"Причины и способы исправления неправильного навыка рисования и письма у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по теме

Пращина Наталия Васильевна

В данном материале представлены практичесие рекомендации для родителей по формированию правильных и исправлению неправильно сформированных графических навыков у ребёнка-дошкольника.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причины и способы исправления

неправильного навыка рисования и письма

Уважаемые родители, пройдёт ещё совсем немного времени и Ваш ребёнок пойдёт учиться в школу.

Современные первоклассники отличаются хорошо развитым интеллектом, глубокими знаниями об окружающем мире, многие уже умеют бегло читать. Однако в 1-ом классе дети часто испытывают серьёзные трудности при овладении навыками письма.

Все частные причины неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

  • Неправильное положение пальцев: например, ребёнок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце;
  • Неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребёнок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к пишущему стержню.
  • Неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что  верхний кончик ручки направлен в сторону от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом.
  • Неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте.
  • Слишком сильный или, наоборот, слабый нажим пишущим инструментом на лист бумаги.
  • Несоблюдение гигиенических правил при письме (рисовании): ребёнок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и т.д.

Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме и рисовании. В результате на листе получаются неровные, извилистые дрожащие линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

Обнаружить у ребёнка - дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно в процессе наблюдений за его изобразительной деятельностью.

Взрослых должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Рисование и закрашивание вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев.

Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружности диаметром примерно 3 см. (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Чтобы сформировать у ребёнка правильный навык или ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка, можно использовать несколько несложных игровых приемов:

  • Если вы замечаете, что ребёнок неправильно держит ручку или карандаш, то можете на верхней фаланге безымянного пальца поставить «волшебную» точку фломастером, объяснив ребёнку, что карандаш должен лежать на этой точке.
  • Если ребёнок держит ручку слишком близко (или, наоборот, слишком высоко) к пишущему стержню, то можно на самой ручке сделать меточку, ниже которой не должен опускаться указательный палец. (Оптимальное расстояние от указательного пальца до кончика пишущего стержня 2 -2,5см.)
  • Избавиться от жёсткой фиксации кисти руки на листе может помочь обведение и рисование крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки, а также работа в альбомах для раскрашивания.

Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приёмом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника.

Изменение неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудно для ребёнка. Новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 15 — 20 минут) занятия.

Показав ребёнку, как правильно следует держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребёнок эти правила, и по необходимости поправлять его. Дети 6-7 лет вполне способны сами контролировать эти действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое  планирование, приложения, список использованой литературы....

Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статья раскрывает актуальную проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...

Консультация для педагогов: "Формирование функционального базиса навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста".

Профилактика нарушения навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа по подготовке руки к письму для детей старшего дошкольного возраста "Веселые прописи"

В рабочей программе представлен перспективный план занятийной деятельности с детьми 6-7 лет по подготовке руки к письму...

Теоретические основы развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста

Теоретические основы развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста...