ОБЩЕНИЕ МЛАДЕНЦА СО ВЗРОСЛЫМИ
учебно-методический материал по психологии

Муртазаева Сабина Абдулмеджидовна
  1. ОБЩЕНИЕ МЛАДЕНЦА СО ВЗРОСЛЫМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_kirilyuk.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ОБЩЕНИЕ МЛАДЕНЦА СО ВЗРОСЛЫМИ

                  В младенческом возрасте большинство эмоциональных реакций ребенка на взрослого условно можно именовать пассивными реакциями общения — они вызываются активностью самих взрослых, а не ребенка. Во втором полугодии появляются первые обратные реакции: ребенок начинает делать попытки привлечь к себе взрослого, «заигрывает» с ним, тянет ручки к подошедшему, кричит или хнычет, если на него не обращают внимания. Появление этих первых реакций свидетельствует о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении с взрослым.

С этого момента общение будет развиваться в сторону двустороннего контакта, и это нужно подкреплять. Чем чаще в ответ на свои сигналы ребенок будет получать доброжелательную реакцию взрослого, тем легче он освоит способ, позволяющий вызывать соответствующие действия взрослых на свои потребности. Одновременно в таком контакте ребенок познает себя и разнообразные действия с предметами.

Общение детей первых лет жизни подробно изучалось лабораторией М. И. Лисиной. Для изучения у детей развития потребности в общении ею выделены несколько критериев, позволяющих надежно судить о наличии такой потребности у ребенка. Это: 1) внимание и интерес ребенка к взрослому: в этом обнаруживается направленность ребенка на познание взрослого и тот факт, что взрослый становится объектом особой активности детей; 2) эмоциональные проявления ребенка в отношении ко взрослому: в них обнаруживается оценка взрослого ребенком; 3) инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, привлечь к себе взрослого; 4) реакция ребенка на отношение к нему взрослого, в которой обнаруживаются самооценка детей и восприятие ими оценки взрослого.

Согласно данным М. И. Лисиной, к 2,5 мес у детей можно констатировать оформление потребности в общении. Для того чтобы любая потребность развивалась, она должна стимулироваться мотивами. Мотивом деятельности общения является партнер по общению, для ребенка это — взрослый.

М. И. Лисина предложила выделять 3 группы мотивов общения: познавательные, деловые и личностные. Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в информации, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения к взрослому. Деловые мотивы рождаются в процессе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимой помощи взрослых. Личностные мотивы специфичны для той сферы взаимодействия ребенка и взрослого, которая составляет саму деятельность общения. Если познавательные и деловые мотивы выполняют в общении служебную роль, обслуживая иные потребности, опосредуя другие, более далекие мотивы, то личностные мотивы получают в общении свое конечное удовлетворение.

Общение ребенка, особенно маленького, со взрослым протекает в форме действий. Действие характеризуется целью, на достижение которой оно направлено, и задачей, которую оно решает. Действие состоит из еще более мелких психологических элементов — средств (операций) общения. Изучение общения ребенка и взрослого привело к выделению 3 групп средств общения: 1) экспрессивно-мимические средства, 2) предметно-действенные средства, 3) речевые операции.

Анализ показал, что отдельные линии, характеризующие разные аспекты общения, сплетаясь, порождают несколько закономерно сменяющих друг друга этапов, на которых деятельность общения выступает в целостной, качественно своеобразной форме. Форму общения характеризуют 5 параметров: 1) время ее возникновения; 2) место, занимаемое данной формой общения в системе более широкой жизнедеятельности ребенка; 3) основное содержание потребности, удовлетворяемой ребенком в ходе данной формы общения; 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе к общению с окружающими взрослыми людьми; 5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляется контакт ребенка со взрослыми.

Общение, формирующееся в первом полугодии жизни ребенка, М. И. Лисина назвала ситуативно-личностным. Оно появляется, когда дети еще не овладели хватательными движениями целенаправленного характера. Взаимодействия со взрослым разворачиваются в это время на фоне своеобразной общей жизнедеятельности: младенец еще не владеет никакими приспособительными видами поведения, все его отношения с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Уход взрослого за младенцем создает условия, в которых ребенок начинает воспринимать взрослого как особый объект, а затем «открывает» и тот факт, что от взрослого зависит удовлетворение его нужд. Это выдвигает перед ребенком необходимость и дает ему возможность развернуть по отношению к взрослому интенсивную познавательную активность, которая становится базой для появления деятельности общения. В развитом виде ситуативно-личностное общение обнаруживается в комплексе оживления. Общение младенца со взрослыми протекает самостоятельно, вне какой-либо другой деятельности и составляет ведущую деятельность этого возраста.

До 6 мес мотивы общения ребенка со взрослым в основном личностные. Деловые поглощаются ими полностью. Познавательные мотивы занимают второстепенное место; их содержание определяется тем, что взрослый человек служит для ребенка основным объектом познания, а также фактором, организующим первые исследовательские акты. Операции, с помощью которых осуществляется общение, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения.

Ситуативно-личностное общение имеет большое значение в психическом развитии ребенка. Доброжелательность и внимание взрослого вызывают положительные переживания, которые повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Для целей общения детям необходимо научиться воспринимать воздействия взрослых, и это стимулирует формирование перцептивных действий в зрительном, слуховом и других анализаторах. Усвоенные в «социальной сфере», эти приобретения начинают затем использоваться и для знакомства с предметным миром, что приводит к прогрессу в когнитивном развитии ребенка.

  1. ОБЩЕНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Содержание совместной деятельности со взрослым - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов. Прежде всего деят-сть предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

           В раннем возрасте, кроме наглядно-действенного мышления, начинает формироваться и наглядно-образное мышление. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5-3 года и является ведущим до 6-6,5 лет. Таким образом, в раннем возрасте основным (и практически до конца этого возраста единственным) видом мышления является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами; т. е. решать задачи на основе образного мышления. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, т. е. нерасчлененность-ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, но воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение. Поэтому помощь взрослого должна быть направлена прежде всего на анализ и выделение отдельных деталей из ситуации, из которых потом ребенок (может быть, также при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные. 

         

  1. ОБЩЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

                 Общение дошкольника отличается внеситуативным характером. М. И. Лисина выделяет две основные формы общения со взрослыми. В период от 3 до 5 лет появляется внеситуативно познавательная форма общения ребенка со взрослым. Мотив общения – познавательный, то есть ребенок воспринимает взрослого как источник знаний об окружающей действительности. Ведущая потребность, которую ребенок стремится удовлетворить через общение – потребность в уважении взрослого. Главным средством общения становится речь.

                В конце дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения. Содержанием общения становится взаимоотношения, нормы и правила сосуществования людей, то есть мотив общения – личностный. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно личностного общения. Ведущие средства – речевые.

                  В дошкольном возрасте продолжает свое развитие и общение со сверстниками. С 4 лет сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Причина заключается в том, что самосознание в дошкольном возрасте формируется через сравнение себя со сверстниками в процессе общения. М. И. Лисина, Е. О. Смирнова доказали, что сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности.                          В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится более адекватной.

                 Уже в дошкольном возрасте можно выделить популярных и непопулярных детей. Детей, которых отвергают сверстники в детском саду, скорее всего, будут отвергать и их одноклассники в начальной школе. В подростковом и юношеском возрасте весьма вероятно возникновение у них проблем с социальной адаптацией. В отечественной психологии исследования Т. А. Марковой, Т. А. Репиной доказали, что причиной популярности детей дошкольников являются игровые, познавательные, коммуникативные способности ребенка, нравственные качества. Е. О. Смирнова считает, что главным качеством, определяющим популярность дошкольника, является отношение ребенка к сверстнику, а именно: чувствительность и наличие интереса к сверстнику, наличие просоциальных действий, сопереживания другому ребенку.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: содержанию потребности, мотивам и средствам общения.

3.1ОБЩЕНИЕ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками. Взрослый продолжает оставаться главной фигурой для детей 3-го года жизни, т.к. дети во многом еще зависят от него. Взрослые — промежуточное звено между детьми и окружающим миром. Маленькие дети не могут познавать мир, если им не объяснят смысл того, что они видят, слышат и т.д. М.И. Лисина считала, что к двум годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая. Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место, вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Общение сводиться к беготне, веселым крикам, забавным движениям и отличается раскованностью и непосредственностью.

             Детей привлекает сам процесс совместных действий: сооружение построек, убегание и пр. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Мотивы такого общения заключается в сосредоточенности детей на самовыражении. Хотя малыш стремиться подражать ровеснику и возрастает интерес детей друг к другу, образ ровесника для ребенка очень не четкий, потому что их совместные действия поверхностны.

                   Общение с товарищами сводиться к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми – жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны.

               В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В 4 года потребность в общении со сверстниками выдвигается на одно из первых мест. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении.

Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослыми.

Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, не заданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы.

  1. ОБЩЕНИЕ В СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ВОЗРАСТЕ.

   Рассматривая генезис общения у детей, М.И. Лисина указывает на то, что общение в детском возрасте неразрывно связано с социальным и психическим развитием ребенка. В трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева психическое развитие рассматривается как процесс усвоения общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. М.И. Лисина предлагает общение как взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. С психологической точки зрения общение представляет собой особый вид деятельности, характеризующийся прежде всего своей направленностью на другого участника взаимодействия как на субъекта. Общение имеет все структурные признаки деятельности, согласно концепции А.Н. Леонтьева, лежащую в её основе потребность, мотивы общения - познаваетльные, деловые, личностные; коммуникативные задачи, лежащие в основе общения, средства общения, с помощью которых осуществляется общение между людьми. Представление об общении как особом виде деятельности позволило М.И. Лисиной проследить этапы развития этой деятельности. Всего она выделяет четыре стадии ли формы общения:

  • 1. ситуативно-личностное общение - основной мотив - установление эмоциональных контактов ребенка с другими;
  • 2. ситуативно-деловое общение - мотив сотрудничества;
  • 3. внеситуативно-познавательная форма
  • 4. внеситуативно-личностная форма

В соответствии с целями нашего исследования мы рассмотрим особенности общения и развития коммуникативной сферы в среднем и старшем дошкольном возрасте. Третья и четвертая формы общения появляются от трех до семи лет. По данным Л.Б, Митевой внесиутативно-личностная форма более присуща среднему и старшему дошкольному возрасту (до 82%).

В среднем дошкольном возрасте у детей обостряется потребность в "теоретическом" познании предметной действительности (это было показано З.М. Богуславской, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой). Сотрудничество со взрослым по этим вопросам открывает для детей знания старших как их важнейшее достоинство; одновременно их представлениях о себе ум и знания выдвигаются на передний план. У детей появляется обостренное отношение к своим успехам, хотя большинство детей ещё склонно их преувеличивать. Отношение со сверстниками становятся более заинтересованными, по сравнению с младшими дошкольниками, нередко во взаимоотношениях звучат нотки соревновательности и ревности, свидетельствующие о смене прежнего равнодушия на пристрастность. У детей появляется очень обостренное отношение к своим успехам, яркая аффективная окраска отличает поведение среднего дошкольника в любой ситуации, где выявляются его достижения. Накопление опыта неудач в любой области деятельности, в т.ч. общении со сверстниками способно стойко снизить представление ребенка о своих возхможностях (А.И. Силвестр выявил среди средних дошкольников 10 - 12% таких детей /9/). Но большинство все же склонно преувеличивать свои достоинства, что связано с недостатком индивидуального опыта и сохраняющемся любовном опыте общения со взрослым.

Средние дошкольники задаются вопросами об устройстве мироздания, познавательная активность приобретает характер неистощимой любознательности, приводящей ребенка к раздумьям и новому, более содержательному внеситуативно-познавательному общению (данные Д.Б. Годовиковой .

В три-четыре года ребенок начинает более интенсивно общаться со сверстниками, ищет повод для совместной деятельности, установления отношений. Продолжительность общения в этом случае зависит от того, в какой мере ребенок овладел игровым употреблением предметов, умением создавать и реализовывать свой игровой замысел. В среднем дошкольном возрасте появляется ролевая игра. Действия в игре совершаются не ради самих действий, а ради того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью. Развернутая передача отношений между людьми учит ребенка подчиняться определенным правилам, знакомится с пониманием общественных функций людей и правил отношений между ними.

В совместной деятельности дети учатся навыку общения, согласованию своих действий с другими, учатся взаимопониманию и взаимопомощи.

Старшего дошкольника более всего волнуют вопросы личностных взаимоотношений, связей и процессов в мире не вещей, а людей. На пороге школы у детей складываться новое отношение ко взрослому как к особой личности с богатыми и разнообразными свойствами, часто никак не связанными с сиюминутными интересами. Личностные качества выдвигаются на передний план. Многие дошкольники склонны переоценивать себя, а около 10% - преуменьшают свои возможности /9/.

Отношение к сверстникам значительно развивается, причем наблюдения, проводившиеся в детском саду и детском доме показали, что отношение к взрослому сильно влияет на остальные виды отношений. Дефицит общения со взрослым приводит к резкому обеднению отношений между сверстниками и снижению познавательной активности детей. И напротив, обогащение отношений со взрослыми и со сверстниками довольно быстро оказывает положительное воздействие на познавательную активность детей, что способствует формированию уверенности в своих силах. А общение со взрослым очень быстро проецируется в сферу отношений ребенка со сверстниками и перестраивает их в благоприятном направлении (данные Д.Б. Годовиковой).

На протяжении всего периода дошкольного детства игрушка выступает средством общения и психического развития дошкольников. Она выступает качестве заместителя идеального друга, благодаря ей ребенок переживает массу нежных чувств - таковы куклы, мягкие игрушки. Куклы - герои народных сказок (Буратино, Чебурашка и пр.) несут заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Игра с куклами становится своеобразной школой социальных отношений. В старшем дошкольном возрасте возникает интерес к играм-соревнованиям, в которых ребенок учится правилам игры, развиваются его личностные качества такие, как сдержанность, рефлексия, воля к победе.

В процессе общение происходит активное развитие речи, фонематического слуха, расширение словарного запаса и кругозора. Общение со сверстниками, как правило, происходит в процессе игры.

В дошкольном детстве обнаруживается пристрастность к сверстникам своего пола, что свидетельствует о развитии самосознания, происходит поляризация ролей, одни - для мальчиков, другие - для девочек.

К концу дошкольного периода, не отменяя значимости вышесказанного, у ребенка начинают формироваться основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. В процессе взаимодействия с другими ребенок учится оценивать свои поступки и поведение в целом, главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Ребенок шести лет начинает понимать нравственный смысл своей деятельности .

Эмоционально-положительное отношение к себе, лежащего в основе структуры самосознания каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязания соответствовать принятым этическим эталонам. Потребность в признании заставляет ребенка утвердится в моральных качествах. Постепенно происходит отождествление себя со сверстниками не только по полоролевому аспекту - мальки-девочки, но и начинает возникать групповое чувство ответственности "за нашу группу", что является основой личностной готовности к школьному обучению.

ВЫВОДЫ

  1.  В раннем возрасте ребенок непосредственно воспринимает воздействие внешней среды - прежде всего родителей, получая первичный, наиболее прочный социальный опыт. Навыки, умения, привычки и даже некоторые черты характера, сформировавшиеся в раннем возрасте, обладают особой устойчивостью и с трудом поддаются последующим преобразованиям. От результатов воспитания ребенка в детском возрасте зависит мера конфликтности, противоречивости развития ребенка в будущем. В случае положительного опыта, приобретенного в семье, дальнейший процесс социального развития ребенка протекает, как правило, нормально. Ребенок достаточно быстро адаптируется в новых условиях - обществе, к новым требованиям, которые предъявляет среда.
  2. В период дошкольного детства развивается активная потребность в общении со сверстниками, начинает складываться детское общество, где ребенок приобретает навыки поведения в детском коллективе среди равных участников общения. Нередко возникают конфликтные ситуации, требующие согласования действий, что учит осознанному выполнению норм поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лисина М. И. Развитие общения со сверстниками Дошкольное воспитание / М. И. Лисина. – 2009. – № 3. – С. 22.

2. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. 

     3.  Психология детей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение ребенка и взрослого

Общение с взрослым имеет ислючительное значение для ребенка на всех этапах детства. Но особенно важным оно явялется в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности ...

Диагностика форм общения ребёнка со взрослым

материал для консультации для  родителеймногие родители, проведя данную диагностику дома с ребенком, утверждали, что ее результаты оказались для них неожиданными и подвигли их пересмотреть эффект...

Общение ребенка со взрослыми

Общение детей со взрослыми...

Воспитание культуры общения детей со взрослыми и детьми через игру

Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре дети берут на себя роли взрослых и, подчиняясь правилам ролевой игры, постепенно усваивают типичные формы их повед...

Презентация по психологии "Особенности общения младенца со взрослыми"

Презентация по психологии "Особенности общения младенца со взрослыми"...

презентация «Развитие игрового и свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми через коммуникативные игры»

презентация «Развитие игрового и свободного общения ребёнка со взрослыми и детьми через коммуникативные игры»  будет полезна воспитатлем для работы с детьми...

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...