Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста
материал по теме

Коровина Любовь Викторовна

Доклад на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 центр развития ребенка - детский сад № 38 г.п. Селятино

Сообщение на педсовете

Тема: «Развитие навыков общения у детей

 старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель Коровина Л.В.

2009 г.

Нравственное воспитание дошкольников рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития детей дошкольного возраста.

Первые уроки, нравственности ребенок получает в семье. А в дошкольных учреждениях ведущая роль принадлежит воспитателю. С ним дети начинают дифференцировать свои действия, опираясь на понятия «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», «добро - зло». С оценочных позиций взрослого, ребенок смотрит на себя и других, постепенно вырабатывая свое отношение к окружающим и самому себе. Сначала превалируют эмоции, позднее с усвоением норм социального поведения, ребенок достигает определенного уровни самостоятельности в выборе действий.

Обучение детей нормам нравственного поведения, воспитатель осуществляет в совместной игре, труде, на занятиях.

Воспитание морали очень важно в старшем возрасте, так как именно в этом возрасте дети значительно продвигаются в способности действовать по правилам.

В старшем возрасте перед детьми и воспитателем стоят следующие задачи:

а) Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми, играть сообща, трудиться, заниматься.

б) Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

в)        Продолжать обогащать словарь детей вежливыми словами, использовать в речи фольклор.

г) Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, а у девочек - скромность.

д) Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Старшие дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, и они уже должны быть нацелены на выполнение правил: 

1. Формировать положительное отношение к правилам;

2. Умение принимать правила как руководство к действию.

Дети старшего возраста способные к самостоятельному общению. Развития наглядно-образного мышления, использование слов, обозначающих нравственные качества (добрый, честный и т.д.), свидетельствуют об умении обобщать разные поступки. Дети могут указать на внутренний мотив поступка: «Я помог, потому что он упал мне его жалко». Дети общаются в игре, труде, практической деятельности. Они дают свою оценку деятельности, но при несовпадении могут возникать ссоры. На помощь приходит воспитатель и подводит к общему мнению: учитывая интерес к деятельности сверстника, умение пользоваться общими игрушками, договариваться, оказывать помощь.

Так в игре ребенок гораздо успешнее управляет своим поведением, чем в повседневном жизни. В игре происходит усвоение моральных правил, где дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать. Подчиняться этому способствуют игровые правила, без которых игра не может состояться. В правилах игры сказано:

- Как надо действовать;

- Как выполнять задания;

- Как относиться к товарищам.

Но, подражая, друг другу, дети могут повторять неправильные действия. На помощь приходит воспитатель. Если дети протестуют, им следует напомнить, что нечестная игра не дает права выигрыша. Правила поддерживают моральные принципы. Можно составить «Правила дружной игры»:

  1. Вместе договариваться о правилах;
  2. Честно соблюдать их;
  3. Нарушивший правила не может выиграть;
  4. Не злиться и не драться.

Правила можно сформулировать в виде пословиц:

- Нет большого позора - не выполнить договор;

- Уговор дороже денег;

- Зарубить себе на носу;

- Сам себя губит, кто других не любит.

Игровые правила способствуют развитию у детей требовательности друг к другу. Справедливая оценка укрепляет в сознании ребенка значение правил. Доброжелательное отношение в ходе игры определяют ее успех. При распределении ролей избежать ссор помогут считалки.

В сюжетно-ролевых играх воспитание морали у дошкольников поможет художественная литература.

Первые представления о морали, дети получают из сказок. В них лень наказывается, ленивый часто попадает в смешное положение, все теряет. В сказках противопоставлены понятия добра и зла. Добро вознаграждается, зло наказывается, Прочитав сказку, воспитатель и дети дают нравственную характеристику герою. Дети усваивают, что добро - хорошо, а зло - плохо. Кроме сказок, дети любят произведения, которые связаны с риском для жизни. Эти произведения заставляют ребенка переживать события глубже и сильнее. (Винокуров « На аэродроме», Барто «Трудный вечер», «Сквозь буран» и т.д.)

«Пропустить через себя», такие ситуации дети могут внести в игру, где происходит накопление жизненного опыта.

Моральные качества усваиваются и в труде. Сначала ребенок участвует в работе взрослого, выполняя вспомогательные операции, он прослеживает сам процесс деятельности, последовательность действий, умение пользоваться орудиями труда, доводить дело до конца, у ребенка начинает формироваться самоконтроль. При оценке результата труда важна роль воспитателя, который должен побуждать детей к их объективности, вежливости. И главное знание о труде - знание о взаимопомощи. Развитие дружеских взаимоотношений принадлежит воспитателю. Так драчливых ребят объединяют в группы с доброжелательными детьми, где играют девочки и мальчики, важно опираться на симпатии детей, можно «тайно» договориться: мальчики выполняют более тяжелую работу.

Но дети не всегда соглашаются с отрицательной оценкой. Воспитателю необходимо сказать: «провинившийся научиться выполнять правила поведения, и будет играть правильно».

При воспитании морали у дошкольников большую помощь оказывают этические беседы, которые помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. Это книга Н.Г. Жучкова «Нравственные беседы с детьми».

 А задачи этической беседы:

- Формирование нравственных представлений и анализ конкретных ситуаций и поступков;

- Оценивать свои поступки и своих товарищей;

- Развитие умения исполнять правила нравственного поведения.

И когда ребенок поймет, почувствует какое содержание стоит за каждым этическим понятием, только тогда можно утверждать, что его представления о морали развиты.

Литература:

1. В.И. Петрова, Н.Стульчик «Нравственное воспитание в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста через игру посредством амплификации"

Статья посвящена проблеме развития  навыков общения у современных детей старшего дошкольного возраста через игру. Рассматривается актуальность данной темы в соответствии с требованиями ФГОС дошко...

рекомендации воспитателям по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации воспитателям направленные на организацию взаимоотношений между детьми...

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал будет полезен для воспитателей. Цель методической разработки - показать, как в процессе игры формируются коммуникативные навыки у дошкольников....

Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Пояснительная запискаНами  представленапримерная   программа по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками....

Картотека игр и упражнений на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста...