Методическая разработка "Развитие творческих способностей в совместной деятельности педагога-психолога с детьми"
методическая разработка по психологии

Ковченкова Ирина Ивановна

Психическое здоровье предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу, активность и самостоятельность, способность к риску, веру в себя, способность к проявлению чувств и переживаний, осознание своей индивидуальности, искренность и открытость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_po_razvit_tvorch_sptey.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Развитие творческих способностей в совместной деятельности педагога — психолога с детьми»

Задачи:

  1. Развитие восприятия, чувственного аппарата (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
  2. Расширение эмоционального опыта.
  3. Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Эти задачи решаются с помощью разнообразных приемов, игр и упражнений

(см. Приложение).

Этапы развития творческих способностей

1. Психологический этап.

 

      Психическое здоровье предполагает интерес к жизни, свободу мысли и инициативу, активность и самостоятельность, способность к риску, веру в себя, способность к проявлению чувств и переживаний, осознание своей индивидуальности, искренность и открытость.

      Ориентируясь на развитие ребенка, мы определяем основные задачи первого этапа:

  1. Создание благоприятного психологического климата в группе, который определяется организацией общения детей с педагогами и друг с другом.
  2. Коррекция разного рода затруднений, касающихся психического здоровья и несформированности умений в различных видах деятельности.
  3. Использование резервов развития каждого ребенка и реализация этих возможностей в работе.
  4. Создание условий для развития индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, чувств, увлечений и др.
  5. Образовательный этап.

      В начале работы ребенок получает представления о некоторых понятиях и объектах взаимодействия.

        Материал — взаимодействие с материалами разной фактуры и происхождения, выявление их внешних признаков, умение проводить ассоциации и аналогии при тактильных ощущениях с завязанными глазами.

Цвет — понятие основных и дополнительных, умение из основных получить составные: оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый, а также светлые и темные оттенки, различать холодные и теплые цвета, уметь передавать их характер с помощью движений тела и звуков, учиться эмоциональности проявления чувств при взаимодействии с цветом.

       Музыка — ее взаимодействие со звуками живой природы, умение видеть в музыке образы и цвет, различать характер звуков и передавать их с помощью движений тела и мимики, по музыкальному произведению сочинять истории, с помощью окружающих предметов сочинять мелодию, создавать «шумовой оркестр».

      Эмоции — знакомство с мимикой, умение с ее помощью, а также пластикой движений передавать различные эмоции, изображать радость, злость, страх, грусть, удивление, прислушиваться к своим чувствам и говорить о них.

     Чувства — расширение эмоционально-чувственного мира детей, их умение чувствовать себя и окружающих, движения, взгляд, мимику, цвет, линию, музыку, сказку и другие объекты искусства и нашего окружения.

Движения — развитие подвижности в играх и упражнениях, овладение навыками передавать характер персонажа пластикой движения.

      Линия — использование линии для передачи движения и характера персонажа: добрая линия, злая, колючая, тихая, спокойная; умение с помощью нити из клубка рисовать на полу разные изображения.

       Форма — знакомство с простыми геометрическими формами (прямоугольная, круглая, овальная, треугольная), умение проводить аналогии и ассоциации образов из жизни с формами: голова — овальная, стол — прямоугольный, тарелка — круглая и т.д.

      Фактура — накопление ощущений от тактильных взаимодействий, их материализация в зарисовках и т.д.

Пространство — передний и дальний план, линия горизонта, равномерное заполнение всего пространства на листе.

Персонаж — герой сказки, истории или придуманный герой.

Взаимодействие — друг с другом, с педагогом и с любым другим человеком; практика общения на занятиях; навыки передачи характера персонажа с помощью пространства.

     Далее ребенок учится анализировать и описывать свойства объектов и явлений, развивается ассоциативно-образное и абстрактное мышление. Дети могут передать пластикой движений, интонацией голоса рисуемый персонаж, инсценировать картинки, сотрудничать друг с другом, угадывать настроение друг друга и настроение музыки. Дети способны чувственно воспринимать окружающий мир и явления природы, что очень важно для личностного и творческого развития ребенка.

       3. Творческо — экспериментальный этап.

       Для большинства детей прохождение этого этапа возможно в 6-7 лет. С психологической точки зрения он предполагает дальнейший личностный рост, реализацию творческих способностей, адаптацию детей к обществу, развитие коммуникативных и рефлексивных навыков.

    С точки зрения художественной — это освоение различных видов искусства: литературного и театрального творчества, музыки и изобразительного искусства, а также способность нестандартного видения мира людей и мира вещей для творческого самовыражения в любом материале.

Диагностика

      В течение всего пребывания ребенка в группе педагоги наблюдают за его деятельностью и поведением с целью психолого-педагогической диагностики и коррекции разного рода затруднений.

       В процессе наблюдения за детьми фиксируются следующие параметры личностного развития:

  • речевые проявления (количество употребляемых слов);
  • качество речи (словарный запас, правильность, логическая выстроенность, образность, богатство);
  • двигательная активность;
  • мимика и жесты (богатство, адекватность и неадекватность); эмоциональные состояния (характер эмоций, сила проявления, преобладание, смена настроений);
  • чувствительность (высокая или низкая восприимчивость);
  • познавательная активность (уровень любознательности);
  • характер взаимоотношений (общительный, замкнутый, оброжелательный, агрессивный);
  • отношение к требованиям (насколько точно выполняет, выполняет ли вообще).

       Диагностика уровня креативности проводится с помощью теста дивергентного мышления САР Френка Уильямса. Стимульный материал теста — 12 незаконченных рисунков, параметрами теста являются беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название. Эти факторы оцениваются по отдельности, и также подсчитывается суммарный сырой балл.

     По итогам диагностики (наблюдения за детьми, бесед с родителями, оценки продуктов деятельности) составляются индивидуальные маршруты для детей. Индивидуальный маршрут учитывает уровень физического и психического здоровья, возможности ребенка, его и родителей потребности (их интересы и планы), ярко выраженные специальные способности.

     Общие цели индивидуального маршрута можно сформулировать следующим образом: 1) открытие новых перспектив перед каждым ребенком; 2) обогащение его как личности, помощь в адаптации к обществу; 3) развитие в нем жажды открытий, уверенности в себе и в своих силах; 4) поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка художественной одаренности; 5) активное вовлечение родителей в творческий процесс и превращение их в союзников педагога.

       Учитывая высокую двигательную активность детей и эмоциональность восприятия мира, педагог создает специальную образовательную среду. Соответственно организуются пространства, обеспечивающие возможность двигательной активности, где дети могут бегать, лазать, прыгать, ползать. Такая среда насыщается также эмоционально значимыми, символическими, красочными предметами: игрушками, картинами и др.

       И, наконец, план проведения занятия может строиться по следующей схеме: приветствие — разминка (игры на самовыражение, синхронизацию, зрительное и слуховое внимание) — рассказывание сказки или истории — физминутка в ключе этой истории — процесс рисования — обсуждение рисунков.

Подведем некоторые итоги. Обучение считается успешным, если дети:

  • знают основные и составные цвета и их оттенки
  • владеют изобразительной терминологией: пространство, форма, цвет, перспектива, гармония, колорит и др.
  • имеют опыт эмоционально — чувственного восприятия цвета, формы, пространства, музыки, мимики и движения
  • умеют свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, звука, мимики, пластики движений
  • умеют сотрудничать друг с другом и с педагогом
  • способны нестандартно мыслить, работая с разными материалами
  • свободны и раскованы в личностном плане.

Приложение

линия» и т.п.)

  • Сочинение историй

Перечень игр и упражнений

1. Развитие восприятия

  • «Волшебный фонарик»
  • «Что изменилось?»
  • «Разведчик»
  • «Опиши друга»
  • «Потерялся мальчик»
  • «Найди отличия»
  • «Что художник нарисовал неправильно?»
  • «8 предметов» (по таблице)
  • Рассматривание предметов через стекло
  • «Ласковый мелок»
  • «Угадай, чьи руки»
  • «Щепки на реке»
  • «Колокол»
  • «Что я чувствую»
  • «Поляна волшебных цветов»
  • «Волшебный ковер»
  • «Волшебные водоросли»
  • «Печем пирог»
  • «Что я слышу»
  • «Кто позвал тебя, узнай»

        Элементы танцевальной или двигательной терапии (движения телом с закрытыми, а потом с открытыми глазами в зависимости от характера музыки, танец с лентами или шарфами из шифона)

Упражнения по типу «Напряжение — расслабление» «Солдат и тря-пичная кукла»«Сосулька»«Злые и добрые кошки»«Черепашка»«Поднимаем штангу»«Выжимаем сок из лимонов» и др.)

       Релаксационные упражнения.

2. Расширение эмоционального опыта

Ассоциативное рисование. Темы: «Я радуюсь»«Я сержусь»«Я боюсь»«Я в будущем»«Моя семья»«Я в группе»«Автопортрет» и т.п.

Медитативное рисование (рисуем музыку).

Беседы о чувствах.

Медитации.

        Психогимнастические этюды, разыгрывание и просмотр сценок.

Использование музыки: сочинение музыки своей радости, или своей грусти, или своего страха, злости и пр.

Работа со стимульным материалом: «Азбука общения»«Пиктограммы»«Фоторобот», рисунками и фотографиями с целью узнавания и адекватного изображения эмоций

3. Развитие воображения и ассоциативного мышления

Формирование отношения к цвету, звуку, движению, линии, форме

  • «Веселый цвет»«Сердитая Дорисовывание незаконченных фигур
  • Создание коллажей
  • Дорисовывание пиктограмм в цвете
  • Отыскание картинки в каракулях
  • «Рисование» с помощью клубка ниток
  • «Оживи камешки»

«Тропинка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Если с другом вышел в путь"

Одним из направлений деятельности педагога-психолога с детьми является работа по формированию у воспитанников навыков общения, доброжелательных отношений, умений конструктивно разрешать конфликтные си...

Совместная деятельность педагога-психолога с детьми «Сказка о Цветах Способностей»

Конспект занятия психологического кружка для старших дошкольников. Развитие воображения детей - основы творческих способностей.[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4453914","attribute...

Конспект совместной деятельности педагога - психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Поговорим о любви"

В материале помещены: Конспект занятия в сенсорной комнате с переходом в экологическую комнату. (Психолог  предлагает детям разные варианты проявления любви.), инфографика занятия, фото занятия...

Проект совместной деятельности педагога-психолога ДОУ и родителей с целью создания «Зоны успешности педагога» на тему: «Неделя психологии в ДОУ»

Взаимоотношения детского сада и семьи необходимо строить на основе доверия, взаимопонимания, тактичности, доброты и внимания. Поэтому психологическая работа в нашем детском саду строится с учетом потр...

Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Практическое занятие  психолога с детьми подготовительной группы в рамках цикла занятий по развитию эмоционального интеллекта посредством различных видов изобразительной деятельности...