«Готовим ребенка к школе».
консультация по психологии

Мерзликина Неля Анатольевна

«Готовим ребенка к школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovim_rebenka_k_shkole.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                «Готовим ребенка к школе».

У ребенка 6-7 лет должен быть уже накоплен опыт наблюдения за явлениями природы. На прогулках, экскурсиях за город, в труде по уходу за растениями, домашними питомцами дети получают ясные представления о пользе домашних животных, деревьях, травах, цветах и птицах. Знания о природе, событиях окружающей жизни является хорошим подспорьем в учебе.

Важно поощрять  детскую любознательность: обстоятельно отвечать на детские «почему?», «зачем?». Иногда родители не воспринимают детские вопросы всерьез, что «убивает» детскую любознательность. Надо отвечать на детские вопросы правильно. И желательно научить детей отвечать развернуто на ваши вопросы, потому что развитие устной речи очень важно для будущего первоклассника  и обязательно к поступлению в 1 класс ребенок должен произносить все звуку в словах, так как неправильная речь может явиться серьезной помехой в выработке навыков грамотного письма. Хорошо, если до поступления в школу  ребенок научится связно рассказывать сказу, небольшой рассказ, стихотворение, а также загадки, пословицы и поговорки.

До школы необходимо развивать мышление ребенка, сообразительность. Организуйте дома с детьми занятия. Упражняйте их в счете конкретных предметов (кубиков, палочек, орехов и др.) в пределах 10-20, в устном прямом и обратном счете в пределах первого десятка; учите решать простые задачи, лучше на наглядном, конкретном материале.  В ходе игр дети могут наблюдать, что одни предметы больше, длиннее, другие меньше, короче, ближе, дальше. Надо чаще обращать на это внимание.  Известно, что труднее всего дети овладевают письмом. При занятиях за столом очень важно следить за позой ребенка: ноги устойчиво стоят на полу, поясница опирается на спинку стула, локти лежат на столе. К 5-6 годам у детей возникает желание познакомиться с буквами, складывать слоги, читать.

Ребенок будет успевать в школе и хорошо себя чувствовать, если у него воспитана опрятность, дисциплина, навыки самообслуживания, уважение к учителю и товарищам. Помните, что подготовка к школе решается на протяжении всего дошкольного возраста, а не одним годом.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков – не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти в разрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка.

Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезны для развития восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова: предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые. Разучивайте  с ним стихи, скороговорки  и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Играйте с ребенком в настольные игры, умение следовать правилам поможет ему быстрее адаптироваться в школе. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления – что в них общего и чем они отличаются.

 Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры – лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами – все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка, и способствуют развитию мышления ребенка. Подготовке к письму помогут  разнообразные ручные занятия: ребенок может рисовать, лепить из глины и пластилина, штриховать рисунки, вырезать из бумаги, изготавливать игрушки из картона, дерева, коры, шишек. Используйте подручные средства – можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички. И, как бы ни продвигались объективные успехи будущего школьника, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям. Если ваш ребенок идет в школу, чтобы узнать много нового, осознает, что уроки нужно делать и выполнять правила поведения школьников, значит, у него сформирована учебная мотивация. Но если он идет в школу только ради нового портфеля, новой формы, а интересуют его в школе сверстники и перемены, значит, вам надо ему еще многое рассказать о школе.

Уважаемые родители будущих первоклассников, не следует ждать от детей невероятного  прогресса или каких – либо сверх достижений с первых дней учебы в школе. Основная задача всей начальной школы – научить ребенка учиться, другими словами – научить его непосредственно процессу  учебы: как лучше понимать и запоминать новый материал, как повторять пройденное, как правильно сидеть за партой, как пользоваться книгой, как выполнять задания. Задача родителей – быть терпеливыми и внимательными, поддерживать малыша и показывать свою любовь к нему. Тогда в будущем он обязательно порадует вас своими достижениями в учебе.

Каким должен быть рюкзак первоклассника

Ранцы были известны и в царское время – посмотрите картины художников. Но потом их забыли, потому что шились из натуральной кожи, а она стоила дорого. И ее было мало в стране. Намного проще оказалось шить портфели из дешевого кожзаменителя. Но во второй половине двадцатого века медики забили тревогу, обратив внимание на то, что ношение тяжелых портфелей портит осанку детей. В ходе довольно долгой дискуссии медики сошлись на компромиссе: портфель «отдать» старшеклассникам, а ученикам младших классов шить рюкзачки. Исходили из того, что небольшой вес за плечами малолетним детям даже полезен, поскольку заставляет не нагибаться вперед.

Существуют требования к весу рюкзака, установленному СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 2011 года: «Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 грамм. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4-4,5см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть лёгким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки».

Это хорошо видно в таблице:

1

Таким образом, ранец для первокласника должен быть не тяжелее 2 - 2.5 килограмм, вес пустого ранца колеблется, взависимости от веса 500 800 грамм, а вес содержимого ранца от700 до 1500 грамм.

Но вес рюкзака чаще всего превосходит норму, потому что учебники стали тяжелее, их стало больше, обязательна и вторая обувь, дорогие обеды вынуждают родителей класть ребенку с собой домашний перекус. В итоге получается, что вес рюкзака у первоклассника превышает все допустимые нормы: медики рекомендуют родителям обеспечить ребенку за плечами более низкий вес: девочкам – до двух килограммов, мальчикам – на полкилограмма больше.

Хотя школьные рюкзаки шьют по двум категориям (для девочек и для мальчиков), различаются они только цветовым оформлением, но не по весу! И если «лишние» 200-300 граммов веса для мальчика допустимы к рекомендуемым двум с половиной килограммам, то для девочки это заметная нагрузка на спину. Очевидно, рюкзаки для девочек должны быть более компактными, из более легких материалов. Но стандарт, увы, одинаковый.

Очень актуальным стал вопрос: как уменьшить вес рюкзака для первоклашки до рекомендуемого медиками? Тут несколько путей. Прежде всего, при покупке ориентируйтесь на вес и размеры рюкзака. Нет смысла приобретать рюкзак, сшитый из тяжелых материалов. Конечно, он вполне приемлем для более старших по возрасту ребят, но брать «на вырост» первокласснику – значит, не думать о его здоровье. Относительно тяжелой в рюкзаке должна быть только ортопедическая спинка из плотного материала. Например, из картона или тонкой пластмассы. Все остальное – легким по весу.

Покупать рюкзак надо обязательно с его примеркой на ребенке в самом магазине. Если у рюкзака не регулируются лямки, он заставляет ребенка придерживать их руками от сползания, такой рюкзак явно не годится. Примерку проводите с носимым весом (тут можно вместо учебников использовать любые другие книги и предметы).

Особое внимание обратите на вторую обувь, которую ребенку потребуется брать с собой в школу. Она должна свободно входить в ранец, быть легкой и удобной.

Как еще уменьшить вес рюкзака? Конечно, желательно вносить деньги на питание в школьной столовой. Там оно горячее и свежее. Но если такой возможности нет, в рюкзак нужно класть только легкие продукты.

И еще один немаловажный совет. С первых же дней учебы попросите ребенка договориться с напарником (напарницей), кто и какие учебники поочередно приносит на занятия из дома. Нюанс здесь в том, что зачастую на уроке нет никакой необходимости иметь на столе два одинаковых учебника – вполне достаточен один, открытый на нужной странице.

Итак, в заключение хотелось бы сделать небольшой вывод, для первоклассника лучше выбрать мягкий рюкзак с прочной ортопедической спинкой, который будет соответствовать размерам ребенка, он должен застегиваться на молнию и иметь несколько отделений для школьных принадлежностей. Не следует покупать рюкзак на несколько лет. Большие и широкие рюкзаки неудобны для детей младшего возраста и могут негативно повлиять на развитие осанки. И не забывайте о красоте, малышу должна нравиться его школьная сумка!

Подготовка первоклашки к школе – это хлопотный и непростой процесс, подходить к которому стоит рассудительно и обдуманно. Обязательно стоит покупать школьные принадлежности вместе с малышом – это доставит удовольствие и родителям, и ребенку, а также надолго отложится в памяти. Окружите своего первоклассника заботой, любовью и вниманием, ведь ребенок идет в школу в первый раз!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание - Готовим ребенка к школе

Данный материал поможет педагогам рассказать родителям на собраниях об основных программах, которые есть в школах. Как выбрать школу, какая программа для ребенка будет доступной, что необходимо знать ...

Готовим ребенка к школе.

Консультация для родителей, как подготовить ребенка к школьному обучению дома....

Буклет для родителей "Готовим ребенка к школе"

Знакомство родителей с понятием психоогической готовности ребенка к школе....

Готовим ребенка к школе. Что должен знать и уметь завтрашний первоклассник.

Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, как правило, бывают готовы к школе. Они уже знают буквы, цифры, владеют навыками самообслуживания. Даже при сегодняшних кадровых проблемах в детских сад...

Готовим ребенка к школе

В чем заключается готовность ребенка к школе? На этот и многие вопросы при подготовке ребенка к школе найдутся ответы в содержании данного материала, как информации на родительском собрании "Готовим р...

Консультация для родителей "Готовим ребенка к школе"

Уважаемые родители!Ваш ребенок находится на последней ступеньке перед школой. Мы советуем обращать внимание на словарь ребенка, на то, как включаются в него новые слова. Но теперь вас должны инт...

Готовим ребенка к школе

Рекомендации родителям, чьи детки идут в школу...