ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья по психологии (подготовительная группа)

Шумилина Луиза Олеговна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.shumilina_l.o.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Шумилина Луиза Олеговна, педагог-психолог

ГБОУ гимназии №1 СП «Детский сад «Ладушки»

Роль педагога-психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду. Деятельность педагога-психолога осуществляется в нескольких направлениях:

  1. Во-первых, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
  2. Второе направление – это помощь в адаптации детей к саду и выявление особенностей развития и психологических проблем у малышей.
  3. Еще одно направление – это психопрофилактическая работа с детьми подготовительных групп по программе Куражевой Н. Ю. «Приключения будущих первоклассников». Программа реализуется посредством сказок, каждое занятие посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
  4. Следующим этапом работы является диагностическое обследование. К примеру, диагностика готовности к школьному обучению детей. Данный вид диагностики дает возможность оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности, а это: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнении следующего. Так же, помимо оценки результатов выполняемых заданий, необходимо учесть поведенческие особенности ребенка в условиях групповой работы. Нуждается ли в дополнительной помощи, работает медленно, мешает другим и тд.

По результатам анкетирования «Готов ли ребенок к школе?» среди родителей, по мнению 68% их ребенок полностью готов к школьному обучению, 32% отметили некоторые трудности над которыми еще нужно потренироваться.

Нас интересует психологическая готовность, которая состоит из следующих компонентов: Коммуникативная готовность, Эмоционально – волевая готовность, Мотивационная готовность, Интеллектуальная готовность.

Что мы имеем ввиду, когда говорим, что ребенок готов к школе психологически? Это комплексное понятие, поэтому разберемся поэтапно, кратко по каждому компоненту.

Что включает в себя Коммуникативная готовность – прежде всего, это коммуникабельность, к школе ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками и со взрослыми. Другой важный критерий готовности – нравственное развитие, будущий первоклассник должен понимать, что хорошо, а что плохо. Он должен уметь проявлять толерантность – например, адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников. Здесь очень важен позитивный опыт социализации – нужно, чтобы он общался с другими детьми и взрослыми, сталкивался с множеством ситуаций и получал разнообразный опыт общения. Очень полезен, с этой точки зрения, детский сад. Здесь ребенок учится соблюдать общие правила даже если ему не хочется этого делать, психологически более расположен работать в группе, он готов к критике в свой адрес, адаптирован к возрастающим требованиям педагога и к тому, что его деятельность могут оценивать.

Эмоционально-волевая готовность – это про навыки саморегуляции и самоконтроля. Дисциплина, умение контролировать свое поведение и свои эмоции, выполнять задание, которое, возможно, ему не хочется выполнять, но этого требует образовательная программа. Уметь преодолевать трудности, а также очень важный критерий – это усидчивость ребенка. Первоклассник должен уметь в течении определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Мотивационная готовность – это обоснованное желание ребенка идти в школу. Тем не менее, у ребенка могут быть разные мотивы, самый оптимальный – это познавательный мотив, когда ребенок хочет в школу, чтобы учиться, узнавать что-то новое. Но он не единственный, например, у многих 6тилеток есть игровой мотив – там много детей и можно будет с ними поиграть. Многие будущие школьники имеют социальный мотив – это значит, что ребенок хочет приобрести новый социальный статус – иметь портфель, учебники, школьные принадлежности и свое рабочее место. Каждый из перечисленных мотивов можно использовать, когда вы готовите своего ребенка к школе.

И последний компонент – Интеллектуальная готовность. Та база знаний и умений, которая сформирована в детях к моменту поступления в школу. Здесь не про умение читать и считать. Это совокупность психических навыков необходимых для успешного обучения в школе. Когда ребенок имеет достаточно широкий кругозор по своему возрасту, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности, устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется в пространстве и времени, а также в своем ближайшем окружении, умеет анализировать, обобщать, вычленять лишнее, сравнивать, классифицировать. Интеллектуальная готовность сама по себе предполагает развитие внимания, памяти, речи, мышления, восприятия, воображения. Всех компонентов когнитивной сферы ребенка, на развитие которых направлены занятия педагога-психолога.

И, если мы представим готовность к школьному обучению в виде здания, дома, то фундаментом будут служить знания и навыки, стены – это мотивация, а крыша – поддержка родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Формирование функционального базиса навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста".

Профилактика нарушения навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий мероприятия с участием родителей по вопросам гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО) на тему: «Мальчики и девочки: сходства и различия»

Представленный материал позволяет познакомить родителей с современными научными подходами к осуществлению процесса гендерного воспитания дошкольников, расширяет знания  об анатомо – физиологическ...

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истокам русской истории»

Презентация к педагогическому совету «Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических основ у детей старшего дошкольного возраста  через приобщение к истокам русской истории...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Выступление на педагогическом совете. Формирование геометрических представлений посредством занимательных игр и упражнений детей старшего дошкольного возраста

Использование занимательных игр и упражнений в процессе формирования представлений о геометрических фигурах у детей 6 года....