Театрализованная деятельность как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников
материал (старшая, подготовительная группа)

Князева Юлия Анатольевна

В публикации говориться о том, что целью работы педагогов ДОУ является создание условий. которые способствовали бы укреплению здорвья детей, как физического, так и психологического. а также обеспечению их эмоционального благополучия; описанаважность использования театрализованной деятельности  в решении данной задачи. В статье прописаны задачи каждого этапа подготовки дошкольников к театральной деятельности и предоставлен план работы по театральной деятельности в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников».

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Для современных российских условий характерна широкомасштабная социальная депривация (то есть лишение, ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей), приводящая к ухудшению здоровья детей: физического, психического, социального. Поэтому можно утверждать, что сегодня проблема сохранения и укрепления психологического здоровья детей — одна из основных в деятельности образовательных учреждений.

Можно выделить три основных этапа, влияющих на психологическое здоровье ребенка: адаптация к ДОУ, эмоционально-личностное развитие, подготовка к школе и профилактика дезадаптации.

Таким образом, проблему психологического здоровья дошкольников можно решить, опираясь на ФГОС ДО, который обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлен на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, а также обеспечивает их эмоциональное благополучие. Поэтому целью работы педагогов ДОУ является создание таких условий, которые способствовали бы укреплению здоровья детей, как физического, так и психологического. Нужно стремимся, чтобы каждый ребенок в детском саду был веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим, т. е. прежде всего психологически здоровым. Для этого мы очень важно использовать театрализованную деятельность, как средство сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников.

Для решения данной задачи очень хорошо подходит старший дошкольный возраст. Вначале  определяются этапы подготовки дошкольников к театрализованной деятельности.

В процессе 1-го этапа решаются следующие задачи.

1. Создание развивающей среды по театрализованной деятельности в группах.

2. Поддерживание интереса у детей к театрализованной деятельности через просмотр театральных представлений.

3. Последовательное знакомство с различными видами театра.

4. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестами, движением основные эмоции.

2-й этап направлен на реализацию следующих задач.

1. Знакомство детей с приемами кукловождения.

2. Согласование движений кукол и речи детей.

3. Обогащение и активизация словаря дошкольников.

4. Снятие у воспитанников состояния скованности, зажатости, робости через принятие театрализованной роли на себя.

 5. Ознакомление детей с драматизацией, используя короткие литературные произведения (стихи, потешки, басни).

 3-й этап, заключительный, направлен на закрепление полученных знаний и умений в старшей группе. Данный этап проходит в подготовительной к школе группе и решает следующие задачи.

1. Совершенствование всестороннего развития творческих способностей детей средствами театрализованного искусства.

2. Расширение и уточнение представлений воспитанников о видах кукольных театров, формирование умений их различать и называть (настольный, верховые куклы, теневой). 3. Совершенствование диалогической и монологической форм речи.

4. Обогащение и активизация словаря дошкольников.

5. Совершенствование моторики, координации, пластичности.

6. Продолжение обучения детей создавать образ персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.

7. Формирование коммуникативного общения со сверстниками и взрослыми.

8. Проявление желания у воспитанников активно участвовать в праздниках, развлечениях и театрализованных представлениях.

В соответствии с выделенными этапами работы над сохранением и укреплением психологического здоровья воспитанников посредством театрализованной деятельности был разрабатывается перспективный план работы для старшей и подготовительной к школе групп, где прослеживается взаимосвязь работы воспитателя,  музыкального руководителя и родителей.

Перспективное планирование работы по театрализованной деятельности в старшей группе

СЕНТЯБРЬ—НОЯБРЬ (1-й этап).

Сказка «Колосок».

Кукольное представление педагогов ДОО для воспитанников.

Сказка «Волк и козлята»

Цели: 1. Побуждать детей к театральноигровой деятельности.

2. Развивать воображение, фантазию, пантомимические навыки.

3. Познакомить с настольным и теневым видами театра.

4. Развивать интонационную выразительность.

5. Обогащать и активизировать словарь детей.

6. Формировать коммуникативные умения и навыки работы в группе сверстников.

7. Снимать у воспитанников состояние скованности, зажатости, робости через принятие театральной роли на себя.

Методы и приемы:

Беседа по сказке (время, место, характеристика персонажей).

Рассказывание сказки с использованием настольного театра .

Музыкальная характеристика персонажей сказки.

Пересказ сказки, работа над интонационной выразительностью.

Постановка голоса, работа над мимикой и характерными для персонажей жестами. Разучивание песни из сказки «Ваша мама пришла».

Заучивание ролей, отработка правильного произношения звуков в словах сценария. Работа над выразительностью речи.

Показ сказки с использованием ИКТ.

Музыкальные игры на движения, характерные для животных.

Показ настольного театра.

Премьера сказки (настольный театр).

Теневой театр по авторскому рассказу «Кто живет в лесу».

Работа по обогащению словаря.

Обучение основным принципам манипуляций с предметами теневого театра. Знакомство с содержанием рассказа с использованием теневого театра.

Прослушивание музыкальной коллекции «Звуки леса».

Изготовление атрибутов к теневому театру.

Индивидуальная работа по согласованию речи с движениями предметов теневого театра.

Согласование навыков манипуляций с предметами теневого театра с речью воспитанников.

Музыкальное игровое упражнение «Узнай звук».

Беседа на тему «Что растет в лесу?».

Проведение пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук.

Воспитание активного взаимодействия воспитанников и педагогов в условиях совместной деятельности при подготовке к показу теневого театра.

Использование игровых логоритмических упражнений на координацию речи с движениями.

Заучивание стихотворения на тему «Осень в лесу».

Показ теневого театра с участием педагогов и воспитанников ДОО.

Премьера теневого театра с участием педагогов и воспитанников ДОО.

Изготовление афиш, пригласительных билетов.

Привлечение родителей к активной работе: помощь в заучивании текстов, декораций, приглашение родителей на показ спектаклей.

ДЕКАБРЬ—ФЕВРАЛЬ (2-й этап).

Сказка Ш. Перро «Красная Шапочка»

Цели: 1. Познакомить детей с кукольным театром и приемами кукловождения.

2. Продолжать развивать коммуникативные навыки воспитанников.

3. Формировать навыки монологической и диалогической речи.

4. Прививать устойчивый интерес к кукольному театру, поощрять активное участие детей в кукольном спектакле.

5. Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.

6. Привлекать детей к самостоятельным театральным играм.

Методы и приемы:

Формирование навыков диалогической речи с опорой на содержание сказки. Рассказывание сказки с использованием кукольного театра.

Разучивание песни к сказке.

Чтение сказки с использованием иллюстраций книги.

Формирование навыков монологической речи с опорой на содержание сказки.

Пересказ сказки с опорой на картинный материал.

Пересказ сказки.

Работа над интонационной выразительностью.

Постановка голоса.

Развитие умения передавать мимикой, позой, жестом, движением характерные особенности персонажей, что способствует раскрепощению воспитанников. Музыкальная характеристика персонажей сказки.

Заучивание ролей.

Пересказ сказки по ролям с использованием пальчикового театра.

Дидактическая игра «Четвертый — лишний».

Музыкальные игры «Узнай по голосу», «Узнай, кто это».

Изготовление настольного театра по сказке.

Показ кукольного театра по сказке с участием педагогов и воспитанников ДОО.

Сказка «Заюшкина избушка».

Работа над интонационной выразительностью.

Постановка голоса.

Развитие умения водить кукол по ширме с использованием игр «Встреча лисы с зайцем», «Пляска зверей».

Слушание музыкального произведение «Времена года».

Пересказ сказки.

Формирование навыков диалогической и монологической речи с опорой на содержание сказки.

Рассказывание сказки с использованием кукольного театра.

Использование игровых логоритмических упражнений на координацию речи с движениями.

Заучивание ролей.

Пересказ сказки по ролям.

Развитие умения передавать мимикой, позой, жестом, движением характерные особенности персонажей сказки.

Музыкальная характеристика персонажей сказки.

Заучивание ролей.

Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по ролям с использованием настольного театра. Привлечение детей к самостоятельному выбору роли для себя в театрализованной игре. Музыкальные игры на движения, характерные для животных.

Изготовление атрибутов для кукольного театра по сказке.

Показ кукольного театра по сказке с участием педагогов и воспитанников ДОО. (МАРТ—МАЙ (3-й этап).

Инсценировка знакомых потешек.

Цели: 1. Познакомить детей с драматизацией коротких литературных произведений.

2. Обогащать и активизировать словарь детей, употребляя в речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

3. Осваивать с детьми умение пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках литературных произведений.

4. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы без помощи воспитателя.

5. Стимулировать желание воспитанников искать выразительные средства для создания игрового образа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

6. Продолжать развивать коммуникативные навыки воспитанников.

7. Осваивать умение сопровождать свои движения речью и песней.

 Методы и приемы:

Работа над обогащением и активизацией словаря.

Объяснение значения слов, которые не употребляются в повседневной современной жизни детей.

Чтение потешки, беседа по тексту.

Музыкальная характеристика героев потешки.  

Работа над прямой и косвенной речью с использованием настольного театра. Заучивание потешки.

Импровизация на детских музыкальных инструментах.

Отработка интонационной выразительности по тексту потешки.

Заучивание потешки по ролям.

Импровизация на детских музыкальных инструментах под народную мелодию.

Рассказ потешки по ролям.

Русская народная игра «Горелки».

Развитие умения сочетать движения с песней, речью и музыкой.

Закрепление слов ролей по сценарию.

Рассказ потешки по ролям с использованием кукольного театра.

Совершенствование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением характерные особенности персонажей потешки.

Разучивание песенного репертуара к потешке.

Изготовление костюмов и атрибутов к драматизации потешки.

Показ драматизации потешки с использованием атрибутов, костюмов, декораций.

Привлечение родителей к изготовлению костюмов, декораций.

Изготовление с детьми афиши, пригласительных билетов.

Театрализованная инсценировка в стихах по мотивам стихотворения С. Михалкова и сказки М. Ю. Картушиной «Заяц -портной».

Работа над мимикой и характерными для персонажей жестами.

Постановка голоса.  

Музыкальная характеристика героев произведения.

Чтение произведения, рассматривание иллюстраций .

Работа над интонационной выразительностью.

Заучивание произведения по ролям.

Имитация движений по произведению под музыку.

Заучивание ролей.

Закрепление навыков диалогической и монологической речи с опорой на содержание произведения.

Заучивание произведения по ролям с использованием кукольного театра и привлечением детей к участию в театре.

Закрепление умения детей сочетать движения с речью и музыкой.

Заучивание ролей.

Заучивание произведения по ролям с использованием настольного театра.

Показ произведения с использованием ИКТ.

Использование игровых логоритмических упражнений на координацию речи с движениями.

Изготовление костюмов и атрибутов к драматизации произведения (с привлечением родителей).

Игры по системе К. Орфа на закрепление содержания литературного произведения, коррекцию эмоциональноволевой и двигательной активности.

Совершенствование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением характерные особенности персонажей произведения.

Музыкальная игра «Узнай персонажа».

Закрепление слов ролей по сценарию.

Показ драматизации с использованием атрибутов, костюмов, декораций.

Литература : Журнал Дошкольная педагогики  октябрь 2018 УЧРЕДИТЕЛЬ И ИЗДАТЕЛЬ ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурное занятие с элементами направленными на сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Программное содержание: 1.Продолжать обучать детей способам саморегуляции. 2.Закрепить умение детей работать в парах; 3.Повторить прыжки на одной ноге, с захватом пальцами ног предмета; подлезани...

Мастер-класс для педагогов "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников"

Расширение и овладение практическими навыками приминения арт-терапии в работе с дошкольниками...

Арт терапия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья

В материале даны игры и упражнения с элементами арттерапии. Это будет интересно психологам, педагогам и родителям детей....

Информационно – психологическая брошюра для любознательных родителей "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников"

Мир постоянно информационно усложняется и не хватает времени для живого человеческого общения. Давайте сделаем первые шаги на встречу друг к другу и совершим небольшую экскурсию в мир детства.У каждог...

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление психологического здоровья детей». Задачи:1. Раскрыть родителям суть понятий «психологическое здоровье».2. Дать рекоменд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...

Мастеркласс «Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольника через использование здоровьесберегающих технологий»

Цель мастер-класса: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов ДОУ....