ПРИЗНАКИ РАННЕЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА.
статья по психологии

Вопрос выявления одаренности стоит в настоящее время достаточно остро. Как распознать одаренного ребенка в дошкольном возрасте, что делать, если ребенок проявляет признаки одаренности, с какими сложностями встречаются их родители и воспитатели, работающие с такими детьми. На данные вопросы Вы найдете ответы в данной публикации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_ranney_odarennosti_rebenka.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРИЗНАКИ РАННЕЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА.

Кто он – одаренный ребенок?

Профи в своей области. Кто-то молниеносно собирает конструктор, кто-то без ошибок пишет диктанты, а кто-то быстрее всех пробегает стометровку — главное, что ребенок делает это хорошо и с удовольствием.

Пытливый всезнайка. Страстная жажда знаний и развития — еще одна черта одаренного ребенка. Он не боится задач не по возрасту и увлеченно осваивает новое: будь то книги, музыкальные пьесы или спортивные элементы.Он отбрасывает то, что ему неинтересно, получая упреки в лени, но «своим» делом готов заниматься бесконечно.

Перфекционист (в любимом занятии). Бессознательное стремление к совершенству в своей сфере заставляет способного ребенка добиваться результата даже тогда, когда другие давно отступили. Его упорство и целеустремленность порой граничат с дотошностью и упрямством. 

«Быстрый компьютер». Скорость реакции, быстрота мысли и восприятия, прекрасная память — мозг одаренного человека похож на суперкомпьютер. В зависимости от вида деятельности эти особенности проявляются по-разному: скажем, у математиков — в умении выстраивать причинно-следственные связи и анализировать, а у спортсменов — в развитом пространственном мышлении и сенсомоторной координации. 

Творческая личность. Креативный ребенок способен создавать новое, видеть необычное в повседневном, выдавать оригинальные идеи

Как помочь способностям раскрыться? 

Поддерживать, но не принуждать. Лучший стимул для развития — интерес. Ребенку нужны не только (и не столько) упорные занятия, сильные школы или репетиторы, но еще и бережное отношение без давления и перегрузок. 

Найти хорошего педагога. Того, кто сумеет заинтересовать ученика своим предметом и поддержать эту увлеченность; запустит у ребенка процесс активного личного поиска, а не просто воспроизведения моделей. 

Обеспечить всестороннее развитие. Познание, эмоции, общение и физическая активность — вот четыре составляющие целостного развития личности, о которых важно позаботиться взрослым. Перекосы в ту или иную сторону есть почти всегда, так что стоит уделить отдельное внимание тому из аспектов, который явно «проседает». (Конечно, если родители хотят вырастить не только хорошего специалиста, но и гармоничного счастливого человека.)

Предоставить свободу действий. Занятия «из-под палки», даже когда они приводят к высоким результатам, оставляют после себя издержки в виде психологического неблагополучия, подорванных отношений с родителями либо побега из профессии при первой же возможности. Вот почему так важно позволять ребенку заниматься тем, что интересно ему, — и так, как хочет он сам. 

Лучше всего развивает интерес самостоятельная творческая работа: исследования, проекты, конкурсы.

ЧТО ТАКОЕ ОДАРЕННОСТЬ?

Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, отличающееся у каждого конкретного ребенка. Один одаренный ребенок совершенно не похож на другого, что выдвигает в качестве основного момента принцип индивидуализации образовательного процесса в работе с такими детьми.

Как распознать предрасположенности ребенка?

Прежде всего, внимательно понаблюдайте за его поведением, интересами и предпочтениями.

Одаренность проявилась рано… (0-3 года)

  1. Уже спустя 5-7 дней после появления на свет одаренные дети чаще и дольше рассматривают фигурки сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. А к концу первого месяца появляются признаки зрительного, слухового, двигательного сосредоточения.
  2. Дети демонстрируют высокую чувствительность к новизне ситуаций, проявляющуюся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение. Позднее ребенок проявляет постоянную любознательность ко всему новому.
  3. У одаренного малыша раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства общения в звено самостоятельного мышления.
  4. Музыкальное дарование проявляется сравнительно рано. До 2-3 лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, улыбается, активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют.
  5. Художественная одаренность проявляется в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго.

Одаренность в дошкольном возрасте (3-7 лет)

Если ребенка характеризуют следующие особенности, то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей:

  • проявляет отличную память в сочетании с ранним языковым развитием. Можете верить, когда одаренный ребенок будет Вас уверять, что припоминает какие-то события того времени, когда был еще младенцем;
  • отличная память базируется на раннем развитии речи и абстрактном мышлении;
  • рано начинает классифицировать и категоризировать информацию, поступающую к нему, собственный опыт, с удовольствием коллекционирует. При этом целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;
  • имеет большой словарный запас, с удовольствием читает словари и энциклопедии, придумывает новые слова и понятия;
  • способен заниматься несколькими делами сразу, например следить за двумя или более происходящими вокруг событиями;
  • очень любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе; активно исследует окружающий мир и не терпит каких-либо ограничений в своих исследованиях;
  • способен прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и систематизировать происходящие события;
  • легко справляется с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимает сложные долгосрочные задания и терпеть не может, когда ему навязывают готовый ответ;
  • способен длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно;
  • имеет яркое воображение, проявляет изобретательность и богатую фантазию; обожает рассказывать о вымышленном приятеле каждый день, сочиняя все новые и новые подробности; часто возникают удивительные ассоциации (например, пятно на скатерти может напоминать ему льва);
  • может делать что-то, что Вам никогда не пришло бы в голову;
  • может копировать взрослых, например, подогревать молоко для куклы в микроволновой печи;
  • проявляет отличное чувство юмора, часто нетипичное: любит смешные несоответствия, игру слов, шутки; его забавляют ситуации, в которых для других нет совершенно ничего смешного;
  • проявляет повышенные математические способности в плане вычислений и логики;
  • для него характерны устойчивая концентрация внимания и упорство в решении различных задач;
  • проявляет обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие;
  • обладает высоким энергетическим уровнем (малая продолжительность сна);
  • часто проявляет стремление довести выполняемое дело до совершенства.
    Вы уже опаздываете, а он не хочет выходить, пока не доведет начатое дело до совершенства: 
    «Я знаю, как это должно быть, и мне надо еще поправить»;
  • наблюдаются трудности в общении со сверстниками: хочет играть с детьми старше его или общаться со взрослыми, ведь они для него более интересные партнеры;
  • часто его считают непослушным и даже язвительным, так как он порой обращает внимание взрослых на их собственную некомпетентность и неправоту в определенных вопросах.

Какие сложности испытывают родители одаренного ребенка

обычно родители говорят о проблемах, которые чаще всего связаны с:
• высокой активностью ребенка, начиная с периода младенчества;
• тревогой, что малыш спит меньше, чем его ровесники, и избирателен в еде;
• суперлюбознательностью дошкольника, из-за чего в доме много сломанных игрушек и вещей, которые ребенок «разбирает» и ломает, чтобы понять, что там внутри;
• постоянным беспорядком в доме, где малыш проводит свои познавательные эксперименты;
• бесконечными вопросами, на которые довольно сложно отвечать, утомляющие родителей одаренного ребенка;
• переживанием, что их ребенок не такой, как все, когда он поступает в дошкольное учреждение или в школу;
• переживанием из-за бесконечных жалоб воспитателей на то, что, их ребенок игнорирует все виды деятельности, которые его не интересуют;
• переживанием, что их ребенок социально изолирован;
• переживанием, что у него сложности в отношениях с воспитателями, педагогами и в учебе.

 

Проблемы воспитателей, работающих с одаренными детьми

Безусловно, воспитатели способны сделать многое для развития одаренного ребенка, но заменить собой родителей не могут. Другое дело, если речь идет о помощи родителям, вернее, о развитии способностей ребенка сообща. В то же время появление одаренного дошкольника в группе для воспитателя дополнительная нагрузка, создающая ряд проблем, хотя бы в сфере общения. Не каждому взрослому дано видеть чудо в неуправляемости ребенка, не желающего выполнять чьи-то просьбы, когда он занят своими делами.
Среди этих проблем, скорее всего, особенно актуальны:
• нежелание малыша заниматься тем, чем заняты другие дети в группе, если это деятельность не связана с его интересами;
• отсутствующее присутствие на развивающих занятиях, не интересующих малыша;
• превалирование фантазий над реальностью;
• витание в облаках, когда надо опуститься на землю;
• невозможность в моменты «витания» достучаться до малыша;
• демонстрация скуки на занятиях и во время игр;
• нежелание участвовать в групповых играх, не интересующих дошкольника;
• проявление упрямства (иногда настойчивости) в отстаивании своих интересов, не связанных с жизнью группы;
• игнорирование ребенком ровесников или отверженность его сверстниками, являющиеся причинами конфликтов детей;
• клоунада и шутовство, мешающие воспитателю;
• раздражающие вопросы ребенка;
• обидчивость без видимых поводов;
• бесконечные страхи, выводящие воспитателя из себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ...

Психологическое сопровождение детей с признаками спортивной одаренности.

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с признаками спортивной одаренности....

Доклад «Одаренность. Признаки детской одаренности»

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных за...

Статья на тему: «Как педагогу работать с одаренным ребенком - дошкольником?»

В последние годы отмечается повышение интереса  к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике. ...

Роль семьи и детского сада в развитии одаренности ребенка дошкольника

в статье рассматривается результативность работы педагогов с одарѐнными детьми в детском саду. Основной задачей в раскрытии одарѐнности ребѐнка является привлечение педагогами родителей в образователь...