Родительское собрание
методическая разработка по психологии

«Традиционные семейные ценности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie_1.docx663.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 "Тополёк"

Методическая разработка родительского собрания, направленная на формирование и развитие традиционных семейных ценностей

 «Традиционные семейные ценности»

Делаем детскую народную игрушку "Зайчик на пальчик" .

   

                                  Подготовила и провела

                          педагог-психолог:

                                                        Пинигина Анастасия Владимировна

г. Бердск 2022г.

Аннотация

Семья и семейные ценности являются важной составляющей, основой воспитания и становления личности. Крепкая, дружная семья – необходимое условие для развития каждого человека. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Обращение к истокам русской народной культуры, к народной игрушке, которую родители изготовят сами, поможет оценить значимость семейных ценностей, традиций и помогут в становлении духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Цель: актуализация проблем духовного - нравственного воспитания детей на основе семейных ценностей.

Задачи:
1. Сформировать у родителей представления о семейных ценностях

2. Повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей через приобщение к семейным ценностям и традициям.

3. Повысить педагогическую культуру и грамотность родителей.

4.  Познакомить родителей с обереговой куклой, изготовить игровую куклу по традиционной технологии.

Ожидаемый результат:

  • создание условий для более тесных взаимоотношений родителей и детей;
  • закрепление семейных ценностей;
  • изготовление куклы «Зайчик на пальчик»;

Материалы и оборудование: мяч, образцы тряпичных кукол, заранее заготовленные лоскуты ткани 10х20 см, синтепон (для набивки), нитки.

Форма проведения: родительское собрание с элементами игры, практикум.

Участники: родители детей 1 младшей группы, педагог-психолог.

План проведения:

Вступительное слово

1. Игра «Ассоциации»

2. Знакомство с семьями

3. Семейные ценности

4. Семейные традиции

5. Знакомство с обереговой куклой

6. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы «Зайчик на пальчик».

7. Рефлексия

Заключительная часть

Ход мероприятия

Вступительное слово

Педагог-психолог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас. Сегодня мы поговорим о значении семейных ценностей в нравственном воспитании детей. Поговорим о семейных традициях и их значении для нас и наших детей.

У каждого человека есть свои ценности, в разные времена у разных народов они были разными, но есть одна, особенно важная для любого народа в любое время. Это семья. Ученые считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты и ответственности.

  1. Игра «Ассоциации»

Педагог-психолог: Предлагаю начать с игры «Ассоциации».

Уважаемые родители, назовите, пожалуйста, слова-ассоциации, которые у вас вызывает понятие «семья». (ответы родителей).

Обсуждение.

А что значит счастливая семья, какая она по - вашему?

Почему именно эта игра? Потому что ассоциации являются не только отражением значения понятия, но и выражают определенные эмоциональные состояния, связанные со словом «семья». И как правило, эти эмоциональные состояния имеют положительную окраску. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются принятые в семье привычки, слова, эмоции, жесты, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Именно в семье взращиваются понятия «добра» и «зла», «хорошего» и «плохого», «можно» и «нельзя». Семья рождает ощущение любви и заботы, преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и любви к Родине.

  1. Знакомство с семьями.

Педагог-психолог: Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка.

А сейчас, я предлагаю по очереди, передавая мяч, рассказать немного о вашей семье. У кого в руках мяч – тот и рассказывает.

Родители по очереди кратко рассказывают о своей семье.

  1. Семейные ценности

Педагог-психолог: Семейные ценности – вещь многогранная. Найдётся тысяча определений, каждое из которых будет верным. Это как раз тот случай, когда говорят сколько людей – столько и мнений. Несомненно, семейные ценности – это определённые правила и идеалы, по которым живёт семья.

Если собрать воедино список всех ценностей, то он будет бесконечным, но без них, считают специалисты, невозможно построить счастливую и дружную семью. Ведь это не просто слова. Это принципы, на которых строится совместное будущее.

Расскажите, какие ценности у вашей семьи? (ответы родителей и обсуждение)

С точки зрения психологии семейными ценностями являются:

  • принадлежность (значимость каждого члена семьи);
  • уважение (принятие всех мнений при принятии какого-либо решения);
  • гибкость (умение принимать чужое мнение, не настаивать постоянно на одной и той же позиции);
  • честность (это залог любых отношений и человеческого доверия);
  • прощение (понятие семьи и обиды несовместимы. Понять и принять);
  • щедрость (это давать не думая, какую выгоду я получу. Дарить близким людям свою любовь, тепло, внимание, своё время);
  • общение (искусство, при нехватке которого могут возникнуть недомолвки и недоразумения, говорить о своих чувствах и переживаниях);
  • ответственность (представить каждому из членов семьи список дел);
  • любопытство (важно поощрять и продвигать тягу к изучению нового);
  • традиции (объединять разные поколения одной семьи);
  • любовь (большой фундамент, на котором строится семья), скрепляют семью, делают её прочной, сильной, значимой и нерушимой.

  1. Семейные традиции

Педагог-психолог: Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая включает в себя уклад жизни и привычки членов семьи, которые передаются из поколения в поколения.

Первоначально это слово использовалось в буквальном смысле, обозначая материальное действие. Далее этот термин принял нематериальное значение и теперь обозначает передачу определенных умений и навыков нескольких поколений семьи. По словарю В. Даля «традиция» - это преданье, все, что перешло от одного поколенья на другое (взгляды, вкусы, обычаи).

Обсуждение.

Какие традиции живут в вашем доме? (ответы родителей)

  1. Знакомство с обереговой куклой

Педагог-психолог: Сегодня я предлагаю обратиться к истокам русской народной традиции, к народной игрушке.

От того, что окружает ребенка в детстве зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение. Каждый из нас помнит свою любимую игрушку. Некоторые хранят их как счастливый талисман всю жизнь.                                                                                                

Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Ее изготавливали в единственном экземпляре и, что самое главное, ее делали родители или родные ребенка. Для каждого возраста была своя кукла. (Приложение 1)                                                                  

Куклу " Зайчик на пальчик" делали детям тогда, когда ребенок уже сам начинал осмысленно говорить - примерно в возрасте 2,5 - 3лет. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и, если становится скучно или страшно, к ней можно обратиться как к другу, поговорить с ней. пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любимой игрушке видят родственную душу и разговаривают как с живым человеком.

Главное предназначение древнерусской куклы, кроме забав, - оберегать ребенка от нечисти, сглаза и порчи.

А теперь посмотрите, как мы будем делать зайчика на пальчик.

  1. Практическая работа. Поэтапное изготовление куклы «Зайчик на пальчик».

Педагог психолог показывает и объясняет технологию изготовления зайчика (Приложение №2) и параллельно рассказывает об особенностях тряпичных кукол.

Педагог-психолог: Как и все тряпичные куклы-закрутки зайчик был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные. Кстати, в психотерапевтических целях его и сегодня можно использовать. Сейчас у ваших детей идет период адаптации к детскому саду, такой зайчик, сделанный вашими руками будет очень кстати. Малыш может приносить его с собой и это поможет ему пережить разлуку с мамой и папой.

Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки нет «лица». Считалось, что делать куколке лицо нельзя, опасно. Но и в наш век, далекий от суеверий, можно точно сказать, что современным детям такие «безликие» куклы будут полезны. Ведь ребенку ничто не мешает «заставить» зайку смеяться или плакать и сделать это он может лишь силой своего воображения.

На лице куколок не изображали глаза, губы, нос. Делали это по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние свидетели семейных ссор и тайных бесед. Ведь через очи или уста в игрушки могли проникнуть злые духи и принести в избу несчастья.

Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать.

Красный цвет нити является символом жизни.

Русская народная кукла – это представление наших предков об устройстве мира, выраженное через рукоделие. Конечно, сейчас на рынке продается масса игрушек, но традиционная фигурка должна быть в каждой семье. Куколка, созданная своими руками, не только доставит массу положительных эмоций, но и защитит ваш дом от напастей.

Вот и получились у нас замечательные традиционные игровые «Зайчики». Уверена, что дети оценят ваши старания.

  1. Рефлексия

Педагог-психолог: Предлагаю, передавая друг другу мяч, поделиться чем была полезна именно для вас сегодняшняя встреча? Что для вас было важным из того, что вы сегодня узнали? Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?

Заключительная часть

Педагог-психолог: Благодарю вас за нашу теплую встречу, совместную работу. Надеюсь, это станет нашей доброй традицией!

 Детские годы – самое благоприятное время для того, чтобы сформировать базовые семейные ценности. Я уверена, что у вас все получится. Личность ребёнка максимально открыта для влияний извне, а глубокие впечатления, полученные в детстве, остаются с ребенком на всю жизнь.

Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание.

Эффективность реализации:

Собрание прошло в дружелюбной обстановке, родители принимали активное участие в обсуждении, делились свои опытом, рассуждениями. С большим интересом каждый изготовил традиционную игрушку, которую с восторгом приняли дети, чьи родители вручили ее сразу после окончания встречи.

Литература:

1. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2014. — 7.

2. Берстенева Е. В., Догачева Н. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. — Печатная слобода, 2013.

3. Формирование семейных ценностей как основа социального благополучия детей и подростков: Всероссийская научно-практическая конференция (Сыктывкар, 3 октября 2017 года): сборник докладов / сост.: Н.Г. Торлопова; Мин-во образования, науки и молодеж. политики Респ. Коми, Коми республик. ин-т развития образования. ‒ Сыктывкар: КРИРО, 2017.

4. «Захватывающие сведения о русской тряпичной кукле», [интернет ресурс]//

https://7kul.ru/promysly/zahvatyvayushhie-svedeniya-o-russkoj-tryapichnoj-kukle

Приложение№1

Технологическая карта.

Текстильная кукла «Зайчик на пальчик»

img001

Сложить ткань вдоль пополам лицевой стороной наружу.

img001img001

С одного края (где сгиб) закладываем угол ткани внутрь.

img001

Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки. Нитки не обрываем, она так и будет идти по всему зайчику.

img001

Формируем головку зайца, вложив наполнитель ниже ушек.

img001

Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлей.

img001

Складываем ткань в три слоя. Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки.

img001

 Сзади к шее зайчика прикладываем лапки.

img001

Закрепляем нитками ткань к туловищу под лапками. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест. Закрепляем петлей нитку на шее и обрезаем ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...