Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
методическая разработка

Калиева Ильмира Мансафовна

Пояснительная записка

Нами  представленапримерная   программа по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками.  Сегодня у многих детей обнаруживаются проблемы не только с развитием речи, но и со сформированностью  навыков общения со сверстниками. Родители зачастую не обращают на эту проблему значительного внимания, и педагогам ДОУ приходиться иметь дело с дошкольниками, которые не любят и не стремятся вступать в контакт со сверстниками, не тяготятся одиночеством, не любят находиться в коллективе. Такие проблемы необходимо решать комплексно, задействуя  педагогические  возможности  различных заданий и занятий в ДОУ. Именно для решения обозначенных проблем  с общением у детей мы предлагаем примерную программу, направленную  на  развитие общения  со сверстниками у  детей   дошкольного возраста.

Цель программы: повышение уровня развития общения    у  детей   дошкольного возраста  со сверстниками.

Задачи:

-  создание  условий  для развития   общения   со сверстниками;

-  формирование  у дошкольников      характерных  для общения действий: сотрудничество, коммуникация и т.д.;

-  формирование  умений вести публичные выступления,  в соответствии с заданными параметрами;

-  воспитание  навыков   согласования  своих действий с действиями сверстников и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_produkt.docx764.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками

http://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=850x10000:format=jpg/path/s0715fe3818ae4c83/image/i7d6f2b5713a5dfdd/version/1448098724/image.jpg

Уфа – 2018

Калиева И.М.

Программа  по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками. – Уфа, ООО «Деловая династия», 2018.  – 18 с.

Содержание

Пояснительная записка……………………4

Учебно-тематический план занятий по  развитию общения   со сверстниками …..8    

Содержание «коммуникативных» игр …13

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников………………………………16

Сюжетные картинки для              обсуждения правил общения…………………………. ……….18

Ожидаемые результаты………………….20


Пояснительная записка

Нами  представлена  примерная   программа по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками.  Сегодня у многих детей обнаруживаются проблемы не только с развитием речи, но и со сформированностью  навыков общения со сверстниками. Родители зачастую не обращают на эту проблему значительного внимания, и педагогам ДОУ приходиться иметь дело с дошкольниками, которые не любят и не стремятся вступать в контакт со сверстниками, не тяготятся одиночеством, не любят находиться в коллективе. Такие проблемы необходимо решать комплексно, задействуя  педагогические  возможности  различных заданий и занятий в ДОУ. Именно для решения обозначенных проблем  с общением у детей мы предлагаем примерную программу, направленную  на  развитие общения  со сверстниками у  детей   дошкольного возраста.

Цель программы: повышение уровня развития общения    у  детей   дошкольного возраста  со сверстниками.

Задачи:

-  создание  условий  для развития   общения   со сверстниками;

-  формирование  у дошкольников      характерных   для общения действий: сотрудничество, коммуникация и т.д.;

-  формирование  умений вести публичные выступления,  в соответствии с заданными параметрами;

-  воспитание  навыков   согласования  своих действий с действиями сверстников и взрослых.

Организация образовательной деятельности

Программа, направленная на  развитие общения  со сверстниками у  детей   дошкольного возраста,  рассчитана на деятельность детей во второй половине дня в рамках проведения игровых и творческих занятий. Проводят   такие занятия в течение одного учебного года. Каждое  занятие с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа должно составлять не более  15-25 минут.

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная деятельность по программе, направленной  на  развитие общения  со сверстниками у  детей   дошкольного возраста,  проводится  в группах  ДОУ или иных помещениях, оборудованных   в соответствии с санитарными  нормами.

Интеграция образовательных областей по ФГОС ДОО

1. Познавательное развитие: предполагает развитие у детей психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь; расширяется  кругозор детей и повышается  сенсорное развитие.

2. Социально-коммуникативное развитие: развиваются  коммуникативные навыки  в процессе   общения педагогов  с детьми и родителями, пополняется  словарь детей, умения  выражать свои чувства, желания и мнения понятными и социально-приемлемыми способами; дети приобщаются к общепринятым нормам общения  со сверстниками и взрослыми, у них развиваются навыки оценивания своих возможностей в общении, способности  к преодолению  трудностей.

3. Речевое развитие: дети научатся говорить полными распространенными предложениями, научатся строить свою речь грамотно и логично.

4. Художественно-эстетическое развитие: будет развиваться творческая активность младших школьников на основе творческих форм деятельности (театрализация, ролевые игры и т.д.)

5. Физическое развитие: формируется  правильная  осанка при выполнении учебных действий, формируется  желание заботиться о своем здоровье.


Учебно-тематический план занятий по  развитию общения   со сверстниками    

№ п/п

Наименование   занятия

Цель  занятия

Время

1

Игра «Через стекло»:  детям предлагается сказать жестами собеседнику определенную фразу, а собеседник должен ее озвучить.

умения общаться со сверстниками, использование жестов как средства общения

20 минут

2

Игра «Волшебные очки»: детям по очереди предлагается надеть волшебные очки, которые позволяют видеть в людях только хорошие качества. Детям по очереди необходимо назвать хорошие качества друг друга.

умения общаться в положительном ключе, умения видеть достоинства в собеседнике.

20 минут

3

Ролевая игра «Поведение  на детской площадке»: разыгрываются ситуации, которые случались или могли произойти между детьми на площадке.

умение  предвидеть конфликтную ситуацию на детской, усвоение  правил  успешного общения  с детьми.

30 минут

4

Ролевая игра «Попроси игрушку»: дети действуют в парах, один ребенок должен попросить игрушку так, чтобы ее получить, а другому ребенку можно отдать игрушку,  только если его убедили аргументы собеседника.

развитие коммуникативных  навыков, умений аргументировать свою позицию.

25 минут

5

Литературное занятие по рассказу: дети слушают рассказы  о поведении детей со сверстниками (на выбор педагога) и анализируют поведение героев.

умения анализировать со стороны действия героев (детей) в общении со сверстниками.

30 минут

6

Занятие «Кукольный театр»: разыгрывание известных детям сказок.

умения контактировать со сверстниками в игровой форме.

20 минут

7

Тренинг «Коврик мира»: для разрешения конфликтов между детьми предлагается коврик, на который садятся поссорившиеся дети. Каждый из них должен объяснить мотивы своих действий и выслушать другого.

умения принимать позицию собеседника, разрешать конфликт мирным путем.

20 минут

8

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников.

усвоение правил успешного общения среди сверстников.

20 минут

9

Мастер-класс «Основы этикета для детей»: разыгрывание ситуаций этикета (приветствие, прощание и т.д.)

усвоение  правил этикета в общении со взрослыми и детьми.

25 минут

10

Игра-театрализация: разыгрывание эпизодов (диалогов) из известных детям сказок.

умения детей не только общаться со сверстниками, но и преодолевать чувство стеснения и смущения перед коллективом при выступлении на сцене.

30 минут.


Содержание «коммуникативных» игр

Игра «Через стекло»

Выбирается водящий (с помощью передачи друг другу мячика или игрушки под музыку). Сообщается задание на карточках. Водящий должен передать сообщение с помощью жестов и мимики, а все участники отгадать. Например, «Зовешь одноклассников в столовую», «Сообщаешь, что завтра состоится праздник».

         

Игра «Волшебные очки»

Цель: развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать сплоченность группы.

Оборудование: «волшебные» очки

Дети садятся в круг. Воспитатель показывает «волшебные» очки. Тот, кто их наденет, увидит в других только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Воспитатель: «А сейчас, ребята, мы посмотрим на мир другими глазами. Сейчас каждый из вас примерит  очки и хорошенько рассмотрит остальных.

Тренинг «Коврик мира»

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Игра «Поздороваемся»

Правила игры: Дети по кругу держатся за руки. По очереди тихо пожимают руку соседу и говорят приветствие.

Упражнение «Доброе животное»

Описание упражнения: участники – дети и воспитатель в кругу и держатся за руки.

Релаксационное упражнение «ПАРОВОЗИК»

Музыка спокойная «на лугу»

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.

Упражнение "Настроение".

Воспитатель:

-Ребятки наша встреча подходит к завершению, я бы хотела узнать от вас, какое настроение, что вы чувствуете сейчас.

И сейчас мы с вами покажем наше настроение. Вот перед нами стоит корзинка с разноцветными лепестками. Давайте из этих лепестков создадим волшебный цветок. Я вам предлагаю взять лепестки того цвета, который соответствует вашему настроению. В серединку я прикреплю желтый кружочек, а вокруг мы посадим на магнит лепестки.

(звучит спокойная музыка).

Дети выполняют задание, потом вместе с педагогом придумывают название цветка.


Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников

Правила общения  

• проявляй внимание к своим друзьям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

• никогда не смейся над физическими недостатками людей;

• всегда и во всём помогай младшим и слабым;

• не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

• не придумывай никому обидных прозвищ;

• если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

• если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

• всегда выполняй данные тобой обещания;

• никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

• дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

• всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

• никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

• никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.


Сюжетные картинки для              обсуждения правил общения

http://fotohomka.ru/images/Jan/08/5b35452fa679ada014748bffd7cf532c/1.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0266/0002fc1d-86c7d97e/hello_html_m6c811f2a.png

http://www.psychologos.ru/uploads/tests/64sc/4a1nbr4c.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/083b/000e2582-55d689af/hello_html_m157078ca.jpg

http://detkinsk.ru/components/com_virtuemart/shop_image/product/111%D0%B2.jpg

http://1.bp.blogspot.com/-cWIwhKAiDSw/Ul63vyOnieI/AAAAAAAAAt8/Iwcd2lptMrE/s1600/%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BA%25D1%2580%25D1%258B%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%258E%25D1%2582+%25D0%25BD%25D0%25B0+%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BB.jpghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/05/30/k_592dc4f6326b6/419656_2.png


Ожидаемые результаты

1. Дети старшего дошкольного возраста с помощью занятий по   развитию  общения со сверстниками, научатся   грамотно говорить полными и сложными предложениями, научатся  выстраивать  логику общения, смогут эффективно взаимодействовать с сверстниками и взрослыми;

2. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря   занятиям по развитию общения  со сверстниками,   сформируются  основные аналитические  мыслительные действия: дети  смогут   систематизировать и классифицировать в совей речи определенные  сведения;

3. У детей старшего  дошкольного возраста с помощью занятий по   развитию общения закрепятся  навыки успешного взаимодействия друг с другом, дошкольники  научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого; научатся быть вежливыми и выдержанными в общении;

4. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря  занятиям  по развитию навыков общения   со сверстниками,  сформируются ключевые личностные качества: доброжелательность  к сверстникам; коммуникативная активность,  умения выступать на сцене, умения аргументировать свою позицию в общении и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".

"Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками"....

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....

Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Формы общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками...

Статья на тему общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Общение детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте...

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Согласно ФГОС учебно-воспитательный процесс является системным, целостным, развивающимся во времени и в рамках определённой системы целенаправленным процессом, который основывается на взаимодействии в...