Теоретические основы развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста
статья на тему

Теоретические основы развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы развития навыков письма у детей старшего дошкольного возраста

       Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет важную роль в овладении учебными навыками. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.  
      Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста.

Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. Зачастую, первоклассники не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у многих детей отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть [7].

        Обучение письму - сложный вид работы для любого ребенка. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта. Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. В формировании навыка выделяются три основных этапа.

Первый этап, аналитический,- овладение отдельными элементами действия. При этом большое значение имеет не  только уровень развития ребёнка, но и то, как мы объясняем ребёнку, что именно надо делать, и в какой степени он  осознаёт смысл этих действий.

Второй этап, условно названный синтетическим,- соединение отдельных элементов в целостное действие

И третий этап, автоматизация, - это и есть образование навыка как целостного действия, где уже не требуется осознанной регуляции и контроля каждого элемента; письмо идёт словно само собой. Когда навык доведён до автоматизма, вот тогда и появляются плавность, лёгкость, быстрота.                    Затруднения возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Буквы у таких детей пляшут вкривь и вкось – лезут за строку, падают набок. Пишут такие дети очень медленно, заметен тремор при письме, дополнительные штрихи, неправильные соединения. Почерк ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма.  
       
В основе овладения письма также лежат двигательные навыки. Процесс формирования навыка письма можно разделить на четыре стадии. Дошкольный возраст считается «специфической» ориентировочной стадией, в процессе которой ребенок знакомится с графическими движениями и формами, приобретает графический опыт. От правильной организации этого опыта зависит успех первых письменных упражнений в школе. Графические навыки, необходимые для рисования, и навыки письма - не одно и то же. Графические приемы письма прямо противоположны приемам рисования. Можно выделить три группы навыков письма: технические - умение правильно использовать письменные принадлежности, координировать движения руки, придерживаться гигиенических правил и т.д.; графические - умение правильно изображать отдельные буквы и слова (правильный наклон, размер); орфографические - умение правильно определять звуковой и буквенный состав слов. То есть, ребенок правильно располагает лист (под наклоном), наклоняется над тетрадью, во время письма предплечья обеих рук лежат на столе, ребенок опирается на локоть ведущей руки, работают только пальцы, мелкие мышцы запястья, ведущая рука закрывает нижнюю часть тетради. [7].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, явля...

Эффективное построение образовательного процесса в ДОУ на основе развития основных психологических процессов детей старшего дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивался тот факт, что эффективному построению образовательного процесса способствует принятие во внимание педагогом возрастных особенностей дет...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

           Известно, что инструментом всестороннего развития личности ребенка является богатая и хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем ле...

«Теоретические основы развития фонематического слуха у детей среднего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребенком родного языка, происходит становление и развитие всех сторон речи — фонетической, лексико-грамматической, связной речи. Отсюда сл...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Понятие связной речи и ее основные компоненты. Особенности развития в связной речи в дошкольном возрасте....