«Важность использования акватерапии в работе с детьми педагога-психолога ДОУ»
консультация по психологии

Саранюк Елена Валерьевна
В своей работе педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении, я всегда стараюсь найти, что-то интересное, эффективное для работы со своими воспитанниками и их родителями. Одним из таких средств считаю игры с водой. Давно замечено, что для гармонизации человека необходимо взаимодействие с природой во всех ее проявлениях. Одним из уникальных природных компонентов является вода. Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Соответственно, и акватерапия используется человечеством в течение столетий и даже тысячелетий. Акватерапия как одно из направлений физиотерапии и медицины эффективно используется специалистами и других наук. Например, элементы акватерапии широко внедряются в педагогику и психологию как профилактические методы в работе с детьми и взрослыми. Не секрет, что игры в воде и с водой - самые любимые детьми. Посредством водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы. С помощью игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в моменты осенне-весенней перестройки организма. Воздействие воды деликатное и мягкое, ее свойства - текучесть и бесформенность - дают возможность широкого проявления личности, а также не требуют никакой особой дополнительной организации процесса игры. Необходимо лишь желание и творческое воображение педагога. Современному человеку, живущему в большом городе, необходима ежедневная психологическая разгрузка. Что может сравниться по расслабляющему эффекту с теплой ванной после напряженного рабочего дня или забавными водными детскими шалостями с разнообразным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Важность использования акватерапии в работе с детьми педагога-психолога ДОУ»

        В своей работе педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении, я всегда стараюсь найти, что-то интересное, эффективное для работы со своими воспитанниками и их родителями. Одним из таких средств считаю игры с водой.

        Давно замечено, что для гармонизации человека необходимо взаимодействие с природой во всех ее проявлениях. Одним из уникальных природных компонентов является вода.

        Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об исцеляющей силе воды известно с древних времен. Соответственно, и акватерапия используется человечеством в течение столетий и даже тысячелетий.

Акватерапия как одно из направлений физиотерапии и медицины эффективно используется специалистами и других наук. Например, элементы акватерапии широко внедряются в педагогику и психологию как профилактические методы в работе с детьми и взрослыми. Не секрет, что игры в воде и с водой - самые любимые детьми.

Посредством водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы.

С помощью игр с водой значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в моменты осенне-весенней перестройки организма.

Воздействие воды деликатное и мягкое, ее свойства - текучесть и бесформенность - дают возможность широкого проявления личности, а также не требуют никакой особой дополнительной организации процесса игры. Необходимо лишь желание и творческое воображение педагога.

Современному человеку, живущему в большом городе, необходима ежедневная психологическая разгрузка. Что может сравниться по расслабляющему эффекту с теплой ванной после напряженного рабочего дня или забавными водными детскими шалостями с разнообразным материалом.

         В своей работе с детьми игры и взаимодействия с водой использовались:

  • как профилактика негативных эмоций (агрессии, тревожности, плаксивости и др.);
  • как стимуляция познавательной сферы;
  • как релаксационное средство воздействия на детей и взрослых.

Особенно актуальны игры с водой как профилактика негативных эмоций.

Полезным этот метод оказался для снятия психоэмоционального напряжения в период адаптации малышей к детскому учреждению. Первоначальная идея работы с водой возникла у нас именно при подборе эффективных методов в адаптационный период.

Всего несколько минут, проведенных за наблюдением красочных картин подводного мира или морских пейзажей, позволяют ребенку отвлечься от назойливых переживаний и грустных мыслей. Настоящее удовольствие для малышей начинается там, где они непосредственно соприкасаются с водой, особенно на свежем воздухе. Поэтому с большим удовольствием дети играют с водой в летний период в сочетании с солнечными ваннами.

А идея использовать теплую воду для игр и релаксации детей возникла именно при отборе «быстродействующих» и успокаивающих методов для малышей в осеннем адаптационном периоде. Температура воды и длительность воздействия подбиралась опытным путем с учетом особенностей детей.

Мы заметили, что детям с элементами гиперактивности комфортнее игры с погружением рук до локтевого сустава при температуре в диапазоне 27-30 градусов С и не более 10-15 минут, так как излишне теплая или прохладная вода является для них дополнительным стимулирующим средством и затрудняет познавательный и релаксационный эффект.

Детям в период адаптации и нервного напряжения комфортны игры с более теплой водой (от 30 до 33 градусов) при 15 и более минутах с погружением только ладошек, так как при этом достигается оптимальное расслабление мелких мышц кистей рук и улучшается кровообращение.

Был замечен и закаливающий эффект во время игр с водой, так как на протяжении занятия температура самостоятельно снижалась (остывала) на 1-2 градуса. Также руки детей периодически погружались в теплую водную среду и вынимались в прохладную воздушную, что является тренировочным эффектом для сосудов и капилляров кистей рук. Поэтому после серии таких встреч у некоторых детей наблюдалась устойчивость к простудным заболеваниям.

Но самый важный и ожидаемый эффект от использования элементов акватерапии - это профилактика негативных эмоций. С детьми, имевшими устойчивые эмоционально-негативные проявления, проводились игры с водой для трансформации некоторых состояний. Например, для отреагирования злости использовались придумывание историй и приключений для героя с упражнениями с взбиванием воды венчиком, погружением и отжатием плотных губок над емкостями с водой, прорисовыванием этого состояния красочным пятнами на губке или на листе бумаги и смыванием его затем в воде.

На протяжении последних лет разрабатывались и использовались релаксационные паузы в работе с детьми в специально организованной водной зоне. Это особое пространство с емкостями для воды и песка, где расположены столик с наборами мелких игрушек и формочек для игр с водой, распылители, бутылочки из-под воды разной величины, формы и цвета, пластмассовые и резиновые игрушки, разнообразный природный материал.

Для стимуляция познавательной сферы был интересен опыт игры с водой.

        Игры с водой – один из самых приятных способов обучения для ребенка. Поэтому постепенно в релаксационные паузы мы стали вносить элементы обучения. Например, закрепляя математические представления и элементы логики, детям разных возрастов давались задания с усложнением: «Вылови пять геометрических фигур округлой формы не красного и не синего цвета» (старшая и подготовительная группы).

Познавательная мотивация на подобных занятиях достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов преподнесения обучающего материала и возможности непосредственно действовать с ним.

Все же основным ценным профилактическим моментом считаем релаксационные водные паузы, которые приводят к снижению психо-эмоционального напряжения детей в различные периоды пребывания его в дошкольном учреждении.

За последнее время была разработана система релаксационных минуток и пауз с детьми раннего возраста и детьми с ослабленным здоровьем.

Регулярно посещая эти встречи, дети стали меньше проявлять агрессивность друг к другу, их эмоциональное состояние в период адаптации быстро стабилизировалось, также наметилась положительная динамика в проявлении оздоровительного эффекта. Малыши с большим удовольствием уединялись в аквауголке, возвращаясь в группу более спокойными и уверенными.

Творческие встречи с элементами акватерапии в нашей лаборатории нашли положительный отклик у педагогов и родителей. После серии встреч и индивидуальной акватерапии педагоги стали шире использовать игры с водой в режимных моментах. Разрабатывались и проводились водные досуги и мини-праздники «Приключения капельки», «Морские истории» и др.

Охотно подключились к данной работе родители. Они с большим интересом принимали участие в мастер-классах, открытых занятиях, семейных проектах.

Таким образом, использование элементов акватерапии позволило:

•стабилизировать эмоциональную сферу,

•стимулировать познавательную мотивацию,

•активизировать речевую деятельность,

•гармонизировать взаимоотношения детей.

Поисковая и творческая работа в этом направлении продолжается.

Организация минуток шалости

во второй младшей группе

Цель: вызвать положительно-эмоциональный отклик на игры с водой

Оборудование:

емкость для игр с водой, фартуки, плавающие резиновые игрушки, игрушки – забавы, цветные камни, бутылочки с дырочками, бумажные салфетки.

Количество детей: по желанию

«Капельки радуги»

Воспитатель показывает детям иллюстрацию радуги, читает стихотворение «Радуга-дуга».

        У емкости с теплой водой несколько детей наливают воду в 7 маленьких баночек, на дне которых разноцветные по цветам радуги капельки гуаши. Вода окрашивается в каждой баночке в свой цвет. Дети повторяют и закрепляют цвета и оттенки.

«Фонтанчики»

У емкости с теплой водой несколько детей наливают воду в бутылочки с дырочками по всему периметру. Дырочки в каждой бутылочке расположены по-разному. Дети наливают водичку через воронку в бутылку стаканом. Струйки весело разбрызгиваются в разные стороны.

Игра повторяется 3-5 раз.

«Брызги – брызгалочки»

У тазиков с водой комнатной температуры несколько детей наливают воду в разбрызгиватель для цветов.

С помощью воспитателя закручивают разбрызгиватель и настраивают его мелкие брызги.

Дети брызгают на поверхность воды, на растения групповой комнаты, увлажняют ткань, наблюдая за ее намоканием.

Организация минуток шалости

в подготовительной группе

Цель: вызвать положительно-эмоциональный отклик на игры с водой, закрепить знания о воде и ее свойствах.

Оборудование:

емкость для игр с водой, фартуки, плавающие резиновые игрушки, игрушки – забавы, цветные камни, бутылочки с дырочками, бумажные салфетки и другое игровое оборудование.

Количество детей: по желанию

«Водные забавы»

«Капельки радуги»

Дети вспоминают цвета радуги по пословице «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

У емкости с теплой водой несколько детей по договоренности капают капельки гуаши на дно маленьких баночек. Затем наливают воду в 7 маленьких баночек. Вода окрашивается в каждой баночке в свой цвет. Дети встают друг за другом в соответствии с цветами радуги, показывают баночки с окрашенной водой, повторяют и закрепляют цвета и оттенки. Повторяется игра с другими цветами и оттенками.

«Фонтанчик - каскад»

У емкости с теплой водой несколько детей наливают воду в бутылочки с дырочками по всему периметру. Дырочки в каждой бутылочке расположены по-разному. Дети наливают водичку в бутылку стаканом через узкое горлышко. Струйки весело разбрызгиваются в разные стороны. Игра повторяется с использованием бутылок разного объема с разной шириной горлышка, которые вставляются друг в друга (образуя каскад).

Игра повторяется 3-5 раз.

«Брызгалочки»

У тазиков с водой несколько детей наливают воду в разбрызгиватель - увлажнитель для растений.

Дети закручивают разбрызгиватель и настраивают его мелкие брызги.

Дети брызгают на поверхность воды, на растения групповой комнаты, увлажняют ткань, наблюдая за ее намоканием.

Двое детей стоят друг напротив друга на расстоянии 2-3 метров и брызгают вверх мелкие брызги, остальные дети пробегают «под дождем» водной пыли.

Релаксационные паузы

с детьми старшего возраста в «Уголке акватерапии»

Цель:

  • снизить психоэмоциональное напряжение в период адаптации,
  • знакомство со свойствами воды и предметов,
  • закрепление знаний сенсорных эталонов, о свойствах воды и предметов,
  • закреплять умение устанавливать причинно – следственные связи,
  • развивать речевое дыхание и моторную ловкость

Оборудование: емкость для игр с водой, фартуки, цветные камни, бутылочки с дырочками разной величины, бумажные разноцветные салфетки, пустые упаковки – яйца (киндер-сюрприз), губки, кораблики (мыльницы), цветные кружки, фигурные распылители, разноцветные трубочки для коктейлей.

  • упражнение «фокусы с салфеткой»,
  • пальчиковая гимнастика,
  • осушают ручки и каждый пальчик салфетками в конце игры

Релаксация: дети смотрят на рыбок в пузырьковой колонне с подсветкой и растения уголка под звуки природы, отдыхают на пуфике – «груше» с гранулами.

Итог: рефлексия.

 Вопросы к детям: «Что особенно понравилось в играх с водой?», хотелось бы вам еще поиграть? Дарим друг другу взаимные комплименты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Элементы акватерапии в работе с детьми, имеющими нарушение зрения: Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "Мыльная Царица".

В статье показано использование акватерапии в работе с детьми со зрительной патологией.  Разработан конспект совместного досуга педагога-психолога и и нструктора по плаванию....

Использование фрактальных матриц в работе воспитателя и педагога- психолога.

Фрактальные матрицы ( автор- Сергей Рокамболь) используются для раскрашивания детьми в ходе индивидуальной и групповой работы. Предлагаются карандаши или фломастеры не менее 8 цветов. Изображение сост...

Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми педагога-психолога Селиверстовой В.А.

Коррекционная программа психолога для работы с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста....

План работы по самообразованию педагога-психолога в ДОУ «Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников к школьному обучению»

  План работы по самообразованию педагога-психолога  в ДОУ   «Использование инновационных методик при подготовке старших дошкольников  к школьному обучению»...