Статья "Эстетическое воспитание в психолого-педагогических исследованиях"
статья по психологии (подготовительная группа)

Шекунова Варвара Евгеньевна

Эстетическое воспитание в психолого-педагогических исследованиях.

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." В. А. Сухомлинский.

Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так и искусство выпрямляет душу. Познания ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.

Образование сегодня обращается к  культуре, духовности, искусству как к доминанте гармоничного развития человека. Культура воспринимается
как важнейший фактор духовного обновления общества в целом и отдельной личности.

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Эстетическое воспитание затрагивает нравственность и добрые качества ребёнка, ведь видя красоту вокруг, ребёнок понемногу становится нравственно красивым и изнутри.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала.

В.Н. Шацкая предложила следующую формулировку: «Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности - в труде, общественной жизни, природе, выявлениях искусства» [, с. ].

Краткий словарь по эстетике приводит следующее определение эстетического воспитания: «это система мероприятий, которые направлены на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».[, с. ].

Оба вышеприведенные определения указывают на то, что эстетическое воспитание должно совершенствовать и вырабатывать в человеке умение воспринимать прекрасное в жизни и искусстве, правильно понимать и оценивать его. К сожалению, первое определение не указывает деятельную или созидательную сторону эстетического воспитания, а второе определение подчеркивает, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться лишь созерцательной задачей, но также должно способствовать формированию способности создавать прекрасное в жизни и искусстве.

В своей работе «Теория эстетического воспитания школьников» Д.Б. Лихачев опирается на определение, которое дал К. Маркс. Согласно этому определению эстетическое воспитание – это целенаправленный  процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать трагическое, прекрасное, безобразное и комичное в искусстве и жизни, творить и жить «по законам красоты [, с.]. 

Автор обращает особое внимание на важность целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом воспитании дошкольника. К примеру, развитие у малыша эстетического отношения к действительности и искусству, равно как и развитие его интеллекта, может быть спонтанным, неуправляемым и стихийным процессом. Обобщенные содержательно-целевые направления эстетического развития и воспитания дошкольников можно определить как:

1) активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах;

2) создание условий для освоения детьми языков мира искусства и на этой основе обогащение представлений об искусстве;

3) развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать и осваивать искусство;

4) стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях.

Б.Т. Лихачев полагает, что «лишь целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение ребят в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности» [].

Эстетическое воспитание является частью педагогической науки, а его непосредственной теоретической частью является эстетика. Педагогика определяет «эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, понимать, чувствовать прекрасное в искусстве и жизни, как воспитание стремления самому принимать участие в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей» [].

В состав эстетического воспитания входит:

1) знание законов, по которым создаются произведения искусства;

2) воспитание стремления познать мир прекрасного;

3) развитие у человека творческих способностей.

Смысл эстетического воспитания состоит в том, что оно делает человека более благородным, способствует формированию положительных нравственных чувств, украшает жизнь.

В ряде исследований Н.А. Курочкина, Г.С. Лабковская, Е.А. Флерина, А.И. Ходькова выделяются задачи эстетического воспитания умении детей:

1) учить детей любить, видеть и понимать прекрасное в жизни, видеть его в быту, природе, поступках людей и общественных событиях, которые доступны детям. Воспитывать у детей желание по мере своих возможностей быть активными участниками созидания прекрасного в жизни; 

2) учить детей любить, видеть и понимать доступные их возрасту произведения искусства, выраженные в различных видах художественного творчества (литературе, песне, поэзии, музыке, картине и пр.);

3) учить детей активно и все более качественно проявлять себя в разных областях искусства: в чтении стихов, пении, пересказе, пляске, и в творческой деятельности (в рисовании, рассказывании, конструировании, лепке, творческой игре) [, с]. 

По мнению Н.А. Ветлугиной следует выделить такие задачи эстетического воспитания:

1) систематическое развитие восприятия прекрасного, эстетических чувств, представлений детей. Этому способствуют все виды искусства, природа и быт, они вызывают радость, восхищение, волнение и непосредственную эмоциональную отзывчивость;

2) приобщение детей к деятельности в области искусства, обучение их художественным первоначальным знаниям, практическим умениям, воспитывая в них привычку и потребность по мере возможности вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения;

3) формирование основ эстетического вкуса детей и способности самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни; 

4) развитие художественно-творческих способностей детей. Связанная с искусством деятельность, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, инициативой, творческим воображением. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные навыки и умения, тем полнее развертывается его творческая деятельность [, с. ].

Главной задачей эстетического воспитания в старшем внутреннем дошкольном возрасте является формирование творческого отношения к действительности. Развитие художественных и эстетических способностей, художественной и  эстетической деятельности, эстетического восприятия опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность разных анализаторов, которые обеспечивают нужную точность дифференцировок. Таким образом, конечная цель эстетического воспитания заключается в формировании гармоничной личности, всесторонне развитого человека, высоконравственного, прогрессивного, образованного, обладающего желанием творить, умением трудиться, понимающего красоту искусства и красоту жизни. К концу старшего дошкольного возраста дети могут более сосредоточенно рассматривать произведения изобразительного искусства, слушать литературные и музыкальные произведения, а также, воспринимать их более глубоко, осуждать зло, сочувствовать и сопереживать доброму, положительному. У детей развивается поэтичный и музыкальный слух. У них проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам изобразительных, литературных и музыкальных произведений.

Происходит активное развитие художественно-творческих способностей, дошкольники сами сочиняют стихи, придумывают песни, сказки, загадки, рисуют, создают аппликации. У них возникает оценочное отношение к своим собственным творческим проявлениям, а также к проявлениям своих сверстников. Благодаря обучению, постепенно у малышей формируется эмоциональная отзывчивость на разные выразительные средства в их сочетании, на самые простые художественные образы. Дошкольники уже не только видят, но также осознают первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они уже замечают более тонкие различия, делают более тонкие сравнения, находят выразительные слова. Дошкольники используют в речи различные поэтические образы, которые запоминают из художественных произведений. 

У детей происходит формирование интереса к красивому в окружающей жизни и искусстве, к разным видам игровой и художественной деятельности. У дошкольников заметно яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного персонажа, хотя дети еще и не осознают скрытые мотивы его поведения. Существенный вклад в эстетическое воспитание дошкольников также вносят их творческие способности, которые проявляются не только при занятиях ручным трудом, но также и в процессе различных развлечений и представлений. Являясь одной из форм активного отдыха, развлечения становятся радостным событием для малыша, они поднимают настроение, благоприятствуют проявлению у ребенка положительных эмоций и, в то же время, объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у ребят эмоциональный отклик при восприятии мелодии, поэтического слова, художественных и изобразительных образов.

Эстетическое воспитание старших дошкольников намного шире, оно затрагивает и художественное творчество, и эстетику отношений, труда, поведения, быта. Эстетическое воспитание использует для формирования ребенка все эстетически значимые явления и предметы, в том числе и искусство как его самое мощное средство. Используя для своих целей художественное воспитание, эстетическое воспитание развивает ребенка преимущественно не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Л.П. Печко считает, что цель эстетического воспитания заключается в «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как физического, так и духовного» [, с.]. Его точку зрения также разделяет Л. Н. Коган. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется глубиной и широтой развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех способностей и дарований личности является конечной целью и одной из главных задач эстетического воспитания» [, с. ]. Главным является воспитание и развитие таких качеств, таких способностей, которые дают возможность личности старшего дошкольника не только достигнуть успеха в какой-то деятельности, но также быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. 

Эстетическое воспитание благоприятствует становлению нравственности ребёнка, оно расширяет его знания о природе, обществе, мире. Различные творческие занятия дошкольников благоприятствуют развитию у них воли, дисциплинированности, воображения, организованности, мышления, настойчивости.

Выделяют такие структурные составляющие эстетического воспитания

старших дошкольников:

1) эстетическое образование, которое закладывает ценностные и теоретические основы эстетической культуры личности;

2) художественное воспитание в его художественно-практическом и образовательно-теоретическом выражении, которое формирует художественную культуру личности в единстве ценностных ориентаций, знаний, вкусов, навыков;

3) эстетическое самовоспитание и самообразование, которые ориентированы на самосовершенствование личности;

4) воспитание творческих способностей и потребностей.

В программе детского сада сформулированы главные задачи развития эстетического отношения к окружающей действительности, способностей и интересов дошкольников. Также указан объем умений, навыков, представлений и знаний, которые малыш должен усвоить с учетом его возрастных возможностей. Воспитание эстетического отношения к окружающему благоприятствует становлению многих качеств личности дошкольника. Это длительный и сложный процесс, в котором сложно четко фиксировать возрастные этапы. Для правильной организации работы по эстетическому воспитанию, следует наметить примерное его содержание, определить конкретные требования, которые соответствуют общим целям воспитания, для дошкольников каждой возрастной группы. Это даст возможность избежать односторонности, стихийности, случайности при отборе методов и средств эстетического воспитания, поможет планировать работу, располагать материал в нужной последовательности, видеть ее конечные цели.

Эстетическое воспитание нацелено на становление памяти, воображения, восприятия, а также на развитие склонностей, чувств, интересов и способностей, способствующих появлению активного отношения к жизни. Проявление и развитие данных качеств проследить сложнее, нежели конкретные результаты обучения навыкам и знаниям. Очень важно определить последовательность данного развития.

Эстетическое воспитание является очень сложным процессом. В связи с этим следует придерживаться следующих формулировок: «проявлять способности», «любить и стремиться», «испытывать удовольствие», «приучать дошкольников эмоционально воспринимать» и др., однако конкретизирую, в чем именно это проявляется. К примеру, появляется требование «проявлять поэтический и музыкальный слух», и сразу же идет пояснение, как можно это проверить и что именно требуется от малышей: «чисто интонировать, определять на слух, правильно ли спета песня, различать низкие и высокие звуки, их высоту и силу, смену темпа в чтении стихов, пении».

Эстетическое воспитание не изолированно от общего педагогического процесса. Захватывая многие стороны жизни дошкольника, оно тесно связано с физическим, умственным и нравственным развитием ребят и реализуется в главных формах организации их деятельности: в труде, быту, занятиях, игре, в развлечениях и на праздниках. К программным требованиям также относятся навыки культурного поведения - аккуратно раздеваться и одеваться, следить за внешним видом и чистотой и т. п. Данные требования относятся также к физическому развитию, получению культурно-гигиенических навыков. Однако разве мыслимо эстетическое воспитание дошкольника без овладения элементарными нормами поведения? Разве не естественно полагать, что эти обыденные и скромные проявления являются зарождением эстетических качеств? В дальнейшем они дадут возможность подвести малыша к более глубоким нравственным переживаниям.

Художественное воспитание – это большая часть эстетического воспитания, при котором ребёнок развивается как творческая личность, реализуя творческие мотивы на листе бумаги. 

Cреди педагогов часто бытует ошибочное мнение о тождестве художественного и эстетического воспитания. Но следует четко разграничивать данные понятия. Искусство - является частью эстетической культуры, как художественное воспитание - является частью эстетического, частью весомой, важной, однако она охватывает лишь одну сферу человеческой деятельности.

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в

искусстве». [, с. ].

    В современной эстетико - педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, творческие продукты. Художественная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства.         

    Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания дошкольников. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического воспитания ребёнка и представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. При создании условий для свободного выбора и занятий различными видами художественной деятельности у детей воспитывается художественный вкус, чувство гармонии, формируется особая картина мира и складывается Я концепция, в основе которой лежит творчество как ценность. 

    Основной побудитель художественной активности – стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего мира и его активному творческому отображению.

Например, Лыкова И.А., автор программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет, считает, что художественное образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование эстетического отношения к действительности, на развитие художественно творческих способностей, на ознакомление детей с универсальнымязыком искусства – средствами художественно образной выразительности.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребята должны достигнуть конкретного уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия действительности и искусства:

1) видеть, отмечать красоту произведений искусства(изобразительного, музыкального, архитектуры, литературы, различных видов народного искусства), природы, окружающих предметов, а также проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство радости, удовольствия, выражать стремление любоваться ими);

2) знать имена, некоторые произведения нескольких художников и композиторов; знать фамилии 2-3 детских писателей, быть способными привести примеры их произведений;

3) знать, применять в своей творческой деятельности главные выразительные средства искусства: в изобразительном искусстве – цвет, композиция, форма, линия; музыке – динамика, темп, ритм; игредраматизации – голос, движение, поза, жесты, мимика;

4) знать, называть произведения народного искусства: несколько народных песен, закличек, поговорок, пословиц, загадок, сказок, потешек;

В области художественно-творческой деятельности:

1) у дошкольников должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям воспитателя заниматься художественно-речевой, музыкальной, изобразительной деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения архитектуры, народного декоративно-прикладного, изобразительного искусства; уметь слушать музыку и пересказывать произведения фольклора и детской литературы;

2) у дошкольников нужно сформировать различные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;

3) также следует сформировать умение и желание создавать, что возможно, своими руками (поздравительную открытку для родителей или воспитателя; игрушку на подарок младшим сестрам, братьям, другу; изготовить настольно-печатную или дидактическую игру, оформить праздник и т.д.).

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребята должны уметь эстетически оценивать результаты собственной деятельности и деятельности ровесников, по возможности приводить аргументы этой оценке. Дошкольники должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

В области музыки: 

1) проявлять интерес, желание слушать музыку, петь естественным голосом, спокойно, отчетливо произносить слова, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Петь с и без инструментального сопровождения; прислушиваться к голосу других, согласовывать собственные действия с окружающими;

2) проявлять интерес к русской народной песне;

3) выражать стремление слушать русские народные песни, петь их;

4) выделять выразительные средства музыки: различать ритм, высоту звука (низкий-высокий), динамические оттенки музыки (тихая - громкая).

На уровне старшего дошкольного возраста:

1) эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера (плясовую, маршевую и пр.);

2) различать грустную и веселую мелодию;

3) проявлять интерес к классической и народной музыке;

4) проявлять творческую активность в движении под музыку, в пении;

5) уметь назвать отечественных композиторов-классиков (С.С. Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского) и зарубежных композиторов (Шопена, Моцарта);

6) проявлять желание слушать различную музыку и определять ее характер (маршевая, песенная, торжественная, танцевальная, веселая, спокойная, грустная);

7) уметь петь легко, напевно, выразительно, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчетливо произносить слова, петь согласованно в хоре;

8) уметь петь с и без музыкального сопровождения, сохраняя ритм и

темп произведения;

9) уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах;

10) знать ноты, как знаки, которые обозначают звуки, понимать

взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука.

Конечная цель эстетического воспитания заключается в формировании гармоничной личности, всесторонне развитого человека, высоконравственного, прогрессивного, образованного, обладающего желанием творить, умением трудиться, понимающего красоту жизни и искусства. Таким образом, основу эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три кита» – эмоциональность, интерес, активность. И.А. Лыкова считает, что при умелом руководстве различными видами художественной деятельности старшие дошкольники создают осмысленные выразительные образы и адекватными средствами передают в них своё отношение к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_nazvaniya.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание в психолого-педагогических исследованиях.

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества." В. А. Сухомлинский.

Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так и искусство выпрямляет душу. Познания ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного.

Образование сегодня обращается к  культуре, духовности, искусству как к доминанте гармоничного развития человека. Культура воспринимается
как важнейший фактор духовного обновления общества в целом и отдельной личности.

Уже в дошкольном возрасте дети способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Эстетическое воспитание затрагивает нравственность и добрые качества ребёнка, ведь видя красоту вокруг, ребёнок понемногу становится нравственно красивым и изнутри.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования эстетического отношения к действительности, становления творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в окружающем мире (природе, труде, социальных отношениях) с позиции эстетического идеала.

В.Н. Шацкая предложила следующую формулировку: «Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности - в труде, общественной жизни, природе, выявлениях искусства» [, с. ].

Краткий словарь по эстетике приводит следующее определение эстетического воспитания: «это система мероприятий, которые направлены на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».[, с. ].

Оба вышеприведенные определения указывают на то, что эстетическое воспитание должно совершенствовать и вырабатывать в человеке умение воспринимать прекрасное в жизни и искусстве, правильно понимать и оценивать его. К сожалению, первое определение не указывает деятельную или созидательную сторону эстетического воспитания, а второе определение подчеркивает, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться лишь созерцательной задачей, но также должно способствовать формированию способности создавать прекрасное в жизни и искусстве.

В своей работе «Теория эстетического воспитания школьников» Д.Б. Лихачев опирается на определение, которое дал К. Маркс. Согласно этому определению эстетическое воспитание – это целенаправленный  процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать трагическое, прекрасное, безобразное и комичное в искусстве и жизни, творить и жить «по законам красоты [, с.].

Автор обращает особое внимание на важность целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом воспитании дошкольника. К примеру, развитие у малыша эстетического отношения к действительности и искусству, равно как и развитие его интеллекта, может быть спонтанным, неуправляемым и стихийным процессом. Обобщенные содержательно-целевые направления эстетического развития и воспитания дошкольников можно определить как:

1) активизацию и развитие эмоционального отклика на проявления красоты в окружающем мире, изображение ее в произведениях искусства и собственных творческих работах;

2) создание условий для освоения детьми языков мира искусства и на этой основе обогащение представлений об искусстве;

3) развитие эстетических оценок, суждений, интересов, эстетических предпочтений, желания познавать и осваивать искусство;

4) стимулирование самостоятельного проявления эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях.

Б.Т. Лихачев полагает, что «лишь целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение ребят в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности» [].

Эстетическое воспитание является частью педагогической науки, а его непосредственной теоретической частью является эстетика. Педагогика определяет «эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, понимать, чувствовать прекрасное в искусстве и жизни, как воспитание стремления самому принимать участие в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей» [].

В состав эстетического воспитания входит:

1) знание законов, по которым создаются произведения искусства;

2) воспитание стремления познать мир прекрасного;

3) развитие у человека творческих способностей.

Смысл эстетического воспитания состоит в том, что оно делает человека более благородным, способствует формированию положительных нравственных чувств, украшает жизнь.

В ряде исследований Н.А. Курочкина, Г.С. Лабковская, Е.А. Флерина, А.И. Ходькова выделяются задачи эстетического воспитания умении детей:

1) учить детей любить, видеть и понимать прекрасное в жизни, видеть его в быту, природе, поступках людей и общественных событиях, которые доступны детям. Воспитывать у детей желание по мере своих возможностей быть активными участниками созидания прекрасного в жизни;

2) учить детей любить, видеть и понимать доступные их возрасту произведения искусства, выраженные в различных видах художественного творчества (литературе, песне, поэзии, музыке, картине и пр.);

3) учить детей активно и все более качественно проявлять себя в разных областях искусства: в чтении стихов, пении, пересказе, пляске, и в творческой деятельности (в рисовании, рассказывании, конструировании, лепке, творческой игре) [, с].

По мнению Н.А. Ветлугиной следует выделить такие задачи эстетического воспитания:

1) систематическое развитие восприятия прекрасного, эстетических чувств, представлений детей. Этому способствуют все виды искусства, природа и быт, они вызывают радость, восхищение, волнение и непосредственную эмоциональную отзывчивость;

2) приобщение детей к деятельности в области искусства, обучение их художественным первоначальным знаниям, практическим умениям, воспитывая в них привычку и потребность по мере возможности вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения;

3) формирование основ эстетического вкуса детей и способности самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни;

4) развитие художественно-творческих способностей детей. Связанная с искусством деятельность, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, инициативой, творческим воображением. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные навыки и умения, тем полнее развертывается его творческая деятельность [, с. ].

Главной задачей эстетического воспитания в старшем внутреннем дошкольном возрасте является формирование творческого отношения к действительности. Развитие художественных и эстетических способностей, художественной и  эстетической деятельности, эстетического восприятия опирается на современное развитие сенсорных систем, деятельность разных анализаторов, которые обеспечивают нужную точность дифференцировок. Таким образом, конечная цель эстетического воспитания заключается в формировании гармоничной личности, всесторонне развитого человека, высоконравственного, прогрессивного, образованного, обладающего желанием творить, умением трудиться, понимающего красоту искусства и красоту жизни. К концу старшего дошкольного возраста дети могут более сосредоточенно рассматривать произведения изобразительного искусства, слушать литературные и музыкальные произведения, а также, воспринимать их более глубоко, осуждать зло, сочувствовать и сопереживать доброму, положительному. У детей развивается поэтичный и музыкальный слух. У них проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам изобразительных, литературных и музыкальных произведений.

Происходит активное развитие художественно-творческих способностей, дошкольники сами сочиняют стихи, придумывают песни, сказки, загадки, рисуют, создают аппликации. У них возникает оценочное отношение к своим собственным творческим проявлениям, а также к проявлениям своих сверстников. Благодаря обучению, постепенно у малышей формируется эмоциональная отзывчивость на разные выразительные средства в их сочетании, на самые простые художественные образы. Дошкольники уже не только видят, но также осознают первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они уже замечают более тонкие различия, делают более тонкие сравнения, находят выразительные слова. Дошкольники используют в речи различные поэтические образы, которые запоминают из художественных произведений.

У детей происходит формирование интереса к красивому в окружающей жизни и искусстве, к разным видам игровой и художественной деятельности. У дошкольников заметно яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного персонажа, хотя дети еще и не осознают скрытые мотивы его поведения. Существенный вклад в эстетическое воспитание дошкольников также вносят их творческие способности, которые проявляются не только при занятиях ручным трудом, но также и в процессе различных развлечений и представлений. Являясь одной из форм активного отдыха, развлечения становятся радостным событием для малыша, они поднимают настроение, благоприятствуют проявлению у ребенка положительных эмоций и, в то же время, объединяют все виды искусства, дают возможность творчески использовать их, вызывают у ребят эмоциональный отклик при восприятии мелодии, поэтического слова, художественных и изобразительных образов.

Эстетическое воспитание старших дошкольников намного шире, оно затрагивает и художественное творчество, и эстетику отношений, труда, поведения, быта. Эстетическое воспитание использует для формирования ребенка все эстетически значимые явления и предметы, в том числе и искусство как его самое мощное средство. Используя для своих целей художественное воспитание, эстетическое воспитание развивает ребенка преимущественно не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Л.П. Печко считает, что цель эстетического воспитания заключается в «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как физического, так и духовного» [, с.]. Его точку зрения также разделяет Л. Н. Коган. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется глубиной и широтой развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех способностей и дарований личности является конечной целью и одной из главных задач эстетического воспитания» [, с. ]. Главным является воспитание и развитие таких качеств, таких способностей, которые дают возможность личности старшего дошкольника не только достигнуть успеха в какой-то деятельности, но также быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Эстетическое воспитание благоприятствует становлению нравственности ребёнка, оно расширяет его знания о природе, обществе, мире. Различные творческие занятия дошкольников благоприятствуют развитию у них воли, дисциплинированности, воображения, организованности, мышления, настойчивости.

Выделяют такие структурные составляющие эстетического воспитания

старших дошкольников:

1) эстетическое образование, которое закладывает ценностные и теоретические основы эстетической культуры личности;

2) художественное воспитание в его художественно-практическом и образовательно-теоретическом выражении, которое формирует художественную культуру личности в единстве ценностных ориентаций, знаний, вкусов, навыков;

3) эстетическое самовоспитание и самообразование, которые ориентированы на самосовершенствование личности;

4) воспитание творческих способностей и потребностей.

В программе детского сада сформулированы главные задачи развития эстетического отношения к окружающей действительности, способностей и интересов дошкольников. Также указан объем умений, навыков, представлений и знаний, которые малыш должен усвоить с учетом его возрастных возможностей. Воспитание эстетического отношения к окружающему благоприятствует становлению многих качеств личности дошкольника. Это длительный и сложный процесс, в котором сложно четко фиксировать возрастные этапы. Для правильной организации работы по эстетическому воспитанию, следует наметить примерное его содержание, определить конкретные требования, которые соответствуют общим целям воспитания, для дошкольников каждой возрастной группы. Это даст возможность избежать односторонности, стихийности, случайности при отборе методов и средств эстетического воспитания, поможет планировать работу, располагать материал в нужной последовательности, видеть ее конечные цели.

Эстетическое воспитание нацелено на становление памяти, воображения, восприятия, а также на развитие склонностей, чувств, интересов и способностей, способствующих появлению активного отношения к жизни. Проявление и развитие данных качеств проследить сложнее, нежели конкретные результаты обучения навыкам и знаниям. Очень важно определить последовательность данного развития.

Эстетическое воспитание является очень сложным процессом. В связи с этим следует придерживаться следующих формулировок: «проявлять способности», «любить и стремиться», «испытывать удовольствие», «приучать дошкольников эмоционально воспринимать» и др., однако конкретизирую, в чем именно это проявляется. К примеру, появляется требование «проявлять поэтический и музыкальный слух», и сразу же идет пояснение, как можно это проверить и что именно требуется от малышей: «чисто интонировать, определять на слух, правильно ли спета песня, различать низкие и высокие звуки, их высоту и силу, смену темпа в чтении стихов, пении».

Эстетическое воспитание не изолированно от общего педагогического процесса. Захватывая многие стороны жизни дошкольника, оно тесно связано с физическим, умственным и нравственным развитием ребят и реализуется в главных формах организации их деятельности: в труде, быту, занятиях, игре, в развлечениях и на праздниках. К программным требованиям также относятся навыки культурного поведения - аккуратно раздеваться и одеваться, следить за внешним видом и чистотой и т. п. Данные требования относятся также к физическому развитию, получению культурно-гигиенических навыков. Однако разве мыслимо эстетическое воспитание дошкольника без овладения элементарными нормами поведения? Разве не естественно полагать, что эти обыденные и скромные проявления являются зарождением эстетических качеств? В дальнейшем они дадут возможность подвести малыша к более глубоким нравственным переживаниям.

Художественное воспитание – это большая часть эстетического воспитания, при котором ребёнок развивается как творческая личность, реализуя творческие мотивы на листе бумаги.

Cреди педагогов часто бытует ошибочное мнение о тождестве художественного и эстетического воспитания. Но следует четко разграничивать данные понятия. Искусство - является частью эстетической культуры, как художественное воспитание - является частью эстетического, частью весомой, важной, однако она охватывает лишь одну сферу человеческой деятельности.

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в

искусстве». [, с. ].

    В современной эстетико - педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством развития умения понимать и создавать художественные образы, творческие продукты. Художественная деятельность – это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённости ребёнка посредством искусства.        

    Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания дошкольников. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического воспитания ребёнка и представляет собой систему специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. При создании условий для свободного выбора и занятий различными видами художественной деятельности у детей воспитывается художественный вкус, чувство гармонии, формируется особая картина мира и складывается Я концепция, в основе которой лежит творчество как ценность.

    Основной побудитель художественной активности – стремление ребёнка к деятельному познанию окружающего мира и его активному творческому отображению.

Например, Лыкова И.А., автор программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет, считает, что художественное образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование эстетического отношения к действительности, на развитие художественно творческих способностей, на ознакомление детей с универсальным языком искусства – средствами художественно образной выразительности.

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребята должны достигнуть конкретного уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия действительности и искусства:

1) видеть, отмечать красоту произведений искусства(изобразительного, музыкального, архитектуры, литературы, различных видов народного искусства), природы, окружающих предметов, а также проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство радости, удовольствия, выражать стремление любоваться ими);

2) знать имена, некоторые произведения нескольких художников и композиторов; знать фамилии 2-3 детских писателей, быть способными привести примеры их произведений;

3) знать, применять в своей творческой деятельности главные выразительные средства искусства: в изобразительном искусстве – цвет, композиция, форма, линия; музыке – динамика, темп, ритм; игредраматизации – голос, движение, поза, жесты, мимика;

4) знать, называть произведения народного искусства: несколько народных песен, закличек, поговорок, пословиц, загадок, сказок, потешек;

В области художественно-творческой деятельности:

1) у дошкольников должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям воспитателя заниматься художественно-речевой, музыкальной, изобразительной деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения архитектуры, народного декоративно-прикладного, изобразительного искусства; уметь слушать музыку и пересказывать произведения фольклора и детской литературы;

2) у дошкольников нужно сформировать различные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;

3) также следует сформировать умение и желание создавать, что возможно, своими руками (поздравительную открытку для родителей или воспитателя; игрушку на подарок младшим сестрам, братьям, другу; изготовить настольно-печатную или дидактическую игру, оформить праздник и т.д.).

К концу пребывания в дошкольном учреждении ребята должны уметь эстетически оценивать результаты собственной деятельности и деятельности ровесников, по возможности приводить аргументы этой оценке. Дошкольники должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

В области музыки:

1) проявлять интерес, желание слушать музыку, петь естественным голосом, спокойно, отчетливо произносить слова, брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Петь с и без инструментального сопровождения; прислушиваться к голосу других, согласовывать собственные действия с окружающими;

2) проявлять интерес к русской народной песне;

3) выражать стремление слушать русские народные песни, петь их;

4) выделять выразительные средства музыки: различать ритм, высоту звука (низкий-высокий), динамические оттенки музыки (тихая - громкая).

На уровне старшего дошкольного возраста:

1) эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера (плясовую, маршевую и пр.);

2) различать грустную и веселую мелодию;

3) проявлять интерес к классической и народной музыке;

4) проявлять творческую активность в движении под музыку, в пении;

5) уметь назвать отечественных композиторов-классиков (С.С. Прокофьева, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского) и зарубежных композиторов (Шопена, Моцарта);

6) проявлять желание слушать различную музыку и определять ее характер (маршевая, песенная, торжественная, танцевальная, веселая, спокойная, грустная);

7) уметь петь легко, напевно, выразительно, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчетливо произносить слова, петь согласованно в хоре;

8) уметь петь с и без музыкального сопровождения, сохраняя ритм и

темп произведения;

9) уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах;

10) знать ноты, как знаки, которые обозначают звуки, понимать

взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука.

Конечная цель эстетического воспитания заключается в формировании гармоничной личности, всесторонне развитого человека, высоконравственного, прогрессивного, образованного, обладающего желанием творить, умением трудиться, понимающего красоту жизни и искусства. Таким образом, основу эстетического отношения и художественного развития дошкольника составляют «три кита» – эмоциональность, интерес, активность. И.А. Лыкова считает, что при умелом руководстве различными видами художественной деятельности старшие дошкольники создают осмысленные выразительные образы и адекватными средствами передают в них своё отношение к окружающему миру. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях

Дошкольное детство - это один их самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого времени идет интенсивное созревание всех систем и...

Особенности знаний у детей дошкольного возраста о растениях в психолого - педагогических исследованиях.

Русские прогрессивные педагоги прошлых лет (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева ) обосновали значение природы  и ее роль в первоначальном воспитании личности ребенка.Данные исследован...

Психолого-педагогическое исследование

Информация для родителей...

Статья «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ».

laquo;МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ    ДОШКОЛЬНИКОВ   В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»....