Конспект семинара-практикума для работы с педагогами на основе использования проектной методики - метафорические карты на тему «Тараканы в голове»
план-конспект занятия по психологии

Кулясова Татьяна Анатольевна

Актуальность темы эмоционального выгорания педагогов в ДОУ не снижается со временем, а скорее наоборот, возрастает. С каждым годом появляются новые методы профилактической работы педагога - психолога с коллективом детского сада по снижению эмоционального напряжения и увеличения пихоэмоциональных ресурсов воспитателей и специалистов детского сада. Данный материал представляет собой конспект семинара - практикума дл работы с педагогами на основе использования проективной методики - метафорические карты "Тараканы в голове".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1_konspekt_seminara_praktikuma.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 16 Красная Шапочка» города Новочебоксарска

Конспект

семинара-практикума для работы с педагогами на основе использования проектной методики - метафорические карты

 на тему

«Тараканы в голове»

                                                                                            Подготовила:

                                                                               Педагог-психолог

                                                                               Кулясова Татьяна Анатольевна

                                                    Новочебоксарск 2022 год.

Цель: содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала и ресурсных состояний.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить педагогов с метафорическими ассоциативными картами как уникальным и профессиональным помощником в работе.

Развивающие:

- выявить запросы для терапевтической работы;

- развивать умение определить свои проблемы (дефициты) и поиска ресурсов для их решения.

- формировать благоприятный психологический климат.

Методы: наглядные (презентация, набор метафорических карт), словесные (беседа, опрос), продуктивные (создание собственного продукта, рисунок).

Форма организации: подгрупповая, 3-5 человек.

Оборудование и материалы: колода метафорических ассоциативных карт «Тараканы в твоей голове» автор Мария Минакова, Татьяна Евстигнеева -Зинкевич «Мастер сказок» «Подсказки подсознания» Анна Гращенкова, листы А4, цветные карандаши, фломастеры, цвветные листы формат А6 желтого, красного, синего цвета по числу участников, электронная презентация и интерактивная панель для ее демонстрации; подборка успокаивающих мелодий.

Продолжительность:  40-55 минут.  

Ход занятия:

Вводная часть:

1. Приветствие. (1 минута)

2.  Упражнение 1

Ведущий предлагает продолжить следующие фразы.

 «Продолжите фразу»: «От сегодняшней встречи я ожидаю…» «Для этого я буду делать…» (5 минут)

3. Презентация. (краткая справка о метафорических картах.) (7минут).

4.  Правила работы с картами в группе:

•        Спонтанность. Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на

выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.

•        Уважение и принятие выбора. Играя, мы уважаем других

участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.

•        Авторское право. В игре мы ценим чужой интеллект и воображение.

Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.

•        Толерантность. Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду

спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.

•        Личные границы. В игре мы ценим индивидуальность друг друга и

наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.

Основная часть:

Упражнение 2:

 «Мои любимые тараканы» (15 минут).

Инструкция: «Дорогие участники, перед вами лежит раскрытая колода карт, выберите тех «тараканов», которые самые любимые. Возможно кому-то понравиться изображение или надпись, что-то вызовет отклик. Он может быть, как позитивным, так и негативным.»

 Вопросы для обсуждения:

  1. «Скольких тараканов Вам удалось отобрать из колоды? Разложите в ряд. Еще раз их рассмотрите. Значить ли это, то что вы их «признали»?
  2. «Каких тараканов Вы оставили в колоде, но их стоило бы добавить к ряду своих?»
  3. «На какие трудности и проблемы ваши тараканы указывают вам?»
  4. «Возможно ли сгруппировать ваших тараканов? Кто кого усиливает или ослабевает? Расскажите об их взаимоотношениях».

Далее ведущий предлагает разложить кары по порядку «сложности». Начать с самого проблемного, а закончить самым легким».

  1. А теперь сделайте выводы с каким «таракана» нужно проработать в первую очередь?

 

Упражнение 2:

«Ответственный и ресурсный таракан» (15 минут).

Инструкция: На основе имеющейся ситуации в вашей жизни (проблемы), задачи, которую нужно решить. Выберите того таракана, который ответственен за эту проблему, по-вашему. Можно выбрать одного таракана или столько вам хочется. Проблему озвучивают участники по желанию.

Вопросы для обсуждения:

  1. «Почему вы выбрали именно этого таракана? Как он за Вашу проблему ответственен?»
  2. «Стоит ли его слушать, что он обычно вам говорит? А что вы можете ему возразить?»

Ведущий предлагает, если есть потребность выбрать еще тараканов , чтобы наиболее полно описать картину.

Когда все участники высказались, ведущий предлагает взять листочки и цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция: Создайте в воображении или на листе бумаги ресурсного таракана, который способен справиться с вашей проблемой. Придумайте ему имя.

 Ведущий напоминает, что в колоде находятся только проблемные тараканы, а ресурсного нужно нарисовать. И этот новый таракан (или несколько) должен быть более сильным по сравнению с проблемным. (Обжорка---Стройняшка, или Обжорка----Мотиваш».

Озвучьте диалог двух (или более) тараканов. Добейтесь того, чтобы ответственный и подчинился ресурсному. за проблему таракан стал слабее таракан и подчинился ресурсному.

Возможно ресурсный таракан дал вам дельный совет. Если вы готовы ,то озвучьте и поблагодарите его.

Рефлексия:

Упражнение 3

 «Радуга  мнений» (7 минут).

Используется набор карточек по числу участников. (синий, красный, желтый)

Участники должны ответить на вопрос, отмеченный на цветной карточке.

Синий - «Ваши ощущения от работы?»

Красный - «Самое ценное приобретение за сегодняшнюю встречу?»

Желтый - «Что вы желаете поменять в работе завтра?»

Ведущий: наша встреча подошла к концу. Теперь на одну из ваших проблем станет меньше, ведь сегодня вы смогли создать на проблемного таракана-таракана победителя. Их вы возьмете с собой, как напоминание того, что ситуацию можно и нужно менять.

Кто –то хочет высказаться?

Спасибо всем за плодотворное участие.

 


Используемая литература:

1. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. -160с

2. Практикум по арт-терапии. /Под. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.

Интернет ресурсы:

  1. https://dzen.ru/media/id/5b81c14b357c7100a9019468/otkuda-poshlo-vyrajenie-tarakany-v-golove-5d153110554a0d00adbf52cc
  2. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3227422-tarakany-v-golove-otkuda-i-pochemu-pojavilsja-dannyj-frazeologizm.html
  3. https://edunews.ru/intensiv/info/uprazhnenie-na-zavershenie-treninga.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Использование проектной методики в патриотическом воспитании дошкольников».

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизне...

Работа с буквами на основе использования их свойств, как средство профилактики дисграфии.

Авторское методическое пособие для учителя-логопеда, дидактическое пособие (игры) для детей и их родителей при знакомстве со звуками и буквами их обозначающими....

Методическая работа с педагогами дошкольного образования по патриотическому воспитанию детей по теме «День Победы»

Описание: данная разработка предназначена для старших воспитателей, воспитателей  детского сада....

Научно-практическая конференция педагогов дошкольных отделений «Использование проектного метода в работе с дошкольниками»

Материал содержит в себе: цели и задачи данного мероприятия, "Положение о проведении научно-практической конференции педагогов дошкольных отделений ГБОУ Школы № 777 «Использование проектного метода в ...

Колода МАК «Тараканы в голове"

КОЛОДА МАК «ТАРАКАНЫ В ГОЛОВЕ»Метафорические ассоциативные карты «ТАРАКАНЫ В ГОЛОВЕ» созданы на основании известной метафоры о «тараканах», якобы живущих в головах ...

Из опыта работы. ГМО педагогов эстетического цикла "Использование цифровых технологий в работе воспитателя по ИЗО деятельности дошкольного учреждения"

Использование компьютера, на занятиях изобразительного искусства, становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно интегрируется со всеми образовате...