«Особенности проявления тревожности и страхов у детей»
методическая разработка по психологии

Методический материал для педагогов и родителей "Особенности проявления тревожности и страхов у детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности проявления тревожности и страхов у детей»

Одной из распространенных проблем современности является детская тревожность и детские страхи. Психологи уделяют ей особое внимание потому, что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия ребенка.

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходится в признании необходимости рассматривать её как ситуативное явление и как личностную черту.

Тревожность – это одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству.

Следует отличать тревогу от тревожности. Чувство тревоги знакомо и детям, и взрослым, но у детей, только познающих окружающий мир, оно встречается гораздо чаще. Тревога возникает как естественная реакция организма на возможную опасность, неопределенную ситуацию или какие-либо конкретные обстоятельства. Носит она эпизодический характер и после устранения причины, вызвавшей тревожное состояние, проходит. Но в ряде случаев ощущение тревоги у детей становится постоянным, фоновым, что дает основание говорить о повышенной тревожности, как об устойчивом состоянии. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

Виды тревожности в психологии делят на два типа: ситуативную и личностную. 

Ситуативную тревожность - считают первой ступенью. Она подразумевает беспокойство, волнение, проявляющиеся в конкретной жизненной ситуации, но не распространяющиеся на другие сферы жизни.

Тревожность как реакция на ситуацию, то есть не как постоянную личностную черту, а как временное психологическое состояние, адекватное обстоятельствам.

Например, ребенка укусила собака. Эта собака громка лает, бросается на всех, кто проходит мимо. Ребенок, видя собаку, каждый раз напрягается, плачет демонстрирует беззащитность и неуверенность – черты тревожности, которые в других ситуациях ему не свойственны.

Личностная тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Личностная становится частью характера индивидуума.

Например, ребенок часто напряжен, опасается и боится того, что не является угрозой. На занятиях, выполняя простой рисунок, который удается ему с легкостью, ребенок ребёнок будет напряжен, скован, может долго не приступать к процессу, испытывать неуверенность. В общественных местах он будет крепко держаться за маму.

Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Базисом формирования тревожности являются страхи. 

А. Адлер считает, что в основе формирования тревожности лежат такие механизмы, как страх, боязнь трудностей.

В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, страх и тревога не редко встречаются вместе.

Страх – это естественная эмоция человека, способствующая самосохранению. Но не каждый страх станет фундаментом тревожности. Именно интенсивный, постоянный, неотпускающий страх может породить у ребенка личностную тревожность.

По данным исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Обьекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и определенных качеств личности ребенка. Каждому детскому возраста присущи так называемые «возрастные страхи».

Профессор Захаров Александр Иванович. выделил возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста, которые вы можете видеть на экране.

Если количество страхов у ребенка превышает возрастную норму в 1,5 раза, то можно говорить о том, что психика ребенка находится в состоянии перенапряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребенка.

Причины возникновения тревожности:
1.Нарушение детско-родительских отношений;
2.Внутренний конфликт у ребенка, который может быть вызван:
а) противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями или родителями и детским садом;
б) неадекватными требованиями к ребенку (чаще всего завышенными);
в)негативными требованиями, которые унижают ребенка;
г)тревожностью самих взрослых, окружающих его;
д)авторитарным стилем воспитания в семье;
е)наказаниями ребенка в семье;
ж)просмотром телевизионных передач.
3. Невроз или другие психические расстройства
ребенка

КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО РЕБЕНКА:

  • Испытывает постоянное беспокойство;
  • Испытывает трудности (иногда невозможность) при концентрации внимания на чем-либо;
  • Испытывает мускульное напряжение (например, в области лица, шеи);
  • Раздражителен;
  • Имеет нарушения сна

   Если хотя бы один из перечисленных критериев постоянно проявляется в поведении ребенка, то это свидетельствует о проявлении тревожности.

        Чтобы определить повышена тревожность у ребенка или нет, необходимо обратиться к педагогу-психологу детского сада, который с помощью анкет, тестов, наблюдений  за ребенком оценит уровень тревожности и установит ее причину.    

         Одной из причин тревожности детей может являться тревожность самих родителей, с которым также необходимо проводить коррекционно-развивающие мероприятия.

Профилактика тревожности у детей:

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

2.  Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3.  Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, лучше лишний раз помогите ему, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4.  Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это                                                                  еще не повод, чтобы отказать ему в своей любви и поддержке.

6. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда  проявятся  все его многочисленные таланты.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой страх" (психологический тренинг по преодолению тревожности и страхов у детей дошкольного возраста)

Данное занятие - одно из занятий цикла по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста. Предлагаю мой опыт работы с использованием песочной терапии....

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».

Настоящая  рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными гос...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста»

В.В. Гафаров определяет детство как период наибольшей чувствительности к различным неблагоприятным факторам вследствие прочности первичных впечатлений и низкой сопротивляемости нервной системы ребенка...

Статья "Особенности проявления тревожности у младших школьников"

Цель: изучение и описание проявлений тревожности у детей младшего школьного возраста с различными типами темперамента.Задачи:1. Выделить теоретические основы исследования проблемы тревожности в младше...