Воображение
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бекетова Полина Сергеевна

Воображение (англ. imagination) – это

  1. познавательный процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют;
  2. способность к построению представлений объектов на основе имеющегося чувственного, эмоционально-смыслового, интеллектуального и практического опыта.

Воображение – сложный, непредсказуемый психический процесс, сопровождающийся эмоциями. Физиологическая основа воображения – возникновение образов, связанных с прежним опытом посредством актуализации нервных связей, их распада, перегруппировки и объединение в новые системы. Физиологические механизмы воображения связаны с функционированием коры больших полушарий головного мозга

Воображение многофункционально:

  • образное представление действительности – воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяя оперировать с образами воображаемых объектов;
  • формирование внутреннего плана действий – воображение позволяет конструировать образ цели, находить способы ее достижения в условиях неопределенности и предвосхищать ожидаемые результаты;
  • участие в произвольной регуляции познавательных процессов – концентрация внимания, памяти, мышления и более глубокое познание окружающего мира;
  • регулирование эмоциональных состояний и управление психофизиологическим состоянием организма (изменение при помощи воображения ритмики дыхания, частоты пульса, кровяного давления, температуры тела);
  • актуализация креативных способностей к художественному и научному творчеству;
  • продуцирование образов, соответствующих описанию объекта.

 

Рассмотрим подходы к классификации видов воображения.

  1. По предмету, материалу деятельности выделяют следующие виды воображения: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное).
  2. По ведущему виду деятельности выделяют художественный, технический, музыкальный и другие виды воображения.
  3. По способам активности выделяют следующие виды воображения:
  • активное – образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с поставленными целями; при этом сам процесс воображения контролируется;
  • пассивное – образы спонтанно продуцируются, неожиданно изменяются и исчезают; волевой контроль над процессом отсутствует;
  • преднамеренное (произвольное) – человек сознательно ставит цель создать образ;
  • непреднамеренное (непроизвольное) – человек не "имеет намерения", сознательно не ставит перед собой цели (проявляется в сновидениях, медитативных образах).
  1. По результатам выделяют следующие виды воображения:
  • продуктивное (творческое) – создание новых оригинальных образов, для которых отсутствуют аналоги;
  • репродуктивное (воссоздающее) – воссоздание образов реальных объектов по имеющейся о них информации;
  1. По характеру образа различают виды воображения:
  • конкретное – создание образов объективно существующих предметов, явлений;
  • абстрактное – создание обобщенных, отвлеченных, условных образов.
  1. По форме проявления различают виды воображения:
  • реалистическое – воображение, наиболее полно и глубоко отражающее действительность;
  • фантазия – воображение, далекое от действительности, создающее неправдоподобные образы, элементы которых нереальны;
  • мечта – воображение, направленное на желаемое будущее;
  • грезы – воображение, рисующее приятные, желаемые картины будущей жизни.
  1. По типу преобладающих в воображении образов можно выделить зрительные, тактильные, двигательные и др.

 

Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.

  • Мысленный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью - образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям.
  • Фантазия — это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное.
  • Мечта — это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.
  • Грезы — это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир.
  • Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным от-ношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования. Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаимодействии во время фазы быстрого сна лимбических, стволовых и неокортикальных образований.

 

Имеется ряд способов синтеза образов воображения: агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация.

- Агглютинация. В сознании человека в едином образе соединяются самые, казалось бы, несовместимые элементы, образуя чаще всего нереальный совокупный объект.

- Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе.

 -Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем».

-Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Воображение (англ. imagination) – это

  1. познавательный процесс удерживания в сознании и мысленного манипулирования представлениями, отражающими реальную действительность, и построения на этой основе новых представлений объектов, которые отсутствуют в данный момент времени или реально не существуют;
  2. способность к построению представлений объектов на основе имеющегося чувственного, эмоционально-смыслового, интеллектуального и практического опыта.

Воображение – сложный, непредсказуемый психический процесс, сопровождающийся эмоциями. Физиологическая основа воображения – возникновение образов, связанных с прежним опытом посредством актуализации нервных связей, их распада, перегруппировки и объединение в новые системы. Физиологические механизмы воображения связаны с функционированием коры больших полушарий головного мозга

Воображение многофункционально:

  • образное представление действительности – воображение ориентирует человека в процессе деятельности, позволяя оперировать с образами воображаемых объектов;
  • формирование внутреннего плана действий – воображение позволяет конструировать образ цели, находить способы ее достижения в условиях неопределенности и предвосхищать ожидаемые результаты;
  • участие в произвольной регуляции познавательных процессов – концентрация внимания, памяти, мышления и более глубокое познание окружающего мира;
  • регулирование эмоциональных состояний и управление психофизиологическим состоянием организма (изменение при помощи воображения ритмики дыхания, частоты пульса, кровяного давления, температуры тела);
  • актуализация креативных способностей к художественному и научному творчеству;
  • продуцирование образов, соответствующих описанию объекта.

Рассмотрим подходы к классификации видов воображения.

  1. По предмету, материалу деятельности выделяют следующие виды воображения: эмоциональное, образное, словесно-логическое (концептуальное).
  2. По ведущему виду деятельности выделяют художественный, технический, музыкальный и другие виды воображения.
  3. По способам активности выделяют следующие виды воображения:
  • активное – образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с поставленными целями; при этом сам процесс воображения контролируется;
  • пассивное – образы спонтанно продуцируются, неожиданно изменяются и исчезают; волевой контроль над процессом отсутствует;
  • преднамеренное (произвольное) – человек сознательно ставит цель создать образ;
  • непреднамеренное (непроизвольное) – человек не "имеет намерения", сознательно не ставит перед собой цели (проявляется в сновидениях, медитативных образах).
  1. По результатам выделяют следующие виды воображения:
  • продуктивное (творческое) – создание новых оригинальных образов, для которых отсутствуют аналоги;
  • репродуктивное (воссоздающее) – воссоздание образов реальных объектов по имеющейся о них информации;
  1. По характеру образа различают виды воображения:
  • конкретное – создание образов объективно существующих предметов, явлений;
  • абстрактное – создание обобщенных, отвлеченных, условных образов.
  1. По форме проявления различают виды воображения:
  • реалистическое – воображение, наиболее полно и глубоко отражающее действительность;
  • фантазия – воображение, далекое от действительности, создающее неправдоподобные образы, элементы которых нереальны;
  • мечта – воображение, направленное на желаемое будущее;
  • грезы – воображение, рисующее приятные, желаемые картины будущей жизни.
  1. По типу преобладающих в воображении образов можно выделить зрительные, тактильные, двигательные и др.

Формирование образов воображения может осуществляться в различных формах: мысленных экспериментах, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях.

  • Мысленный эксперимент — это познавательный процесс, с помощью которого в сознании человека осуществляется опережающее отражение действительности. Он строится по типу реального эксперимента, но имеет дело исключительно с идеальной «моделью - образом» реального объекта, которая подвергается различным умственным действиям.
  • Фантазия — это продукт воображения, практически полностью оторванный от реальности, но в принципе не исключающий возможного перехода в реальность. Она изменяет картину действительности, отраженной в сознании человека, помогает сформировать новый взгляд на все устоявшееся, традиционное.
  • Мечта — это продукт воображения, имеющий под собой слабо обоснованную возможность, реализация которой отложена на неопределенное время.
  • Грезы — это преднамеренное пассивное воображение, связанное с нереализованными потребностями человека и устремленное в далекое нереальное будущее, в выдуманный индивидом мир.
  • Сновидения — это пассивная, непреднамеренная форма воображения, вызываемая эмоциональным от-ношением человека к пережитому. Высказывается гипотеза, что сновидения осуществляют достройку образов воображения, начало формированию которых было положено еще в состоянии бодрствования. Физиологическая основа сновидения заключается в активном взаимодействии во время фазы быстрого сна лимбических, стволовых и неокортикальных образований.

Имеется ряд способов синтеза образов воображения: агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация.

- Агглютинация. В сознании человека в едином образе соединяются самые, казалось бы, несовместимые элементы, образуя чаще всего нереальный совокупный объект.

- Акцентирование. Способ основан на искусственном (порой утрированном) выделении части из целого и придании ей ведущей роли в образуемом образе.

 -Типизация. Способ предполагает формирование образа, который впитывает в себя черты, характерные для многих обобщаемых объектов, становится их «полномочным представителем».

-Гиперболизация. Способ предполагает умышленное существенное преувеличение или преуменьшение характеристик и элементов объектов, их размеров, численности и т.д. (трехглавый змей, сказочные великаны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на развитие творческого воображения. В них входят задания на развитие невербального воображения, релаксация, пальчиковая гимнастика, игры....

Развитие воображения - приоритет эстетического воспитания

В этой статье раскрыта тема развития творческого воображения, являющаяся приоритетным направлением в  педагогической работе по приобщению дошкольников к декоративно-прикладному искусству....

Развитие творческого воображения дошкольников в процессе занятий тестопластикой

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов онтогенеза. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проходит существен...

Особенности и способы развития воображения ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства, Взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деят...

Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."

Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии  данных процессов....

Статья "Воображение.Особенности развития творческого воображения у дошкольников"

В статье рассмотрены современные представления о воображении в психологии и педагогике, особенности развития творческого воображения у дошкольников....

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»»

Программа развитие воображения и творческих способностей старшего дошкольного возраста ««Не скучай - воображение включай!»» разработана на основе ФГОС общеобразовательной программы дошкольного образ...