Цветная диагностика эмоций ребенка
картотека по психологии (старшая, подготовительная группа)

Екатерина Балашова Николаевна

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоцийи ценностных ориентаций " ДОМИКМ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orehova_5-6_let.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ                                                                (по О.А. Ореховой)                                                                                                                                                        Для детей старшего дошкольного возраста                                        

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ                                                

Психологическая диагностика проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми и определяется нормой (не больше 20 минут).При групповом занятии дети рассаживаются по одному. Перед каждым на столе лежат набор цветных карандашей и лист с заданием. Если ребенок при выполнении первого задания выражает желание использовать несколько карандашей и настаивает на этом, нужно отметить, какой цвет он использовал в начале раскрашивания. Этот факт говорит о том, что чувства ребёнка сложны и неопределённы. Групповой вариант проведения методики рекомендован для детей 6-7 лет, индивидуальный - для дошкольников 5-6 лет.                                                                                                                                                ИНСТРУКЦИЯ ПО РАСКРАШИВАНИЮ                                                Первое задание.  

 -Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная. Взгляните на карандаши - какие разные красивые цвета! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравиться вам больше остальных? Не смотрите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. КАРАНДАШОМ, КОТОРЫЙ ВЫ ВЫБРАЛИ, РАСКРАСТЕ ПЕРВУЮ КЛЕТОЧКУ. (Дети выполняют задание.) Как красиво получилось!                                                                                

-ОТЛОЖИТЕ КАРАНДАШ В СТОРОНУ, В ЭТОМ ЗАДАНИИ ОН БОЛЬШЕ НЕ ПОНАДОБИТСЯ. Какой среди оставшихся карандашей вам нравится больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону. И т.д.         Необходимо проследить, чтобы дети закрашивали клетки слева направо. Если ребёнок отказывается выбирать другой карандаш, можно стимулировать его следующим образом: "Другим карандашам грустно, потому что их не выбирают".                                        В конце задания полюбуйтесь, какой необычной, разноцветной стала дорожка. Второе задание.  

-Посмотрите на лист. На что похожи эти фигуры? (На домики.) Здесь целая улица (10 домиков). Она такая бесцветная, неинтересная, нужно домики раскрасить. Но, прежде чем начинать раскрашивать, послушайте, как правильно это сделать. НА ЭТОЙ УЛИЦЕ В ДОМИКАХ ЖИВУТ РАЗНЫЕ ХОЗЯЕВА. Я СКАЖУ, КТО ЖИВЁТ В КАЖДОМ ДОМИКЕ, А ВЫ ПОКРАСИТЕ ЭТОТ ДОМИК В ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ЭТОГО ХОЗЯИНА ЦВЕТ.                                                                                

- В первом домике живёт Счастье. Выберите карандаш, цвет которого, как вам кажется, подошёл бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик. Молодцы! КАРАНДАШ НЕ НУЖНО ОТКЛАДЫВАТЬ. ДОМИКОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ КАРАНДАШЕЙ, А ИХ ХОЗЯЕВА МОГУТ БЫТЬ ПОХОЖИМИ.                                                  

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.                                                                                

Все слова следует произносить чётко, выразительно (с эмоциональной окрашенностью). Если детям непонятно        , что обозначает названное слово, его надо объяснить. Необходимо избегать объяснения через родственное понятия (например, счастье - это радость). Лучше использовать глаголы, прилагательные и наречия, выражающие чувства и настроения.                                                                                                                                                                                                                                                 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОЯСНЕНИЯ                                                                                                                                

           СЧАСТЬЕ - когда нам весело, всё хорошо получается и мы всем довольны.                         ГОРЕ - когда у человека случилось что-то плохое и он сильно расстроился.                        СПРАВЕДЛИВОСТЬ - когда по-честному, поровну, по правилам.                                ОБИДА - когда кого-то незаслуженно обидели, огорчили, обманули, что-то отняли.        ДРУЖБА - когда мы помогаем друг другу, защищаем друг друга.                                 ССОРА - когда кто-то раздружился и ругается.                                                 ДОБРОТА - когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный; жалеет тех, кому плохо.                                                                                

            ЗЛОБА - когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо.                        СКУКА - когда неинтересно, нечего делать, всё надоело, мамы дома нет.                        ВОСХИЩЕНИЕ - когда мы восхищаемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от этого и мы чувствуем удовольствие.                                                        Следует ещё раз напомнить детям, что домиков много и их хозяева могут быть похожими. Значит, цвет домиков может быть одинаковым и карандаш после его использования нужно положить к остальным.                                                        После выполнения задания надо похвалить детей, полюбоваться получившейся весёлой улицей. Этим достигаются позитивное отношение к процедуре исследования и психотерапевтический эффект.                                                                        Третье задание.  

 -Чтобы выполнить это задание, нужно познакомиться С ОДНТМ ПРАВИЛОМ. НА ЛИСТЕ ИЗОБРАЖЕНА УЛИЦА, НА КОТОРОЙ ЖИВЁМ МЫ. В КАЖДОМ ДОМИКЕ МЫ ДЕЛАЕМ ЧТО-ТО ОСОБЕННОЕ, И В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ЧТО МЫ ТАМ ДЕЛАЕМ, ДОМИК НУЖНО РАСКРАСИТЬ В ПОДХОДЯЩИЙ ЦВЕТ.                        

-Обозначение домиков: первый - наш детский сад, второй - здесь мы рисуем, третий - здесь танцуем, четвёртый - музей, пятый - здесь поём, шестой - считаем, седьмой - читаем, восьмой - играем, девятый - наблюдаем за природой.                                                 

-В десятый домик поселите хозяина и придумайте, что он там делает. Выберите для этого домика подходящий цвет и раскрасьте его.                                                        

-Когда закончите закрашивать, пусть каждый тихонько скажет мне на ушко, кто в этом домике живёт и что он там делает.                                                                                                                                                                 Результаты тестирования анализируют следующим образом.                                        *ХАРАКТЕР РАСКРАШИВАНИЯ. Предпочтение ребёнком тёплых тонов (жёлтый, оранжевый, красный, розовый, красно-коричневый, светло-коричневый) означает внутренний подъём, активность. Он настроен на действие и подвижные игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии.                                                                 Если ребёнок предпочёл холодные тона (голубой, синий, сине-зелёный, фиолетовый), он склонен к созерцанию, размышлению, его психологическое состояние достаточно стабильно.                                                                        Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или "мохнатыми" штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации.                                                                        Если линии плавные, округлые, то ребёнок ищет "золотую середину", стремиться к цельности и гармонии. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привести их к замкнутости.                                                                Если ребёнок, раскрашивая рисунок, выходит за границы его контура, он стремиться к свободе и независимости до упрямства. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для них необходимо "внести" сказку в обыденные дела.Если ребёнок не выходит за контуры рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут, не уверен в себе. Он может стать вечно ведомым, обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.                                                                        

* ВЫБОР ЦВЕТА. Информация для консультирования - это инверсии, наблюдаемые при выполнении первого задания. Психолог должен насторожиться, если раскрашивание дорожки начинает с чёрного или коричневого цвета, а заканчивает основными (синим, зелёным, красным, жёлтым). Присутствие коричневого и черного в начале цветового ряда может начать негативное отношение к жизни.                                                

* СФЕРА СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ. Безошибочно выполненное задание (раскрашивание домиков) Указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость эмоциональной сферы, способность отличать добро от зла.                                        Важно проследить, каким цветом ребёнок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если позитивные социальные объекты он закрасил основными цветами, а негативные - коричневым и черным.                                                Если дети обозначают все объекты одним цветом, это говорит о возможных проблемах в общении и деятельности.                                                                

* РЕКОМИНДАЦИИ. Указывается необходимый комплекс коррекционных работ и дополнительных исследований на основании выявленных у ребёнка проблем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЦВЕТОВЫХ АССОЦИАЦИЙ                                                Синий цвет (1) предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятного) чувствительные, впечатлительные, но в тоже время спокойные и уравновешенные дети. Они эстетически развиты, испытывают потребность в эмоциональном общении.                                                                                                                  Зеленый цвет (2) предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.                                                                                                                        

Красный цвет (3) предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто не сдержаны.                                                                                                                                

            Жёлтый цвет (4) предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовы активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию. Этот цвет свидетельствует о том, что у ребёнка хорошее светлое настроение.                                                                                                                        

            Фиолетовый цвет (5) предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Взрослые обращаются с таким ребёнком как с маленьким, умиляются его капризам и строят отношения с ним на принципах гиперопеки.                                                                                                                                 Коричневый цвет (6) предпочитают тревожные в дети, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, страх.                                                                                                                                

           Чёрный цвет (7) отражает негативное отношение ребёнка к себе, активное, резкое неприятие окружающего мира, протест. Если ребёнок отводит этому цвету первое место, он внутренне, скорее всего, согласился с отрицательной оценкой себя, которую часто получает от окружающих ("Да, я, плохой").                                                                                                                                                

          Серый цвет (0) связан с инертностью и безразличием ребёнка. Какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в его жизни отсутствует.                                                                                                                                                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика эмоций КАЧЕЛИ

Развитие эмоциональной сферы детей...

Какие подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций ребенка.

Подбор игр, положительно влияющих на развитие чувств и эмоций ребенка....

Эмоции ребенка

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчин...

Консультация для родителей «Положительные и отрицательные эмоции ребенка»

Положительные и отрицательные эмоции ребенка.К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей...

ЦВЕТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИЙ (по О.А. Ореховой)

Для детей старшего дошкольного возраста...

Диагностика в детском саду Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка.

Диагностика в дошкольном возрасте. Диагностика развития ребенка. Проводимая диагностика в детском саду. В чем ее необходимость, особенность и значимость?Диагностика детей в детском саду нужна. Диагнос...