Эмоциональное выгорание
презентация по психологии

Волкова Ольга Борисовна
Современный взгляд на проблему: профессиональное выгорание педагогов.
Факторы и симптомы СЭВ.
Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? Эффективные способы профилактики СЭВ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygoranie_.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональное выгорание педагога и способы его преодоления Подготовила и провела Волкова О.Б.

Слайд 2

Вопросы для обсуждения: Современный взгляд на проблему: профессиональное выгорание педагогов. Факторы и симптомы СЭВ. Что делать, если вы заметили первые признаки выгорания? Эффективные способы профилактики СЭВ.

Слайд 3

"Это работа сердца и нервов, где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил". В.А.Сухомлинский

Слайд 4

О ЗДОРОВЬЕ И ПОЛНОТЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ Умение владеть собой, держать себя в руках – одно из самых необходимых умений, от которого зависят и успех деятельности педагога, и его здоровье . Неумение правильно тормозить ежедневные и ежечасные возбуждения, неумение владеть ситуациями – вот что, прежде всего, издергивает сердце, изматывает нервную систему учителя В.А.Сухомлинский "100 советов учителю" 1965 - 1967 гг

Слайд 5

Это заболевание было открыто в начале 50-х годов ХХ века; 1974 год: американский психиатр Герберт Фрейденберг определил это состояние как синдром «эмоционального выгорания»; До начала 80-х написано более 1000 статей по данной проблематике 1981 год: американский психолог Кристина Маслач выделила три аспекта (эмоциональное истощение, деперсонализация ("обезличивание" человека), а также редукцию личных достижений - умаление собственного достоинства.) в симптоматике синдрома и разработала научный подход к изучению проблемы История вопроса

Слайд 6

Наши энергитические часы (часы-будильник)

Слайд 7

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) / профессиональное сгорание – состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. СИНДРОМ – (позаимствован из медицины) – совокупность симптомов (особенностей, явлений или характеристик), свидетельствующей о той или иной патологии. Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующее воздействие. ( В.В.Бойко )

Слайд 9

Результаты: • 0-1 (да) —вы не подвержены СЭВ; • 2-6 (да) —вам нужен перерыв; • 7-9 (да)— задумайтесь о смене стиля жизни; • 10 (да)— нужно срочно что-то делать, обратитесь за помощью

Слайд 10

Критерии психического здоровья педагогов • принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей в профессиональной деятельности; • принятие коллег и воспитанников, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности; • хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков; • стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации, вызванной неблагоприятными факторами рабочей среды. Психическое здоровье - совокупность профессиональных характеристик личности специалиста, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.

Слайд 11

СИМТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ

Слайд 12

Физиологические симптомы чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Слайд 13

Психологические симптомы безразличие, скука, пассивность (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо») общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»)

Слайд 14

Поведенческие симптомы ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); педагог постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; невыполнение приоритетных задач и « застревание » на мелких деталях; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности

Слайд 15

На личностном уровне снижение интеллектуальных возможностей; общая негативная установка на жизненные перспективы, ощущение бессмысленности происходящих событий; депрессия, потеря вкуса к жизни; выгорание и неудовлетворенность работой оказывают влияние на семейные отношения возрастает количество семейных конфликтов; потребность уйти на некоторое время от всех людей, и это желание одиночества обычно реализуется за счет семьи и друзей.

Слайд 16

МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ СЭВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ БИОХИМИЧЕСКИЕ Саморегуляция , релаксация , аутотренинг Массаж, прогулки, бег , танцы, велосипед , на дачном участке , йога и т.д. Водные процедуры, баня, закаливание Фармакотерапия, фитотерапия

Слайд 17

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе с людьми (В. В. Бойко) Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается,– делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему. Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными . Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными. Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.

Слайд 18

КЛЮЧ ХХ 1а 2в 3в 4в 5в 6б 7в 8а 9а 10в 11в 12а ХП 1б 2в 3б 4а 5б 6а 7б 8а 9б 10б 11б 12б ПХ 1в 2б 3в 4б 5б 6б 7а 8б 9в 10а 11б 12в ПП 1б 2а 3а 4б 5а 6в 7в 8в 9б 10в 11а 12в

Слайд 19

ТЕСТ: Моя жизненная позиция Я хороший – Ты хороший (конструктивная ) Я плохой – Ты хороший (депрессивная ) Я хороший – Ты плохой (оборонительная ) Я плохой – Ты плохой ( позиция безнадежности) Позиция жертвы: человек смотрит на мир снизу вверх, не уверен в себе, винит во всем только себя Позиция лидера и победителя: педагог убежден в ценности своей личности. Подобное отношение распространяется и на других людей. Человек живет в гармонии с внешним миром Позиция превосходства: педагог готов обороняться и защищаться, а часто— нападать Позиция безнадежности: низкая оценка себя и других, человек отвергает людей и мир вокруг, чувствует себя отверженным, подавленным

Слайд 20

Скажите «нет», если вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами. В стрессовых ситуациях эмоции выходят на первый план, а способность рационально мыслить уменьшается. Важно: дать мозгу выполнить какую-нибудь конкретную мыслительную задачу, например, вспомнить пять имен женщин на букву «А», посчитать, сколько человек в комнате одеты в брюки. ГЛАВНОЕ, занять мозг четко поставленной задачей, с которой можно справиться, но она требует определенных мыслительных усилий. Помните: работа – всего лишь часть жизни!

Слайд 21

Сходите в кино на ваш любимый фильм Сделайте себе какой-нибудь подарок Побывайте у парикмахера Встаньте утром пораньше, прогуляйтесь и хорошенько позавтракайте Не ходите в магазины в часы пик Купите сами себе букетик цветов Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь их близких Разнообразие любимых занятий делится на три группы: делаю, собираю, забочусь. Хобби благоприятствует хорошему самочувствию, создает настроение, ощущение надежности и уверенности в завтрашнем дне . Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

Слайд 22

Рефрейминг Суть его заключается в том, что во всем есть свои положительные моменты, нужно только уметь их увидеть и воспользоваться ими. Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, проводить рефрейминг: постарайтесь найти три позитивных последствия, которые можно извлечь из данной неприятности. Вспомните ситуацию из своей жизни, которая вас сильно расстроила. Проведите рефрейминг (используем слово «зато»).

Слайд 23

Не копите отрицательные эмоции Позволяйте себе проявлять эмоции Полезно просто выговориться. Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;· мните, рвите бумагу; кидайте предметы в мишень на стене; попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; поговорите с кем-нибудь , делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»). Задание: Напишите письмо человеку, который вас когда-то обидел, но по каким-то причинам вы не сказали ему о своих чувствах.

Слайд 24

Е.П.Леонов Счастье - это когда на работу идёшь с удовольствием, а домой возвращаешься с радостью...

Слайд 25

Литература Т.Н.Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Справочник педагога-психолога 2011г. Опросник жизненной позиции, Эрик Берн М.А.Аралова «Формирование коллектива. Психологическое сопровождение.» Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями.», СПб, «Речь», 2011г.

Слайд 26

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Здоровья, профессионального и творческого долголетия !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Приемы эмоциональной саморегуляции .

Профилактика синдрома ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Приемы эмоциональной саморегуляции . Способы повышения самооценки ....

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей....

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...