РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Воронова Марина Николаевна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_navykov_obshcheniya.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ АМПЛИФИКАЦИИ

Общение является одной из важнейших форм взаимодействия людей. Общение играет огромное значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста, поскольку вне общения невозможно формирование личности. Потребность в общении − одна из самых важных человеческих потребностей. Общение − это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Проблемами общения детей дошкольного возраста занимались Т.А. Репина, Л.Н. Башлакова, Р.Б. Стеркина, В.К. Котырло; особенности взаимоотношений дошкольников исследовали В.К. Котырло, Е.И. Щербакова; основы психологии общения изучали А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин. Вопросами коррекции трудностей в общении занимались Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, М.А. Панфилова. В последние годы отечественные исследователи З.М. Богуславская Л.Н. Галигузова, М.И Лисина, Е.О. Смирнова и др. уделяли большое внимание проблеме общения дошкольников.

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей.

Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций совместной детской игры. Это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность. «Домашние» дети, приходящие в садик непосредственно перед школой, часто не умеют общаться друг с другом. Решение этой проблемы мы видим в организации игровой деятельности. Игры способствуют развитию навыков общения. Помогают учиться понимать других людей и выражать свои мысли и чувства так, чтобы другие их тоже понимали.

Изучение научно-методических работ свидетельствует, что важную роль играет общение в детстве. Отсутствие у маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы, сказывается на развитии личности ребенка. Окружающие взрослые − это не только условие, помогающее детям нормально развиваться, но и главный источник, двигатель психического развития. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними. В проделанной работе мы опирались на определение М.И. Лисиной: «Общение − это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект».

Общение − это не просто внимание к другому человеку или выражение отношения к нему: оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка.

Важно подчеркнуть, что общение и со взрослыми, и со сверстниками необходимо для нормального развития личности ребенка. Общение ребенка с ними развивается по-разному. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Взрослый − это всегда конкретный человек − не только мама, папа, но и воспитатель, медсестра. Например, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель детского сада. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, слушать партнера. Всему этому надо учиться. Умение приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада могут во многом помочь ребенку, если начнут прививать навыки общения.

С.Л. Рубинштейн определял навыки как автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык общения – это способ или действие общения ребенка. В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать следующие навыки общения:

  1. уметь по собственной инициативе обратиться к другому человеку;
  2. ответить соответствующим образом, если к ребенку обращается кто-либо;
  3. знать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимать то, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
  4. уметь поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание;

-уметь владеть собой, анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в пункте 3.5 описаны интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: ребенок овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

В настоящее время ширится круг инновационных или альтернативных программ воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Не вызывает серьезного возражения мнение о том, что целенаправленное, систематическое психологическое развитие необходимо каждому ребенку.

Л.С. Выготский считал, что движущей силой психического развития является обучение как необходимый путь становления родовых, исторических особенностей человека, как путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей. При этом он подчеркивал, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции. Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость его личности. Деятельность не остается неизменной в жизни ребенка, она развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма. Развитие психики, подчеркивал А.Н. Леонтьев, зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой на данный период наиболее оптимально формируются и перестраиваются психические процессы; от которой зависят психологические изменения личности; в которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Для дошкольного возраста ведущей деятельность является игровая.

Игра − вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Д.Б. Эльконин раскрыл содержание детской игры – это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Основная единица детской игры – роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей.

В старшем дошкольном возрасте складываются высшие формы игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

В сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей − важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию навыков общения.

Из вышеизложенного следует отметить, что навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются в игре. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту.

На основе теоретического исследования мы предположили, что процесс развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет оптимальным если амплифицировать сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (обогащать игры новыми сюжетами, опытом по согласованию индивидуальных и коллективных замыслов и др.)

Амплификация, по А.В. Запорожцу, − это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.

Амплификация (расширение) детского развития рассматривается нами как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка. Ребенку, насколько это возможно, должен быть предоставлен широкий выбор разнообразных деятельностей, в которых у него появляется шанс отыскать те из них, которые наиболее близки его способностям и задаткам.

   Для проверки нашего предположения использовался комплекс методов: обзорно-аналитическое изучение литературы по теме; наблюдение, беседа, изучение опыта работы педагогического коллектива и психолога дошкольного образовательного учреждения; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.

В эксперименте участвовало 20 детей.

Уровень развития навыков общения мы оценивали по бальной системе: высокий уровень – 3 баллов, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. По сумме всех баллов 24-20 баллов – высокий уровень развития навыков общения, 19-14 баллов – средний уровень, 13-8 баллов – низкий уровень развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Мы проводили наблюдения за поведением детей в течение недели. Наблюдение осуществлялось в игровой деятельности, на занятиях, в свободной деятельности детей, в ходе общения каждого ребенка с воспитателями и со сверстниками.

 Для выявления уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на критерии: (по М.И. Лисиной). Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить показатели уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста (табл.1)

Таблица 1.

Уровень развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Степень инициативности ребенка в процессе общения и игры.

Дети проявляют умение дружно играть, совместно придумывать интересные игры, в общении они доброжелательны, уступчивы, умеют договариваться, проявляют чуткость, заботливость.

Дети не часто проявляют умение дружно играть, редко совместно придумывать интересные игры, в общении они иногда доброжелательны, уступчивы, иногда договариваться, проявляют чуткость, заботливость.

Дети не проявляют умение дружно играть, совместно не придумывают интересные игры, в общении они не доброжелательны, не уступчивы, не умеют договариваться, редко проявляют чуткость, заботливость.

Степень изменения поведения (настроения, слов, действий) ребенка под влиянием отношения партнера по общению и игре.

У детей наблюдается отсутствие агрессивности, справедливость, умение считаться с мнением, желанием товарища.

У детей наблюдается отсутствие агрессивности, справедливость, иногда считаются с мнением, желанием товарища.

У детей наблюдается агрессивность, отсутствие справедливости, не считаются с мнением, желанием товарища.

Эмоциональная окраска восприятия ребенком партнера по общению и игре, его воздействий во время общения и игры.

Дети проявляют внимание и интерес к другому человеку, у них наблюдается эмоциональный отклик на появление другого человека, желание привлечь к себе внимание другого человека.

Дети не часто проявляют внимание и интерес к другому человеку, у них часто наблюдается эмоциональный отклик на появление другого человека, желание привлечь к себе внимание другого человека

Дети не проявляют внимание и интерес к другому человеку, у них редко наблюдается эмоциональный отклик на появление другого человека, нет желания привлечь к себе внимание другого человека

Мы определили уровень развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста (табл. 2).

Таблица 2.

Уровень развития навыков общения

у детей старшего дошкольного возраста

Уровень развития навыков общения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей в процентном соотношении

10%

50%

40%

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у детей мы организовывали сюжетно-ролевые игры с 4-5 дошкольниками. Тема игры задавалась взрослым, который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры мы выбирали разные, так как главное − это чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр, «Больница», «Строители» и т.д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной). Наблюдение мы проводили и за играми, возникшими спонтанно, по собственной инициативе детей. Анализ игровой деятельности осуществлялся по критериям, представленным в табл. 3

Таблица 3.

Критерии

Показатели

Распределение ролей


Основное содержание игры



Ролевое поведение


Игровые действия



Использование атрибутики и предметов-заместителей


Использование ролевой речи



Выполнение правил

Высокий уровень

Самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций; выполнение действий, связанных с отношением к другим людям; ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры; игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета; использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом); развернутая ролевая речь на всем протяжении игры, если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль; соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Средний уровень

Самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций; выполнение действий, определяемых ролью; роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка; игровые действия многообразны, логичны; широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени; наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение; правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

Низкий уровень

Распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.; действие с предметом в соответствии с реальностью; роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий; расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы; самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т.д.);

  1. наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т.д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя; правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

Таким образом, мы определили уровень развития навыков игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста (табл. 4.).Таблица 4.

Уровень развития навыков игровой деятельности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей в процентном соотношении

15%

45%

40%

Мы использовали схему наблюдения (по Р.Р. Калининой) (Приложение 1). В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина.

Мы провели занятия по развитию навыков общения и эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста (Приложение 2). Для обучения детей умениям межличностного общения использовался цикл из 10 занятий. Продолжительность занятий 25-30 минут. Проводились занятия 1раз в неделю.

Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на занятиях, их организация и методика проведения были направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Структура занятия состояла из четырех этапов:

  1. приветствие,
  2. разминка,
  3. основная часть,
  4. заключительная часть.

1. Приветствие представляло собой ритуал начала занятия. Здесь использовались художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, закреплялось умение устанавливать зрительный контакт с собеседником.

2. Разминка. В этой части занятия использовались пальчиковые игры, речедвигательные игры и упражнения, мимические, пантомимические упражнения, направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания.  

3.В основной части занятия использовались следующие приемы:

  1. Игры и упражнения, направленные на обучение детей речевым этикетным формулам (приветствие, прощание, благодарность (Приложение 3).
  2. Использование художественного слова. Беседы по сказкам и рассказам.
  3. Проигрывание ситуаций с целью обогащения игрового опыта и развития игровых умений и навыков.

4.В заключительной части занятия детям предлагались упражнения на релаксацию и развитие воображения, продуктивный вид деятельности − рисование. В этой части занятия мы использовали музыку. Цель заключительной части – снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление.

Особенность занятий заключалась в том, что они проводились они в кругу, и каждый ребенок в равной степени участвовал в каждой игре, в каждом упражнении. На занятии надо было соблюдать правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очередность при выборе ведущего в игре. Ребенок принимал участие в играх добровольно, то есть у него было право отказаться от выполнения того или иного упражнения.

Нами был использован комплекс занятий в виде амплифицированных сюжетно-ролевых игр (Приложение 4). После применения комплекса занятий в виде амплифицированных сюжетно-ролевых игр у детей значительно повысился уровень навыков общения:

  1. умение по собственной инициативе обратиться к другому ребенку;
  2. умение ответить соответствующим образом, если к ребенку обращается кто-либо;
  3. умение слушать и слышать собеседника.
  4. умение поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание;
  5. умение входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других;
  6. умение владеть собой, анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием другого ребенка.

Нами были определены психолого-педагогические приемы, способствующие налаживанию положительных взаимоотношений детей. Для налаживания положительных отношений со сверстниками у детей необходимо:

  1. обогатить предметно-содержательную сторону игровой деятельности,
  2. переориентировать негативное отношение к ним сверстников.

Для преодоления двигательного беспокойства излишне подвижных детей использовался прием включения их в длительную сюжетно-ролевую игру коллективного характера.

Приемы, используемые при наличии мотивационных трудностей, были направлены на устранение преобладающих у детей эгоистических мотивов общения, и в первую очередь нежелания считаться с мнением партнеров по игре. Основными приемами подобной работы с детьми в формирующем эксперименте были:

 -противопоставление эгоистическому мотиву усиленного самоутверждения в игре социально полезного мотива в ходе выполнения ребенком заданий, имеющих общественную направленность;

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей стали совместные музыкальные хороводные игры для детей, в которых они действовали одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создавали особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияло на развитие общения и межличностных отношений.

В своей работе мы уделяли большое внимание использованию музыкальных подвижных игр. В данном случае как элемент музыкотерапии мы использовали танцы-игры со сменой партнеров. Ребенок с заниженной самооценкой в таких танцах чувствовал себя полноправным членом коллектива. Ребенок, который лидирует в группе и привык пренебрегать «тихонями» и «задирами», открывал для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

Мы организовывали следующие танцы: «Светит месяц»,  «Кадриль», «Челночек», Паровозик», «Неумоя», «Буги-вуги» (Приложение 5).

В ходе работы нами использовались психологические игры. Психологическими можно назвать любые игры, в которых решаются задачи социализации,  психоэмоционального развития, сплочения коллектива детей (Приложение 6).

Мы организовывали и проводили психологические игры в удобное для детей время. Это могли быть утренние часы, время прогулки, вторая половина дня и любой другой момент. Продолжительность игры зависила от ее цели, содержания, возраста детей и их эмоциональной включенности (5-20 минут). Мы использовали речевые настройки, тексты для релаксации и саморегуляции, психологические игры, которые можно было использовать для проведения психологических минуток (Приложение 6).

Для обогащения самостоятельного игрового опыта детей мы создали и реализовали проект «Мы играем», поскольку каждая игра – это результат общения совместной работы воспитателя, детей и их родителей.

1 этап. Во что мы будем играть, что мы будем делать?

2 этап. Что будет происходить?

3 этап. Как мы будем это делать?

4 этап. Делаем.

Этап 1. Задача− обучение детей видению образца в разных аспектах. Этап 2. Задача –способствовать самостоятельному придумыванию сюжета детьми старшего дошкольного возраста.

Этап 3. Задача – обучение детей конструированию обыгрывающих действий. Этап 4. Задача − обучение детей действию в игре. На данном этапе мы использовали прием игротерапии. Например, ребенка, который не мог начать действовать в игровой ситуации, вовлекала в кукольный театр; давали короткие роли без слов, потом со словами.

Контрольное обследование детей позволило выявить динамику развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. На контрольном этапе эксперимента мы выявили у 4 (20%) детей высокий уровень развития навыков общения, у 12 (60%) детей – средний уровень, у 4 (20%) детей – низкий уровень развития навыков общения.

На основании качественного анализа результатов наблюдения мы выявили следующее изменения в общении детей в игровой деятельности. Дети стали проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, дружно играть, совместно придумывать интересные игры. Уменьшилось количество детей с агрессивности. В общении дети показали умение считаться с мнением, желанием товарища. Дети проявляют внимание и интерес к другому человеку, у них наблюдается эмоциональный отклик на появление другого человека, желание привлечь к себе внимание другого человека. По представленным выше результатам мы сравнили уровень развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего и контрольного этапов эксперимента (табл. 5.).Таблица 5.

Уровень развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста (до и после эксперимента)

        

Уровень развития навыков общения

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей в процентном соотношении

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

10%

20%

50%

60%

40%

20%

Мы провели анализ игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента и сравнили их с результатами, полученными на этапе констатирующего этапа эксперимента (табл. 6.).

Таблица 6.

Уровень развития навыков игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Уровень развития навыков игровой деятельности

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Количество детей в процентном соотношении

15%

25%

45%

55%

40%

20%

Мы построили диаграмму по результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента (рис 1.).

        Рис. 1. Корреляция между уровнем развития навыков общения и навыков игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

На основании данной диаграммы мы видим взаимозависимость развития навыков общения и навыков игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Опыт проведения данной системы амплифицированных сюжетно-ролевых и музыкальных подвижных игр и занятий с детьми показал достаточно высокие результаты. После проведения данных игр дети стали больше играть вместе и самостоятельно разрешать конфликты.

На основании анализа педагогического эксперимента и вышеизложенных положений мы составили рекомендации по организации амплифицированных сюжетно-ролевых игр:

1. Разумная организация занятий в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом на основе сопереживания и самой ситуации и ее участникам.

2. Необходима совместная деятельность детей и взрослых. Вхождение взрослого в игру на правах участника способствует расширению круга общения, помогает создать доверительные отношения между взрослыми и детьми.

3. При проведении игр занятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В каждом коллективе можно встретить детей самого различного поведения, характера и темперамента. Поэтому игровую деятельность нужно строить таким образом, чтобы у нерешительных детей воспитывать уверенность в себе, смелость, а детей импульсивных, невыдержанных приучать считаться с мнением коллектива.

4. В процессе организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста можно использовать музыкальный фон для создания положительной эмоциональной атмосферы в группе.

Однако актуальность и сложность проблемы требуют дальнейшего изучения для обоснования целостной системы работы с детьми дошкольного возраста с трудностями в общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста через игру посредством амплификации"

Статья посвящена проблеме развития  навыков общения у современных детей старшего дошкольного возраста через игру. Рассматривается актуальность данной темы в соответствии с требованиями ФГОС дошко...

рекомендации воспитателям по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации воспитателям направленные на организацию взаимоотношений между детьми...

Консультация для воспитателей на тему: " Развитие коммуникативных навыков общения у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность."

Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообщение или передачу. То есть, в общем смысле под коммуникацией мы понимаем обмен информацией между собеседниками или же переда...

Коммуникативные игры для развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал будет полезен для воспитателей. Цель методической разработки - показать, как в процессе игры формируются коммуникативные навыки у дошкольников....

Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Пояснительная запискаНами  представленапримерная   программа по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками....

Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Нам, педагогам, необходимо помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми посредством создания игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к...


 

Комментарии

Воронова Марина Николаевна

Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.