Семинар-практикум для родителей "Мой ребёнок и его индивидуальные особенности"
консультация

Левошко Екатерина Викторовна

Мастер-класс направлен на то, чтобы научить родителей видеть в ребенке уникальную личность, повысить коррекционно- педагогическую компетентность (обогащение теоретического и практического опыта) родителей для оказания помощи детям, находящихся в состоянии зрительной депривации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности»

«Семейный уклад охватывает ребенка

со всех сторон и отовсюду ежеминутно

проникает в душу».

К.Д. Ушинский

Задачи:

  • Познакомить родителей (папу и маму) с психологическими особенностями развития ребенка с нарушениями зрения.
  • Научить родителей видеть в ребенке уникальную личность, повысить коррекционно- педагогическую компетентность (обогащение теоретического и практического опыта) родителей для оказания помощи детям, находящихся в состоянии зрительной депривации.
  • Подтвердить эффективность комфортного взаимоотношения детского сада и семьи по вопросам воспитания, развития и обучения детей с нарушением зрения.

Ход мероприятия:

Приветствие.

Добрый вечер, Уважаемые родители!
Очень рада видеть Вас на нашем мероприятии, рада, что Вы нашли время прийти к нам, чтобы обсудить ряд важных вопросов.
А чтобы настроиться на совместную работу предлагаю Вам поиграть в хорошо знакомую детскую игру «Данетку»: Я буду задавать Вам вопросы, Если Вы со мной согласны – громко говорите ДА, а если не согласны, то НЕТ.
Крикните громко и хором, друзья!
Детей своих любите? 
С работы пришли, сил почти нет,
Вам хочется лекции слушать здесь?
Я Вас понимаю, как быть нам тогда?
Проблемы детей решать нужно нам?
Дайте тогда мне скорее ответ,
Детям помочь Вы откажитесь?
Последний вопрос Вам задам я друзья,
Активными будем сегодня все?

Психологические особенности детей с нарушениями зрения.

Появление в семье ребенка с нарушением зрения влечет за собой ряд

проблем, возникающих вследствие непонимания и незнания особенностей

развития ребенка и его воспитания. Ребенок с нарушением зрения создает

новые психологические условия в семье. Перед родителями возникает

трудная задача преодоления эмоционального барьера неприятия ребенка с

нарушением зрения членов своей семьи.

Однако любовь и привязанность родителей к ребенку помогает преодолеть

им возникающие трудности, реально взглянуть на специфические проблемы

его воспитания в семье, познакомиться со специальными приемами и

методами воспитательной работы и овладеть ими.

В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения. Особенности деток, отличающие их от сверстников с нормальным зрением, проявляются уже при первом знакомстве.

  • не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений)
  • контакт глазами, общение жестами - ограничен, или почти отсутствует
  • речевой контакт организован лучше, но у детей трех - четырех лет в большинстве случаев – задержка речевого развития. У детей постарше - часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей. Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу.

Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах - как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей, им в большей степени требуется организующая помощь взрослого, на первых порах на всем протяжении игры. Правила игры приходится много раз повторять заново, и, хотя действия детей, как правило, стереотипны, фрагментарность восприятия мешает им удерживать целостный образ игрового сюжета. Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности.

Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей.

Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций.

Кроме того, для детей с нарушением зрения, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестов вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности. Они реже пользуются жестами и только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Обращает на себя внимание и тот факт, что таким детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре. С одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.

Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для них характерны стереотипии - косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы.

В результате в содержании придуманных детьми рассказов мало своих собственных сюжетов. В основном в них представлены картины и отрывки из известных сказок и рассказов. Но и они страдают стереотипностью, малой вариативностью, отсутствием целостности; слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествований.

Изучение творчества детей с нарушением зрения показывает влияние зрительной недостаточности на темп развития креативной творческой игры и требует специальной коррекции, обучающего этапа, направленного на прочное овладение способами игрового действия, выражение своих эмоций, что в дальнейшем позволяет детям проявлять и развивать свой творческий потенциал.

Упражнение «Цветок»

Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок». Инструкция: предлагаю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества. Вывод: Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка! Может быть, некоторые качества у вас и совпали. Рефлексия: - Было трудно? - Какие ощущения вызвало у Вас это упражнение? - Легко ли Вам было заполнять? Почему?

Упражнение «Фигуры» (сплочение группы)

Участникам тренинга предложить построиться так, чтобы получился ровный круг, квадрат, сердечко, солнце, яичницу, птичий косяк.

У детей с нарушением зрения нет каких-то совершенно особых качеств личности, которых не имеется у нормально видящих. Вместе с тем зрительный дефект оказывает отрицательное влияние на развитие различных компонентов личности: самостоятельности, активности, коммуникабельности, что в свою очередь, нарушает социальные связи ребенка, его взаимодействие с окружающей средой.

Воспитательная работа с детьми, страдающими нарушением зрения, представляет симбиоз психологических и педагогических коррекционных методов работы, направленных на формирование социально-адаптивных навыков.

Ведущая роль воспитания ребенка с нарушением зрения принадлежит семье, правильному отношению родителей к дефекту ребенка. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Возникает ряд проблем:

  • родители стесняются своего ребенка, прячут его от знакомых, избегают разговоров о детях на работе, среди друзей; перестают ходить в гости и приглашать друзей в свой дом, ведут затворнический образ жизни;

  • ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как обиженное судьбой существо, нуждающееся в постоянной помощи. Взрослые члены семьи окружают ребенка чрезмерной заботой, все делая за него, лишая ребенка самостоятельности. Иногда это сопровождается захваливанием ребенка, что в будущем может привести к серьезным разочарованиям. Чрезмерная забота и пека приводит к созданию нездоровой, тепличной среды, которая существенно вредит развитию ребенка;

  • родители чувствуют свою «вину» перед ребенком и засыпают его подарками. Часто в таких семьях существует эмоциональное отчуждение между членами семьи. Благополучие ребенка в семье (он ухожен, хорошо одет) только кажущееся. Ребенок одинок, чувствует свою ненужность.

Дом, родители – это истоки, с которых берет начало характер ребенка, формируется ценность его как личности. Поэтому родители должны преодолеть психологический барьер, принять ребенка таким, каков он есть. Ребенок должен чувствовать, что он полноправный член семьи со своими правами и обязанностями. Этому способствует совместная эмоциональная деятельность родителей и ребенка.

Родители должны запастись терпением в воспитании ребенка. Нарушение зрения ограничивает его возможности, и для достижения результатов нормально видящих ему потребуется приложить гораздо больше усилий. Чистосердечно радуйтесь успехам ребенка, не замечайте его неудачи.

Предоставляйте ребенку больше самостоятельности, учитывая его зрительные возможности. Требуйте выполнения конкретных, доступных и постепенно усложняющихся заданий.

Формирование самостоятельности и уверенности в себе, умение, понимать настроение, сопереживать поможет ребенку чувствовать себя эмоционально благополучно в среде сверстников, успешно адаптироваться в школе, а в дальнейшем найти свое место в жизни общества.

Упражнение «Чудесный мешочек»

Цель: формирование позитивных установок восприятия своей семьи.

Оборудование: мешочек с различными мелкими предметами.

Психолог проходит по кругу с мешочком, в котором находятся различные мелкие предметы. Каждый из участников опускает руку в мешок и, не заглядывая в него, берет любой предмет. После того как все получат по одному предмету, психолог объясняет правила игры.

Психолог. У вас в руках по предмету. Найдите сходство между ними и вашей семьей. Мне достался пластмассовый шарик. Шарик — круглый. В нем нет углов, а значит, нет острых неразрешимых проблем. Наша семья всегда собирается за круглым, как этот шарик, столом. Это и есть то, что объединяет шарик и нашу семью.

Что же значит для развития слабовидящего ребенка семейная атмосфера, позволяющая ему адаптироваться в обществе зрячих?

Уважительное отношение к личности всех членов семьи, в том числе и к личности ребенка-инвалида (слова ребенка не подвергаются сомнению, его способности и возможности не умаляются, его суждения спокойно выслушиваются и поправляются без того, чтобы его унизить). В таких условиях формируются предпосылки для развития у ребенка адекватного уровня собственного достоинства. Ребенок воспринимается в семье не как объект благоговейного почитания или жалости, а как полноправный и ответственный участник семейных отношений.

Душевное тепло, связывающее всех членов семьи. Потребность в общении у слабовидящего ребенка неразрывно связана с его потребностью в ласке. Потребность в сердечной теплоте, нужда в одобрении и поощрении у ребенка с нарушением зрения не менее сильны, чем потребность в любви. Ласка родителей смягчает характер ребенка, вызывает контактность, создает такое равновесие, без которого не может быть продуктивного воспитания и обучения. Теплые, дружеские семейные контакты создают чувство защищенности, покоя и раскованной свободы, необходимые для оптимального развития слабовидящего ребенка.

Безусловное принятие ребенка семьей, безусловная родительская любовь. Большая требовательность к ребенку без скидок на дефект, основанная на любви и уважении к ребенку. Потому регуляция и контроль над поведением ребенка осуществляются мягко и предельно рационально, включая целесообразную строгость и бескомпромиссность в подчинении нравственным законам. Речь при этом идет не столько о наказании, сколько об умении научить ребенка тому, что хорошо и справедливо.

Вовлечение слабовидящего ребенка постепенно, но систематически в труд по самообслуживанию, в бытовой труд, помогающий взрослым, а также специально организованные занятия по ориентировке в пространстве и дидактические игры, развивающие и тренирующие его интеллектуальную сферу. В такой семье ребенок поощряется взрослыми, а затем и сам испытывает радость от самостоятельного преодоления трудностей, от исследований, от действий по собственной воле и инициативе. Он учится вступать в прямое взаимодействие с предметным миром, а также в общение с людьми. Его опыт взаимодействия с окружением служит источником коррекции его восприятий и знаний.

Развитие индивидуальных положительных особенностей, преимуществ ребенка. Это умение вовремя, а главное за дело похвалить ребенка. Такая оценка деятельности ребенка взрослым, не его недостатков. Ошибок, а прежде всего достоинств, фиксирующая то, что хорошо получается, помогает сделать труд и обучение слабовидящего ребенка радостным и интересным, способствуя тем самым максимальному компенсаторному эффекту.

Умение взрослых членов семьи спрашивать с себя не меньше, а больше, чем со своего ребенка; постоянно проверять и контролировать самих себя: прав ли я, правильно ли я поступил, не позволю ли я своему плохому настроению выливаться на моего ребенка и т.п. таким родителям присуще постоянное стремление к самосовершенствованию. Это стремление обеспечивает им, как и все семье, непрерывное прогрессивное движение к лучшему.

От того, как организована жизнь в семье слабовидящего ребенка, зависит формирование его личности, успехи в школе, самочувствие в коллективе сверстников и в более широком социальном кругу.

Игра «Солнышко»

Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, не считая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками (один лучик рассчитан на одного участника). Листы передаются до тех пор, пока ни пройдут весь круг и не вернутся к своему хозяину. Эта игра предназначена для того, чтобы вызвать у участников положительные эмоции, оставить приятные воспоминания о работе на данном мероприятии.

Заключительная часть.

Ну, вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он помог вам в

воспитании ваших детей. В заключении я предлагаю упражнение

«Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой

- радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить

аплодисментами. Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы

находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо.

Рефлексия участников тренинга.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №72 для детей с нарушениями зрения»

муниципального образования города Братска

665708, РФ, Иркутская область, город Братск, ж.р. Центральный, ул.Подбельского, д.23А

Тел/факс: 8(3953) 45-72-32

Семинар-практикум для родителей, воспитывающих ребёнка с нарушениями зрения.

Тема: «Мой ребёнок и его индивидуальные особенности»

Подготовила

Педагог-психолог

Левошко Екатерина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл семинаров-практикумов для родителей, воспитывающих ребёнка-дошкольника

Представлен цикл консультаций по оказанию комплексной помощи семье, воспитывающей ребёнка-дошкольника...

Семинар – практикум для родителей средней группы детского сада. Тема. Особенности семейного воспитания.

Цель. Просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка....

Семинар - практикум для родителей "Готовность ребёнка к школе"

Цель: формирование родительской компетентности в области психолого-педагогической готовности детей к школеЗадачи:1....

Авторский конспект семинара практикума для родителей «Здоровый ребёнок – счастливая семья!» с использованием здоровьесберегающих, ИКТ и игровых технологий.

Цель разработки: формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей, повышение педагогического мастерства родителей по использованию здо...

Семинар-практикум для родителей "Знакомство ребёнка с сенсорными эталонами"

В материале представлены примерный перспективный план,задания для родителей к встречам на семинаре,памятка для родителей...

Семинар-практикум «Игровая форма развития ребёнка»

Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома....

Презентация выступления специалистов ГБОУ Школа №305 г. Москвы на семинаре-практикуме для педагогов "Дети с ОВЗ в ДОУ. Особенности организации работы"

Ежегодно специалисты дошкольного отделения ГБОУ Школа №305 освещают вопросы работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В 2021 учебном году состоялся семинар-практикум для воспитателей. ...