СЕМИНАР. Тема: «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников»
материал по психологии

Руденко Елена Александровна

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Одной из основных задач детского сада в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных условий для развития каждого ребенка в едином образовательном пространстве «семья – дошкольное учреждение».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Стрелицкий детский сад «Лебедь» общеразвивающего вида Семилукского муниципального района Воронежской области СЕМИНАР Тема: « Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников » Подготовила: педагог-психолог Руденко Е.А.

Слайд 2

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности . Одной из основных задач детского сада в области сохранения и укрепления психологического здоровья детей является создание благоприятных условий для развития каждого ребенка в едином образовательном пространстве «семья – дошкольное учреждение ». задачи психологического сопровождения с целью сохранения и укрепления психологического здоровья детей : 1) Диагностическое обследование (детей, педагогов, родителе) 2) Профилактическая работа (с детьми (адаптированного уровня психологического здоровья), педагогами и родителями) 3) Коррекционно-развивающая работа (с детьми ( с дезадаптивным уровнем психологического здоровья), педагогами и родителями) 4) Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей в ДОУ и семье Таким образом, задачи психологического сопровождения с целью сохранения и укрепления психологического здоровья детей решаются педагогом-психологом во взаимодействии с различными субъектами воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами) в различных направлениях (диагностика, профилактика, коррекция).

Слайд 3

Если мы говорим о психически здоровом ребенке дошкольного возраста, то, прежде всего, подразумеваем, что это ребёнок активный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Понимающий и знающий себя и принимающий других. Ребенок, который полноценно проживает период дошкольного детства . Показатели психологического комфорта детей: - устойчивое бодрое состояние; - доминирование положительных эмоций, радостное настроение; - высокий физический тонус; - отсутствие тревожности ; - хороший сон, аппетит; - высокая познавательная и творческая активность; -дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми; - отсутствие агрессии; - низкая заболеваемость .

Слайд 4

Психическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов . К внешним факторам ( среда) можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, отвержение (непринятие) воспитателем личности ребенка, игнорирование обращений ребенка, появления конфликтных отношений со сверстниками и т. д. Это нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности ребенка . К внутренним (личностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

Слайд 5

Итак, предлагаю начать нашу встречу как раз со снятия напряжения, усталости и создания благоприятного психологического настроя на работу. Для этого предлагаю нам вместе с вами выполнить следующее упражнение: « Разогревки - самооценки » Задания: если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши; если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу; если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа; если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой; если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза; если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой; если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой; если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните; если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой; если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

Слайд 6

Этим небольшим упражнением я вывела вас на откровенность, из чего мы узнали много нового друг о друге, а также сняла напряжение, создала атмосферу психологического и коммуникативного комфорта и настроила вас всех на положительные эмоции в дальнейшей работе, тем самым способствовала укреплению и сохранению вашего психического и психологического здоровья. Тоже самое происходит и с детьми . Какие игры и упражнения, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья можно использовать в работе с детьми?

Слайд 7

Сохранить и укрепить психологическое здоровье дошкольников помогают здоровьесберегающие и арт-технологии. К таким технологиям относятся: 1. Релаксационные методы; 2. Коммуникативные игры; 3. Психогимнастика; 4. Игры и задания, направленные на развитие произвольности; 5. Игры, направленные на развитие воображения; 6. Уголки уединения; 7. Дыхательные упражнения; 8. изотерапия (рисование); 9. музыкотерапия (слушание музыки); 10. сказкотерапия (сочинение сказок); 11. песочная терапия (рисование песком); 12. фототерапия (создание коллажей, фотографирование); 13. дэнстерапия (занятия танцами). Остановимся более подробно на некотором из них.

Слайд 8

Далее я хочу вас познакомить с тем видом арт-терапии, который я использую в своей работе: Изотерапия изотерапия – это вид арт-терапии, основанный на использовании изобразительного искусства (чаще всего рисования). Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.

Слайд 9

Техники изотерапии : 1) Марания – помогает избавиться от детской агрессии, гиперактивности. ( Эта техника представляет собой спонтанные рисунки дошкольников, выполненные в абстрактной манере, имеющие схожесть с рисунками до изобразительного периода).

Слайд 10

2 ) Монотипия – приучает к терпению и трудолюбию. Это базовая графическая техника. Она заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.

Слайд 11

3) Штриховки , каракули – развивает внимательность и повышает самооценку у ребенка. Данная техника представляет собой хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены, мольберта и т.д. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Эта техника помогает расшевелить ребёнка, даёт почувствовать нажим карандаша или мелка, снимает напряжение перед рисованием .

Слайд 12

4) Рисование на стекле – описанная техника используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность . В отличие от рисования по бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, её можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Слайд 13

5) Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами (крупой, песком)- эта техника подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности. С помощью листьев, сыпучих материалов и клея ПВА можно создать изображение. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем посыпается сухими листьями, растёртыми между ладонями или сыпучими материалами. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.

Слайд 14

6) Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела - эта техника позволяет ре бенку, незаметно для себя, осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Это разрешённая игра с краской, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме.

Слайд 15

7) Рисование предметами окружающего пространства- позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Использование для рисования нетипичных предметов: рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щётками, палочками, нитками, коктейльными соломками и т.д.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие с элементами направленными на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Программное содержание: 1.Продолжать обучать детей способам саморегуляции. 2.Закрепить умение детей работать в парах; 3.Повторить прыжки на одной ноге, с захватом пальцами ног предмета; подлезани...

Мастер-класс для педагогов "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников"

Расширение и овладение практическими навыками приминения арт-терапии в работе с дошкольниками...

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей». Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».2. Дать рекоменд...

Театрализованная деятельность как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников

В публикации говориться о том, что целью работы педагогов ДОУ является создание условий. которые способствовали бы укреплению здорвья детей, как физического, так и психологического. а также обеспечени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...

Мастеркласс «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольника через использование здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов ДОУ....