Консультация для родителей на тему Агрессия
консультация по психологии (старшая группа)

СОЛДАТОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Материал для родителей дошкольников старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл agressiya.docx33.12 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА  ИРКУТСКА  

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТА  ПО СОЦИАЛЬНОЙ   ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

 учреждение города Иркутска детский сад № 77

                                               

                                                                                        664043  г. Иркутск, бульвар Рябикова, 4 б

                                                                                                            Е- mail:sad_karlson_77@mail.ru

Тел.: 8(3952) 300-068

Детская агрессия, как социально-негативное явление 2021

                                           Подготовила: педагог-психолог Солдатова И.Н.

Иркутск, 2021

Уважаемые родители! Сегодняшняя статья посвящена проблеме детской агрессии. Эта тема не случайна. За последнее десятилетие во всём мире, особенно в отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Такие социально-опасные проявления, обычно связанные с понятиями агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) (Психологический словарь, 1997).

Если же проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьёй, т.к. именно в семье ребёнок получает первый опыт поведения.

По мнению современных исследователей, агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе жизнедеятельности через наблюдение соответствующего способа действий. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость и хамство ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчёркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребёнок формируется и получает уроки мастерства в проявлении агрессии.

Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий. Например, в помещении, где имеются резкие неприятные запахи, табачный дым и т. д., уровень агрессии будет выше, чем в хорошо проветренной комнате.

Кроме этого, большую роль в появлении агрессивных реакций играют индивидуальные особенности человека.

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ

Выделяют 5 видов агрессии:

Физическая агрессия — склонность к самому примитивному виду агрессии: использование физической силы против другого лица. Ребёнку свойственно решать вопросы с позиции силы.

Косвенная агрессия — агрессия, окольным путём направленная на другое лицо (сплетни, злобные шутки) либо ни на кого не направленная (крики в толпе, топанье и т.д.).

Раздражительность — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (ругань, проклятия, угрозы). За словом в карман не полезет. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки.

Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства.

Как уже отмечалось, одной из важнейших причин агрессивности ребёнка является семья и семейные взаимоотношения. Существует также непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье.

Наиболее благоприятным для ребёнка является авторитетный (демократический) стиль воспитания, при котором он получает ценный опыт человеческих взаимоотношений и учится контролировать свои агрессивные импульсы.

Как же правильно реагировать на проявление детской агрессии?

Существует связь между наказанием и агрессивностью. Учёные отмечают, что если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Замечено, если родители применяли суровые методы воспитания, то дети были высоко агрессивными во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало агрессии по отношению к родителям. Кроме того, мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков и большее сопротивление (агрессию).

В то же время, пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики исследователи советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Возможные причины детской агрессии:

Агрессия из-за незрелости речи. Ребёнок уже в первые годы жизни начинает сталкиваться с какими-либо ограничениями, а объяснить своё недовольство не может, да и родители особо не спрашивают. У него остаётся единственный инструмент для донесения недовольства — ударить, укусить, разодраться, чтобы избежать подобного рода поведения, вы можете предугадывать мысли и желания ребёнка, а ещё лучше — озвучивайте ему их: «Ты хочешь залезть в шкаф? Но туда, к сожалению, нельзя, давай мы с тобой на ковре поиграем»; «Я понимаю, ты расстроилась и разозлилась, что я не дала тебе свою косметику. Я тебя понимаю, давай я поищу мелки и мы с тобой порисуем, как будто это тени». Замените «Что ты наделал! Непослушный мальчишка!» на «Ах, какой плохой поступок. Мне очень грустно!». Ругайте не ребёнка, а его поведение.

Агрессия как средство самозащиты. Что такое личные границы, думаю, объяснять не стоит. Даже мы, взрослые, иногда используем агрессию как способ защиты своих интересов и личных границ. Чем чаще человек использует именно этот способ, тем меньше его внутреннее доверие к миру, то есть базовое доверие к миру. Оно формируется в первые годы жизни ребёнка и влияет на всю последующую жизнь, а точнее, отношение к ней.

На формирование отношения к миру влияет много причин. Самая главная — это чувства и эмоции мамы в период беременности и после родов, её реакция на ребёнка, удовлетворение или неудовлетворение его потребностей, атмосфера в семье. Получается, что благодаря взаимодействую с мамой ребёнок делает бессознательный вывод о мире в целом. Этот мир может быть дружелюбным, интересным, добрым и безопасным (когда мама ждала малыша, реагировала на его плач и другие сигналы, общалась с ним, находилась в положительном эмоциональном состоянии и так далее), а может быть злым, страшным, тревожным и небезопасным. Во втором случае ребёнок будет чаще проявлять свою агрессию, ведь внутри у него ощущение, что что-то плохое ждёт его от этого мира, людей и жизни. В этом случае важно понять причину и постараться компенсировать упущенные моменты: проводить вместе время, не реагировать агрессией на агрессию, стараться поддерживать благоприятный климат в семье, играть в игры, читать терапевтические сказки и рассказывать, какой мир добрый,интересный.

Стиль воспитания. Чрезмерно строгий, авторитарный, запугивающий или, наоборот, вседозволяющий стиль воспитания может провоцировать детскую агрессию. Подумайте, как вы общаетесь с ребёнком, хотели бы вы, чтобы с вами общались так родители или ваши друзья. Не противоречите ли вы с супругой/супругом друг другу, воспитывая и поучая ребёнка. Не должно быть такого, что мама чрезмерно опекает, в то время как папа требует самостоятельности. Разные стили воспитания плохо сказываются как на поведении, так и на его психике в целом.Отношения взрослых между собой. Агрессия порождает агрессию, по-другому никак. Если мама с папой ругаются, кричат, проявляют неуважение друг к другу, у ребёнка теряется чувство безопасности и он живёт с ощущением приближающейся тревоги. Вы — самое ценное, что есть у ребёнка. Частые ссоры даже за «закрытой дверью» всё равно влияют на детей, ведь меняется атмосфера в доме, и именно поэтому любая конфликтная ситуация воспринимается ребёнком как угроза для него самого. Что мы делаем, когда нам угрожает опасность? Нападаем, то есть проявляем агрессию.

Дети просто не умеют выражать агрессию. Даже когда ребёнок научился говорить, он может не уметь выражать свои чувства. Этому нужно учиться, а учителями служат родители. Кто, если не родитель, расскажет, как можно поступать, а как нельзя? Кто, если не родитель, поможет пережить негативные чувства и разрядить их? В своей практике для выражения агрессии у детей я использую игровые методы.

Агрессия из-за родительского игнора. Самое страшное для ребёнка — это потеря родительской любви и игнорирование. Часто дети ломают что-то, кричат, не слушаются не потому, что они такие злые и противные, а потому что им жизненно необходимо ваше внимание. Уж лучше мама с папой отругают меня, чем вовсе не будут замечать, — вот какая мысль провоцирует их. Ваша любовь и внимание — огромный ресурс и ценность для детей. Обращайте на них внимание, реагируйте на их просьбы, высказывания, старайтесь удовлетворять их потребности (потребность не равно желание).

Несколько способов преодоления детской агрессии

- Безусловно любите ребёнка. Уверена, что вы и так это знаете. Ваш ребёнок — самый классный, самый лучший и любимый на всём белом свете. Всегда оценивайте его поведение, а не личность. Самый лучший и эффективный способ общения с ребёнком — общение с помощью «я-высказываний»: «Мне грустно, когда дети так поступают»; «Я устала, и шум, который издаёт игрушка, меня раздражает»

- Учите обращать внимание на эмоции. Умение чувствовать свои эмоции — это огромный шаг в сторону управления ими. Помогите ребёнку распознать эмоцию, которая сейчас зародилась внутри, назовите её, а лучше и её, и причину её возникновения: «Ты злишься, потому что…»; «Ты расстроен, потому что…»

 -Поддержите ребёнка. Скажите, что вам жаль, что ребёнок не может чего-то получить и злится: «Конечно, тебе обидно…»; «Наверное, тебе сейчас кажется, что…» Говоря о чувствах ребёнка и поддерживая его, вы устанавливаете с ним добрые, спокойные детско-родительские отношения

- Контролируйте свои негативные эмоции. Не ждите от ребёнка послушания и добра, если сами показываете ему противоположное. Вы — главный пример для ребёнка. То, как вы проживаете злость или реагируете на агрессию, сказывается на поведении ребёнка.

- Учите выражать эмоции, особенно негативные. Существует множество психологических игр, которые направлены на профилактику агрессивного поведения и его конструктивное выражение: «Листки гнева», «Нарисуй свой гнев», «Драка на подушках», «Кидать тяжёлые мячики в стенку», «Обзываться фруктами или овощами», «Мешочек криков», «Нарисуй обидчика и посмейся над ним», «Выбиваем пыль» и так далее.

- Общайтесь с ребёнком. Качественное общение, общение по душам, чтение книг — любое совместное времяпрепровождение положительно скажется на его состоянии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители часто выплёскивают на тех, “кто под руку попадётся”, чаще всего – на детей, особенно дошкольников и младших школьников, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Таким образом, кризисные обострения в развитии общества приводят к возрастанию эмоционально-психологического и социального напряжения не только у взрослых, но и у детей. При этом дети находятся в более сложной ситуации, поскольку свои проблемы, затруднения, неприятности родители транслируют часто на них. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей. Следствием этого являются серьёзные отклонения в психическом здоровье ребёнка (разнообразные неврозы); глубокие нарушения в сфере общения: болезненное восприятие окружающих, конфликтность, немотивированная обидчивость, мнительность, неуверенность, агрессивность.

Если же, несмотря на все усилия, вы, уважаемые родители, понимаете, что справиться с агрессивностью своего ребёнка самостоятельно не можете, обращайтесь к психологу. Поймите, что таким образом вы не «выносите сор из избы» и не расписываетесь в своей беспомощности, а наоборот: становитесь на защиту своей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Причины возникновения и способы коррекции агрессии в дошкольном возрасте »

В данной методической разработке раскрыто психологическое просвещение родителей в вопросах, касающихся причин возникновения агрессии в детском возрасте, формах проявления агрессивного поведения, мерах...

Консультация для родителей на тему:"Агрессия у детей дошкольного возраста"

Что такое "детская агрессия", ее виды, причины и способы коррекции....

Консультация для родителей на тему "Агрессия у детей. Что делать?

В данной статье описаны причины агрессивного поведения у детей, а также представлены игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций....

Консультация для родителей на тему:"Детская агрессия"

Данная консультация направлена на формирование уменяи у родителя выявлять причин агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях....

Консультация для родителей на тему «Детская агрессия»

Консультация для родителей на тему «Детская агрессия» «Каждый может разозлиться - это легко.но разозлиться настолько, наскольконужно и по той причине, по которойнужно, - это дан...

Консультация для родителей на тему: «Агрессия и неприличные слова в жизни ребенка»

Некоторые родители считают, что эти агрессивные действия необходимо немедленно пресекать. Так ли это необходимо? Вас беспокоит, когда ваш двухлетний ребенок тянет другого за волосы? Когда четырехлетни...