Консультация для педагогов: "Формирование функционального базиса навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста".
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Калин Ольга Петровна

Профилактика нарушения навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_internet_stranitsa.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

 «Формирование функционального базиса навыков чтения и письма»

       Очевидно,  что нарушение речевого развития не может не сказаться на формирование всей  психической жизни малыша. Поэтому очень важно уделять внимание развитию всех психических функций ребенка. Одним из основных направлений работы с детьми с нарушениями речи является работа по профилактике нарушения чтения и письма.   С этой целью необходимо включение  в  режимные моменты, в непосредственно-образовательную  деятельность различных игр и упражнений  на развитие зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, формирование изобразительно-графических способностей,  сукцессивных способностей ребенка и т.д.

     I. Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления. Сюда входит совершенствование оперирования сенсорными эталонами и овладение соответствующими словесными понятиями: названиями основных геометрических форм, размеров (широкий - узкий, длинный – короткий) обозначением пространственного взаиморасположения (над - под, перед - позади, право –лево).

     Для этого удобно использовать игру "Угадай, что задумано».  Один из детей описывает задуманный предмет, а остальные должны догадаться, что это за предмет.

       Аналогична по направленности игра «Догадайся, что нарисовал художник».  Например; описываем рисунок следующим образом: ''Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест накрест на четыре части. К большому квадрату пририсовал треугольник острием вверх. Что это?  

      Для формирования навыков схематического изображения пространственных отношений может служить игра "Куда спряталась кукла?». В этот игре ребенок отыскивает в игрушечной комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место. Подобные упражнения облегчают впоследствии усвоение схем фонематического, морфологического и грамматического анализа.

     Работа по формированию изобразительно-графических способностей ведется в двух направлениях: развитие графомоторных: навыков и овладение графической символизацией. При наличии выраженной недостаточности зрительно-моторной координации начинают занятия со штриховки по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур. На последующих этапах можно использовать следующие упражнения:

а) дорисовывание незаконченных рисунков;

б) дорисовывание рисунков с недостающими деталями

в) воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти.

Для профилактики нарушения у детей чтения и письма очень важно уделять внимание развитию его сукцессивных способностей

I. Развитие последовательности действий и планирование. Данный вид упражнений вырабатывает способность к удержанию в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализации.

     Например, игра "Телефон". Ребенку предлагается (в ситуации сюжетно-ролевой игры) позвонить какому нибудь зверю или сказочному герою.  Наборный диск телефона вместо цифр (для детей,  плохо знакомых с цифровыми обозначениями) имеет кружочки разного цвета (или ряд геометрических фигур и значков). Номер телефона представляет собой ряд цветных кружочков, расположенных в определенной последовательности, соответствующей порядку набора цветовых «номеров». При правильном наборе стрелка на диске телефона указывает на изображение «абонента», расположенного в ряду других изображений вокруг диска.

      2. Для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных последовательностей можно использовать разнообразные игры, в которых игровой сюжет требует запоминания или сравнения рядов реалистических изображений фигур, различающихся формой или цветом, расположенных в определенной последовательности. В зависимости от возможностей ребенка необходимо дифференцированно подобрать исходную длину ряда и на последующих занятиях постепенно усложнять задачу, увеличивая количество элементов в ряду.

      Например, игра «Собери бусы» (нанизать, раскрасить) различающиеся цветом или формой: по образцу (от 3-х до 10 элементов), по памяти (от 2 до 6).

     Игра «Что изменилось?» (по памяти обнаружить изменение последовательности  3-6 предметов).

       Игра «Живые цепочки». Воспитатель строит детей в определенной последовательности. У каждого из них на груди прикреплен значок с определенной картинкой. Порядок расположения картинок  изображен на карточке. По команде цепочка рассыпается. Задача ведущего - собрать «цепочку» в прежней последовательности.

     Игра «Запомни карточку и выбери такую же». Ребенку предлагается запомнить ряд картинок или фигур на карточке и найти такую же среди второго набора карточек, из которых лишь одна совпадает с тестовой.  Длина ряда от 3 до 7 в зависимости от возраста.

     Игры на развитие последовательности во времени:

     а) Отстукивание ритмов по образцу или графической схеме:

     симметричных - !!  !!  !!, !!!  !!!  !!!

      асимметричных - !  !!,   !!  !,   !!  !  !, !  !!!,   !!  !!!  

     б) «Зарядка»: последовательность движений (от 3 до 6)

     в) Порядок времен дня, времен года, дней недели (для младших по картинкам, для старших – словесно).

     Развитие последовательности в речи.

     Например, последовательность в сказках: «Репка», «Колобок» и др.

     Игра «Повтори и добавь». Первый участник игры называет слово, второй повторяет его и добавляет свое; третий – повторяет оба слова и добавляет свое. Сделавший ошибку выбывает из игры. Выигрывает тот, кто остался последним.

     Полезно также выполнять упражнение  «Продолжи ряд, сохраняя принцип чередования» (картинки, фигуры или значки).

     Большое внимание следует уделять  развитию способностей к концентрации, рапределению и переключению внимания.  У детей встречаются как избирательные (только зрительного или слухового внимания), так и общие модально-неспецифические расстройства внимания. Поэтому надо предусмотреть упражнения адресованные и к слуховой и к зрительной модальностям. Основной акцент следует делать на формирование произвольной регуляции внимания.

     а) На развитие устойчивости внимания можно использовать длительную сортировку и нанизывание бусинок. Для этой же цели годятся задания на прослеживание взглядом линии от начала до конца, когда она переплетается с другими линиями (игры «Кто с кем разговаривает по телефону?»,  «Какая бабочка на какой цветок полетит?» и т.д.)

     б) Умение переключать внимание развивается с помощью «синхронного счета». При этом требуется подсчитать количество двух видов, не обращая внимания на другие изображения на картинке.

     в) Для развития способности произвольно переключать внимание подходят такие упражнения: чтение алфавита, которое перемеживается счетом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д. Аналогичным по развивающему эффекту является задание на отыскивание чисел от 1 до 20, где числа расположены в клетках в случайном порядке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины и способы исправления неправильного навыка рисования и письма у детей старшего дошкольного возраста"

В данном материале представлены практичесие рекомендации для родителей по формированию правильных и исправлению неправильно сформированных графических навыков у ребёнка-дошкольника. ...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....

Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Материал по обобщению опыта учителя-логопеда, включающий авторское планирование разных видов работ с воспитанниками, педагогами и родителями....