Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Трудные дети"
учебно-методический материал по психологии

Яковлева Оксана Михайловна

Цикл семинаров-практикумов для педагогов ДОУ

 «Трудные дети»

 

Тема: «Методы взаимодействия с агрессивными детьми»

 

 

           Агрессия деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

 

          Агрессия (гнев) присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

 

         Агрессия – происходит от латинского aggredi, что означает «нападать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_agressii.docx48.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл семинаров-практикумов для педагогов ДОУ

 «Трудные дети»

Тема: «Методы взаимодействия с агрессивными детьми»

           Агрессия  деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

          Агрессия (гнев) присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

         Агрессия – происходит от латинского aggredi, что означает «нападать».

Виды агрессии:

  • физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
  • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань).

      Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:

  1. Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.
  2. Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

Причины агрессивного поведения у детей:

  • Образец агрессивного поведения. Дисгармонические отношения родителей, жестокое обращение с детьми или к другим людям. Разрешение на агрессию, одобрение агрессивного поведения.
  • Воздействие средств массовой информации. Систематический просмотр фильмов-ужасов, фильмов со сценами жестокости, насилием, агрессивных компьютерных игр.
  • Проявление психического заболевания. (психопатии, нарушения интеллекта, РАС…)

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

  • скандалы в семье;
  • применение физической силы во время семейных ссор (драки);
  • грубое, жестокое обращение с ребенком;
  • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;
  • просмотр боевиков, сцен насилия, как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;
  • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!»

Признаки агрессивного поведения дошкольника:

-Постоянно теряет контроль над собой.

-Слишком говорлив, чрезмерно подвижен.

-Не понимает чувств и переживаний других детей.

-Часто специально раздражает, спорит и ругается со взрослыми.

-Создает конфликтные ситуации.

-Постоянно винит других в своих ошибках.

-Суетлив, импульсивен.

-Часто дерется, сердится.

-Не может адекватно оценить свое поведение.

-Имеет мускульное напряжение.

-Мало и беспокойно спит

- Отказывается участвовать в коллективных играх

- Отказывается выполнять правила.

- Завистлив, мстителен.

- Чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих, нередко раздражающих его.

Делать какие-либо предположения о наличии агрессии у ребенка, можно тогда, когда на протяжении не менее шести месяцев в его поведении наблюдаются хотя бы четыре из перечисленных признаков.

Профилактика агрессивного поведения

Для профилактики детской агрессивности важно поддерживать в коллективе детского сада атмосферу заботы, поддержки, а также теплоты. Также такая атмосфера должна поддерживаться и в семье ребенка, так как чувство защищенности и уверенность в любви родителей способствует более продуктивному развитию ребенка. Чем более уверенным является ребенок, то тем реже он будет испытывать чувство гнева, зависти, тем меньше он будет проявлять агрессивность.

Родителям и педагогам следует сконцентрироваться на формировании желательного поведения у ребенка, а не на искоренении нежелательных проявлений характера у ребенка. Важное условие предупреждение агрессивности в поведении – это последовательность в действия по отношению к детям. Наибольший уровень проявления агрессивности демонстрируют те дети, которые не знают, какая реакция родителей последует за поведением ребенка. В целом, требования по отношению к детям должны быть разумными, тогда как на их выполнении необходимо настаивать, явно показывая, чего от них ждут.

Следует избегать немотивированного применения угроз или силы для контроля детского поведения. Чрезмерное злоупотребление такого рода мерами воздействия способствует формированию у них аналогичного поведения, а также выступает в качестве причин проявление в их характере таких особенностей, как злость, упрямство и жестокость.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, контролировать собственное поведение. Дети должны иметь представление о последствиях того или иного своего поведения, а также знать о том, как их действия могут восприниматься окружающими людьми. Следует также обсуждать педагогам спорные моменты с родителями и объяснять причины тех или иных поступков, все это способствует формированию и развитию такой важной характеристики, как чувства ответственности за поведение у родителей.

Ребенок имеет право выражать собственные негативные эмоции, вместе с тем, делать это оно должен не только посредством крика, визга, драк, ломания и швыряния игрушек. Необходимо дать понять ребенку, что его агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Следует учить детей выражать собственные переживания, называть все своими именами. Важно помнить о том, что чем больше агрессии со стороны взрослого, то тем больше враждебности зарождается в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим обидчикам, ребенок начинает отыгрываться на младших или более слабых детях или на животных.

Для ребенка порой важно просто понимание, и даже одно доброе и ласковое слово способствует снятию агрессивности у ребенка. В других случаях только сочувствия или только принятия ребенку может быть недостаточно.

Основная задача и педагогов, и родителей заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами.

Дайте выход гневу!

Психологи рекомендуют в момент наивысшего накала страстей, дать возможность ребёнку выплеснуть свою агрессию, сделать то, что он хочет: например вместе с ним нарисовать обидчика, представить его в самых разных ситуациях, написать, то что хочет Ваш ребенок или сделать запись под его диктовку. Отмечено, что вовремя не выплеснувший свой гнев и агрессию ребёнок, пойдёт иному пути, пути мести.

Вместе с тем, не стоит пытаться полностью отгородить ребенка от негативных переживаний. В повседневной жизни избежать обиды, гнева очень и очень сложно. Важно обучить ребенка противостоять агрессорам, а не копировать их, а также говорить «нет», не поддаваться на провокации, с юмором относиться к мелким неудачам и знать, что взрослые всегда помогут.

В любом случае, важно помнить о том, что только личный пример и формирование таких качеств, как сопереживание, сочувствие, желание помогать другим людям, способно противостоять агрессии и всему тому негативу, что окружают любого человека.

Игровые технологии коррекции агрессивного

 поведения детей:

1.Игры с правилами
2.Игры-соревнования
3. Игры – драматизации.
4. Коллективные дидактические игры.
5. Сюжетно-ролевая игра.
6. Психотехнические освобождающие игры. Режиссерские игры.
7. Народная игра.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ.

- Бить подушку или боксерскую грушу.

- Топать ногами.

-Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

- Втирать пластилин в картонку или бумагу.

- Посчитать до десяти.

- Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

- Вода хорошо снимает агрессию.

- Комкать и рвать бумагу.

- Дартс, кегли

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ГНЕВОМ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение “Апельсин”.

 

Упражнение “Апельсин (или лимон)”

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачек, откатите апельсин ( некоторые дети представляют  что они выжили сок ) ручка теплая …, мягкая.., отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

Игры для снятия агрессивного поведения

         Маленькие дети зачастую попросту не знают как правильно выплёскивать свои эмоции, от этого и появляется агрессия. Психологи советуют чаще предлагать детям игры, в которых можно покричать, потолкаться, попрыгать. Вообщем, избавиться от всего негатива. Сегодня мы попробуем поиграть в некоторые игры.

  • Конкурс кричалок. Ребёнок только и слышит «не шуми, не кричи, ты не в лесу». Но ребёнку необходимо хотя бы раз в день набегаться, напрыгаться и накричаться от души. Можно использовать в своей работе
  • Игра «Доброе животное». Встаём все в круг и берёмся за руки. Представим, что мы большое доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. Сделаем шаг вперёд – вдох, назад – выдох. Послушаем как бьётся доброе сердце нашего большого животного. Левую руку положим себе на сердце. Потом разобьемся на пары и послушаем сердце соседа. И слушаем как оно стучит. Эту игру можно предлагать малышам, когда ему никак не успокоиться.
  • Игра «Барашки». Разбиваемся на пары. «Рано-рано два барана повстречались поутру». Разрешите детям пободаться и несильно потолкаться. Только сразу предупредите, что делать это нужно осторожно, так, чтобы соседу не стало больно.

Детям просто необходимо давать возможность выплеснуть свои эмоции, которые накопились за день. С помощью такой игры направляем энергию детей в мирное русло. Начинаем и заканчиваем игру по сигналу взрослого.

  • Игра в обзывалки. «Обзываться будем по правилам» (мячик передаём соседу и обзываем его овощем, фруктом, животным). Вообщем, обзываться можно как угодно, но только хорошими словами. А заканчиваем упражнение всегда хорошими словами. «А теперь скажем друг другу что-то приятное» (Машенька, а ты солнышко)
  • Игра с разными животными (пушистый зверёк, крокодил, мягкая собачка) Проводим каждому ребёнку по руке по очереди. Опишите, что вы чувствуете, какая игрушка (собачка мягкая, пушистая, приятная). Теперь закроем глазки (по очереди) и постараемся отгадать кто лапкой дотронулся до руки.

Такая игра учит прислушиваться к своим ощущениям и эмоциям, и точно снизит уровень агрессивности.

 

Рекомендации педагогам:

  • Необходимо сообщить о подобном поведении родителям и предложить консультацию психолога
  • Контролировать конфликтные ситуации среди сверстников
  • Сохранять спокойствие и объяснить недопустимость такого поведения
  • Показать, что Вы понимаете эмоции ребёнка: «Ты рассердился потому что…»
  • Предложить конструктивный вариант решения конфликта, учить выражать недовольство словами и контролировать агрессию
  • Не навешивать на ребёнка ярлык «монстра, изгоя» в группе, а постараться помочь ему. Поощрять за малейшие проявления позитивного общения.
  • Для агрессивных детей стараться не использовать частицу «не». Если ребёнок тянет кошку за хвост, вместо того, чтобы говорить «не тяни за хвост, лучше погладь кошечку, ей так будет приятнее». Вместо «не дерись, не бросайся песком; давай лучше вместе слепим куличики и поиграем в игру».
  • Работать с семьёй ребёнка – тактично подсказывая приёмы коррекции агрессии.

Работа родителей с детьми:

Если у ребенка появляются приступы агрессии, то необходимо знать, в чем заключается коррекция агрессивного поведения у детейи сразу же начинать ее проводить.

  1. Для начала взрослым нужно работать над собой, ведь их поступки и поведение всегда служат примером для детей. При ребенке не должно быть никаких ссор и конфликтов.
  2. Не нужно родителям наказывать ребенка по любому поводу. Ребенок больше нуждается в любви и понимании, а не в постоянных наказаниях.
  3. Когда ребенка начинает одолевать злоба, нужно постараться сразу переключить его внимание на что-то интересное и увлекательное.
  4. Если ребенок проявил агрессию, нагрубил или кого-то обидел, нужно с ним поговорить. Объяснить, что так поступать нехорошо, что такие поступки огорчают маму или папу, но при этом любить меньше его никто не стал. Он должен чувствовать поддержку своих близких.
  5. Если ребенку нужно избавиться от негативных эмоций, можно предложить ему побить подушку или порвать старые газеты. А также специально для этой цели купить боксерскую грушу.
  6. Проводите с вашим ребенком больше времени, спокойно разговаривайте с ним о том, что делается в детском саду, интересуйтесь тем, как там играют, как гуляют, а не только тем, какие проводятся занятия
  7. Ищите вместе с ребенком способы разрешения конфликтов, не побуждая его дать сдачи или как-либо еще защититься физически.
  8. Помогите своему малышу не утверждаться в образе «трудного ребенка» и не поддерживайте этот его образ в глазах воспитателей. Вы легче добьетесь положительных результатов, если вместо того, чтобы конфликтовать с детским садом, будете рассматривать ситуацию с вашим ребенком критически.

Профилактика агрессивного поведения детей заключается в следующем:

  • Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ребенок.
  • Следить за друзьями ребенка, их поведением. А также ознакомиться с играми, в которые они играют.
  •  Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.
  • И главное любить и понимать своего ребенка.

Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребенка может и не коснуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....

Семинар-практикум "Как помочь педагогам справиться с негативом и не переносить его на детей"

Обучение педагогов конструктивным методам общения с детьми....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации молодых педагогов в инновационной образовательной среде»

Проблема конфликта между родителями и педагогом - это глобальная проблема общества в целом,самой системы образования.Существует также множество субъективных причин,которые даже при очень хорошем воспи...