Значение сюжетно-ролевой игры
статья по психологии

Жарова Надежда

Сюжетно-ролевая игра, ее роль в формировании личностного комплекса ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Значение сюжетно-ролевой игры91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры.

 Одним из важных этапов дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра. В основе сюжетно-ролевой игры лежат правила, которым необходимо подчиняться. Сюжетно-ролевая игра может рассматриваться, как один из инструментов развития в ребенке важного социального навыка – соблюдения правил, даже тогда, когда этого не хочется.

Осваивая в ходе игры правила ролевого поведения, ребёнок постигает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети начинают осознавать мотивы и цели деятельности взрослых: отношение к людям и вещам, к своему труду, событиям и явлениям общественной жизни. Во время игры формируется положительное отношение к образу жизни других людей, их поступкам нормам и правилам поведения в обществе.

 Важно отметить, что в сюжетно-ролевой игре заложен социальный мотив. Для ребёнка игра – это возможность оказаться в мире взрослых и самому разобраться в системе их отношений. Со временем подмена настоящих отношений уже перестаёт удовлетворять ребёнка, у него зреет мотив для смены своего статуса. И единственный способ для осуществления этого - пойти в школу.

Игры ребенка богаты эмоциями, зачастую такими, которые в реальной жизни ему не доступны. Л.С. Выготский говорил: «Ребёнок, создавая в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, испытывает самые настоящие чувства». По мере усложнения игры и игрового замысла чувства детей становятся всё более осознанными и сложными. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам, способствуют зарождению таких же качеств у ребёнка. Сюжетно-ролевая игра – это школа чувств, в которой формируется эмоциональный мир ребёнка.

Сюжетно-ролевая игра способствует интеллектуальному развитию ребёнка. Этому способствует развитие замысла в сюжетно-ролевой игре. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между различными жизненными явлениями.

Развитие творчества и воображения одна из функций сюжетно-ролевой игры. Для осуществления игрового замысла в сюжетно-ролевой игре ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если таковых нет под рукой, то дети заменяют одни предметы другими, наделяя их воображаемыми признаками. Способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского периода. Чем старше и более развиты дети, тем требовательней они относятся к предметам игры, тем больше ищут в них сходство с действительностью.

Л.С, Выготский доказал, что развитие детского воображения напрямую связано усвоением речи. Между речью и игрой существует двухсторонняя связь. С одной стороны в игре развивается и активизируется речь, а с другой – под влиянием развития речи получает развитие и сама игра. Ребёнок называет свои действия словами и этим самым осмысливает их. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссёрских играх, где ребёнок не берёт на себя роль, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них.

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре – одна из её характерных черт. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнёров, сами устанавливают игровые правила и следят за их исполнением, регулируя взаимоотношения. Но самое главное заключается в том, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, своё представление, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко)

Возраст детей

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 года

Отдельные игровые действия игрового характера

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет – цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4года -5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие чёткий ролевой характер

Роль называется. Дети по ходу игры могут её менять

Цепочка из трёх, четырёх взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры. Каждый ребёнок придерживается своей роли до конца игры

Цепочка игровых действий, объединённых одним сюжетом, который соответствует логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются до её начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации. Действия разнообразны соответствуют реальным отношениям между людьми

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте (ДОКЛАД)

В докладе представлены: определение игры, классификация игр по С.Л. Новоселовой, этапы развития игровой деятельности, этапы руководства сюжетно-ролевой игрой....

Консультация для родителей. Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности.Невозможно  представить себе ра...

Консультация для родителей. ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.»

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...

Значение сюжетно-ролевой игры "Школа" для дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь , овладеть необходимым опытом....

Значение сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте

Значение сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте...