушки поможет Вам, уважаемые родители, избежать необдуманной покупки.

Признаки:

  • Является точной копией предмета и не несет никакого творческого начала. Такой игрушкой можно только манипулировать (крутить в руках, нажимать нужные кнопки), но не играть, она тормозит развитие детской личности своей запрограммированностью. Ребенок осваивает и использует только то, что дает такая конкретная игрушка, он только потребляет технически сложные игрушки, не совершая с ними никаких игровых действий. А ведь именно игра способствует познанию мира.
  • Абстрактная, неестественного цвета, утратившая связь с реальностью. Например, несуществующее животное ядовито-зеленого цвета, или белый пушистый крокодил.
  • Транслирует (передает) негативное психоэмоциональное и духовно-нравственное содержание. Настольные игры и игрушки  с  мотивами разрушения, демонические игрушки с атрибутикой смерти снимают внутреннюю цензуру на глумление над смертью и страданиями, уничтожают ценность человеческой жизни. Эти игрушки способствуют танатизации (тяга к саморазрушению и смерти) детского сознания, являются причинами отклонений в поведении ребенка, повышенной агрессивности.

Игрушки-нечисть, или игрушки-нежить, способствуют демонизации детского сознания и являются траслятором (передатчиком) духовного разрушения: детских неврозов, пограничных психических состояний, психических заболеваний.

Антиигрушками являются куклы с акцентированными половыми признаками, куклы с нарушенными пропорциями и ярким макияжем, обнаженных воительниц с копьями и женоподобных мальчиков с накрашенными губами. Такие игрушки способствуют сексуализации детского сознания: нарушению психосексуального развития детей, ведущего к отклонениям в половом поведении, нарушению половой идентичности, неврозам.

  • Не веселит ребенка, не дает ему радость, а пугает и вызывает негативные деструктивные чувства: агрессию, злость, нервность.
  •  Способствует меркантилизации детского сознания, дает ориентацию только на модные дорогие игрушки, на игры, в которых приобретение любой ценой материальных благ оправдано (герой убивает, преступает закон ради обогащения любой ценой; в играх вместо фишек, наград, призов используются игрушечные деньги).

Не покупайте ребенку игрушку по его прихоти, удостоверьтесь, что его желание иметь конкретную игрушку стойкое и вам по карману. Учите ребенка мечтать о желанной игрушке и ждать ее появления у себя в детской. Отсроченность исполнения желания тренирует волю, снижает импульсивность поведения. Изобилие игрушек в детском уголке дезориентирует и невротизирует ребенка, ведет к рассеянности внимания, капризам, так как идет перенасыщение сенсорными раздражителями, от которых ребенок перевозбуждается и может даже заболеть. При ненужном изобилии снижается потенциал и ценность даже полезных игрушек, ведь ребенок идентифицируется (сливается) с любой игрушкой и полностью погружается в игровое пространство – происходит подавление личности ребенка. У ребенка исчезает радость от приобретения новых игрушек, он без огорчения выбрасывает старые. «Облегченное» отношение к вещам сопряжено с пресыщением и формирует небрежность в человеческих отношениях. Что же делать, если игрушек много, ведь их дарят ребенку Ваши родственники и друзья? Время от времени  прячьте часть игрушек, а затем вновь давайте их ребенку – старая забытая игрушка будет восприниматься с радостью, как новая.  Выберите игрушки, которыми ребенок постоянно играет, дайте возможность ими вдоволь наиграться, а потом поменяйте  на спрятанные. Ребенок не заметит исчезновения части игрушек, но не прячьте его любимую. Не выбрасывайте сломанные игрушки в мусорное ведро на глазах детей. Надоевшие игрушки, из которых ребенок  «вырос», помойте и почините вместе с ребенком и подарите их другому ребенку, соседям или в детский дом. Процесс отбора и подготовки игрушек проведите вместе с ребенком.

 «Дарите игрушки в соответствии с возрастом ребенка»

0-6 месяцев.  Игрушки, помогающие ребенку получить зрительную, слуховую и тактильную информацию о мире. Яркие, контрастные цвета, разная форма и фактура мобилей, неваляшек, погремушек, музыкальных игрушек способствует развитию зрительных анализаторов, стимулирует мелкую моторику. Мягкие, теплые, чтобы можно было мыть и купать, лучше звучащие.

6 мес-1год. Покупайте те же игрушки, дополнительно купите кольца-прорезыватели для зубов, мягкие большие кубики, мячики, тряпичные куклы с наполнителями, неваляшки, каталки, мисочки, кубики не более 3-4 деталей, мягкие книжки, игрушки для ванной. Эти игрушки развивают моторику, познавательные способности.

1-3 года.  Пирамидки, кубики, матрешки, машинки, которые можно катать, музыкальные игрушки, заводные игрушки, совки, ведерки, формочки, мячи, обручи, куклы. Эти игрушки развивают зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, познавательные способности, речь, предметную деятельность. С 2 лет у игрушек свое место, можно засыпать с мягкой игрушкой.

3-5 лет.  В этом возрасте полезны игрушки, способствующие становлению личности, внутреннему развитию ребенка.  Покупайте наборы для сюжетно-ролевых игр, бытовые игрушки, похожие на оригинал, различные куклы, кукольную мебель, машинки, фигурки солдатиков, животных и других персонажей, мультфильмы, книжки со сказками, творческие игры (лепка, рисование, конструирование и др.)

5-7 лет. Добавьте к предбудущим игрушкам мячи, скакалки, подвижные коллективные игры типа «Твистер», кукольные домики, рыцарские замки.

7-10 лет. В этом возрасте ведущей деятельностью становится не игровая, а познавательная, поэтому главными игрушками становятся книжки, настольные игры, головоломки, наборы для творчества, конструкторы.

Покупайте игрушки с учетом пола ребенка. Правильно подобранная игрушка формирует неустойчивую половую идентификацию ребенка  - потребность и умение ощущать себя мальчиком или девочкой. Мальчикам необходимо иметь оружие для защиты: луки, ножи, мечи, доспехи; наборы солдатиков и военной техники, аксессуары  для ролевых «мужских» игр. Девочкам покупайте кукол-малышей с приданым, кукол-девочек с комплектом одежды и аксессуарами, игрушечную посуду, мебель, кухонное оборудование, наборы для сюжетно-ролевых игр в «доктора», «парикмахерскую», «школу». Вместе с тем, играть гендерными игрушками дети должны вместе. Нужно предлагать мальчикам игрушки девочек и наоборот.

Не распоряжайтесь самостоятельно игрушками ребенка – уважайте его собственность. Разрешайте ребенку по своему желанию делиться игрушками со сверстниками. Если некоторые из игрушек «устарели» по возрасту для Вашего ребенка, посоветуйтесь с ним, куда деть игрушку, предложите ее подарить младшим детям. Ни наводите самостоятельно порядок в детском уголке, проявляйте уважение к его индивидуальному пространству.

Помните, это не безобидно! Нарушение правил личного пространства и личных вещей ребенка провоцирует развитие детского воровства.

Не выбрасывайте на глазах ребенка сломанные игрушки в мусорное ведро, уберите ее незаметно для ребенка.

Когда приносите из магазина новую игрушку, то распаковывайте ее вместе с ребенком, разделите его радость от получения желанной игрушки. С новой игрушкой обязательно поиграйте вместе с ребенком, покажите ее возможности. В совместной игре со своим ребенком, Вы можете легко прививать ему нужные нормы поведения – они усвоятся быстрее и прочнее, чем в обычной наставительной беседе, так как запоминанию будет способствовать положительный эмоциональный фон.

                                                 Педагог-психолог: Дудник Ольга Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Полезные игры для детей дошкольного возраста"

   Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, е...

Консультация для родителей "Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Как сформировать полезные привычки у детей дошкольного возраста"...

8 полезных сказок для детей дошкольного возраста

8 ПОЛЕЗНЫХ СКАЗОК1. В. Сутеев «Яблоко». Сказка рассказывает о том, насколько замечательно делиться с друзьями.2. К. Чуковский «Тараканище» Специально для трусишек. Учит не подд...

Полезные пособия для детей дошкольного возраста

Для полноценного и гармоничного развития ребенка не всегда нужны какие-то редкие и дорогие игрушки. Чаще всего обычная пирамидка, мяч, деревянный конструктор принесут ребенку намного больше радости и ...

статья "Полезные игрушки для детей раннего возраста""

Консультация для родителей "Полезные игрушки для детей раннего возраста"Радует, что индустрия детских товаров не стоит на месте. На сегодняшний день взрослые могут приобрести игрушки, р...

Интересные и полезные игрушки для детей раннего возраста

Многие родители озадачены вопросом всестороннего развития ребёнка, а магазины наполнены  огромным разнообразием детских игрушек. Как не запутаться в ярких картинках и выбрать лучшие развивающие и...