Деловая игра: «Педагог - ребёнок: модели взаимодействия»
методическая разработка

Тимофеева Ольга Михайловна

Цель деловой игры: «проживание» участниками роли обучающегося на занятии в ситуации авторитарной модели взаимодействия и в модели сотрудничества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_s_pedagogami_na_vzaimodeystvie_s_detmi.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра: «Педагог - ребёнок: модели взаимодействия»

План проведения деловой игры

1. Цели игры

2. Принятие правил работы группы

3. Игра «33»

4. Деловая игра: «Занятие по изготовлению салфеток».

5.Рефлексия. Анализ результатов деловой игры.

6.Игра «Встаньте те кто….»

Сценарий деловой игры:

 «Занятие по изготовлению салфеток

в подготовительной группе»

Цель деловой игры:

«проживание» участниками роли обучающегося на занятии в ситуации авторитарной модели взаимодействия и в модели сотрудничества.

Задачи деловой игры.

  • На собственном опыте сравнить самочувствие и эмоциональное состояние обучающегося в различных моделях взаимодействия воспитателя с детьми.
  • Выработать принципы, критерии анализа результатов деятельности детей на учебных занятиях.
  • Определиться  в отношениях  к ошибкам,  неуспехам  в учебных занятиях детей.
  • На собственном опыте убедиться в сложности перекодирования вербального указания в двигательный акт, в моторное действие.
  • Почувствовать дискомфорт от деятельности в извне заданном ритме и темпе, без учета индивидуальных возможностей и особенностей обучающегося.

Краткое описание игры.

Предлагается «поиграть» в роль детей подготовительной группы на занятии «Изготовление бумажной салфетки» по определенному алгоритму действия, задаваемому ведущим в трех вариантах взаимодействия участников занятия. (Материалы на занятии: три листа бумаги, ножницы, ручка.)

Инструкция № 1.

«Дети», вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Запомните, слушать только меня! Не отвлекаться! С соседом разговаривать нельзя! Ни о чем его не спрашивать, вопросов не задавать, делать все самостоятельно! Меня тоже не переспрашивать, вопросов не задавать, а сосредоточенно работать».

После этого уточняются названия геометрических форм: квадрат, треугольник, прямоугольник, катет, гипотенуза, прямой угол, острый угол, направление к правой или левой руке, диаметр круга. (В предлагаемом здесь алгоритме несколько завышено содержание знаний, чтобы взрослые смогли «пережить» на собственном опыте трудности в процессе учения у детей.)

«Сели удобно, слушаем внимательно и выполняем мои указания. (Указания даются четко, с паузами для выполнения действий основной массой участников, на отставших не обращается внимание.)

  1. Из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
  1. Сложите квадрат пополам.
  2. А теперь получившийся четырехугольник еще раз пополам.
  3. В левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего центр большого квадрата.
  4. Отрежьте бумагу так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
  5. Соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.
  6. Проделайте то же самое с правым углом.
  7. Разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник.
  8. Отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.
  1. Согните его по диагонали.
  2. Получившийся малый треугольник держите прямым углом к правой руке и на правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг в два раза больше, чем предыдущие.

Не разговаривайте. Подпишите салфетку № 1 и отложите в сторону».

Инструкция 2.

«Дети», вы уже большие. Скоро пойдете в школу. Там вам придется быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все ее указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. «Дети», вы можете сейчас общаться со своим соседом, спрашивать что-то у него, но только не отвлекайте его. Меня спрашивать нельзя. Делайте вместе, но без моей помощи.

  1. Из прямоугольника сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
  1. Сложите квадрат по диагоналям и загладьте линии.
  2. Сделайте из квадрата большой треугольник.
  3. Из большого треугольника сделайте малый, еще раз сложив его пополам.
  4. Держите прямой угол этого треугольника к правой руке и отрежьте верхний правый угол и нижний левый немного (1 см х 1 см).-
  5. Раскройте большой треугольник и из него сделайте малый квадрат, отгибая правый и левый углы треугольника.
  1. Согните малый квадрат по диагонали так, чтобы получился маленький треугольник.
  2. Прямой угол к правой руке. Отрезаем прямой угол так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
  3. Держать этот треугольник прямым (отрезанным) углом вниз и на катете, на левой стороне в середине его отрезать бумагу так, чтобы получился круг диаметром 4 см.

10. На гипотенузе треугольника отрезать бумагу, чтобы получился такой же круг (диаметром 4 см), но ближе к верхнему правому углу треугольника. Не разговаривая, подписать салфетку № 2». Пауза 5 минут.

Инструкция 3.

 «Сейчас мы сделаем еще одну салфетку. Вы будете очень внимательны, но если вам будет что-то непонятно или вы не успеваете, вы можете обратиться ко мне, попросить помочь, показать проверить, правильно ли вы делаете. Можно советоваться с друзьями. Старайтесь сделать всё правильно».

Повторяется первый алгоритм задания. Психолог, ведущий деловую игру, учитывает темп деятельности всех участников занятия, дожидается отстающих, показывает, как делать, помогает исправить ошибку.

Рефлексия. Анализ результатов деловой игры.

После окончания третьей серии занятия проводится обсуждение результатов деятельности.

  1. Оценивается правильность узора салфетки, проводится сравнение количества успешной работы по всем трем сериям. (Как правило, наименьшее количество правильных работ в первой серии; удвоение ошибок при совместной деятельности во второй серии. В третьей серии — самый высокий процент правильных работ.) Положительное эмоциональное состояние, продуктивность деятельности выше при сотрудничестве с педагогом.
  2. Контакт со сверстниками не всегда был продуктивным, наблюдалось удвоение ошибочных работ.
  3. В поведенческом репертуаре участников  игры наблюдались аналогичные детским формы поведения: в авторитарном режиме взаимодействия обучающихся и обучающего была скованность, нежелание показывать всем свою работу.
  4. Рефлексия слушателей о самочувствии и переживаниях в ходе трех серий эксперимента показывает, что в авторитарном режиме взаимодействия при отсутствии возможности работать в своем темпе и ритме возникает раздражение, неудовлетворенность, чувство неполноценности. При анализе ошибок в работе возникает дискомфорт, желание превратить занятие в шутку, защититься юмором.

Выводы.

На основе собственных переживаний неуспеха деятельности участники деловой игры приходят к следующим суждениям.

  • Ребенок имеет право на ошибку. Учатся на своих ошибках, а не на чужих. Необходимо создавать условия для понимания причины ошибки, для поиска путей ее исправления. Ребенок имеет право не выставлять «на показ» свою ошибку. Это его личное право - знать свою ошибку и иметь возможность ее исправить. У педагогов должно быть уважительное отношение к ошибкам детей.

  • Выполнение вербальных указаний, от которых зависит конечный результат деятельности, требует от детей большого напряжения внимания,  волевых усилий, так как происходит перекодирование словесного указания в двигательный (моторный) акт. Для этого нужно время. Латентный (скрытый) период двигательной реакции у каждого ребенка индивидуален, поэтому общие ритмы деятельности не всегда уместны для выполнения подобных заданий. При анализе результатов всякого рода «словесных диктатов», широко практикуемых в целях диагностики готовности ребенка к школе, это надо учитывать.

  • Образец, показ действий требует еще одной перекодировки - пространственной, поэтому «зеркальный» показ может сбить с толку ребенка. Ему нужно дополнительное время, чтобы осмыслить пространственное положение образца, поэтому подобного рода занятия лучше всего проводить по подгруппам с учетом динамических особенностей детей.

При тотальном невыполнении группой задания недопустимы критика, обвинения. Необходим поиск причин неудачи, а не поиск «виноватого».

Через деловую игру, возможно прочувствовать состояние ребенка в условиях учебных занятий. Использование подобных игр с воспитателями необходимо для повышения их психологической компетентности в организации обучения детей в дошкольных учреждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра с элементами тренинга "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей"

эффективность взаимодействия педагогов ДОУ и родителей...

«Деловая игра как эффективная форма взаимодействия детского сада и семьи при формировании здорового образа жизни у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего  вида «Умка»          «Деловая игра как эффективная фор...

консультация "Деловая игра как эффективная форма взаимодействия дс и семьи"

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и св...

Деловая игра педагогов "Нравственно-патриотическое воспитание"

Цель: игры закреплять и систематизировать знания педагогов о событиях войны. Побуждать педагогов расширять представления детей о войне и жизни народа во время войны....

Деловая игра педагогов

Деловая игра для педагогов «Права ребенка» Цель: Пропаганда правового воспитания детей Задачи:Закрепить знания педагогов о правах ребенкаФормировать навыки делового общения среди педагогов...

Консультация для педагогов «Современные модели взаимодействия с родителями», 2020г

Консультация раскрывает сущность взаимодействия педагогов иродителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением.Только совместными усилиями, только опираясь на семью, можно достигну...

2021 г. ДЕЛОВАЯ ИГРА «Оптимизация условий, способствующих взаимодействию педагогов и специалистов ДОУ по реализации РП воспитания»

Цель: объединение усилий коллектива ДОУ для повышения качества реализации рабочей программы воспитания....