Семинар-практикум для воспитателей "Игра с песком летом или зимой"
методическая разработка по психологии

Ланская Лариса Степановна

Сегодня я хотела бы вас пригласить в занимательный и увлекательный мир. Но сначала я предлагаю вам представить… перенестись в свое детство, окунитесь в это незабываемое время, когда вы еще совсем маленькие, жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый, мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.

Материал: Песок, разносы, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.

Ход: Уважаемые коллеги! Здравствуйте!

Сегодня я хотела бы вас пригласить в занимательный и увлекательный мир. Но сначала я предлагаю вам представить… перенестись в свое детство, окунитесь в это незабываемое время, когда вы еще совсем маленькие, жарким летним днем сидели в песочнице. Пересыпали теплый, мягкий песочек из ладошки в ладошку, насыпали совочком в ведерко…

Песок - это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает большой и воспитательный и образовательный эффект.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице развивается «тактильная» чувствительность.

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика).

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

  1. Здравствуй, песок!

Цель: снижение психофизического напряжения.

Песок – необыкновенный приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, а у кого-то рождается образ пустыни. Погрузите руки в песок, пошевелите пальцами. Проделайте это несколько раз. 

А сейчас сделайте три песочных дождя низкий, средний и высокий. И обратите внимание, какой дождь соответствуют вашему состоянию, какой дождь более комфортный. Попробуйте сделать дождь так же несколько раз.

Таким способом мы сейчас с вами знакомимся «здороваемся» с песком, исследуем его возможности. У детей, когда они «здороваются» с песком, это вызывает доверие к песку и интерес к песку. 

Сейчас разровняйте песок, и при помощи отпечатков ваших пальцев создайте образ животного, который вам нравится, если затрудняетесь при помощи отпечатков, то можно нарисовать. Желательно его делать правдоподобным, узнаваемым, а сосед постарается отгадать, что вы изобразили. Отгадали? 

Далее вы будете работать в паре. Ваша задача посоревноваться с партнером. Вам нужно придумать каждому по 2 оригинальных способа перемещения песочных масс. Показываем по очереди. (Например: Я буду песок вот так передвигать», а вы говорите своему партнеру «А я буду вот так» и т.д.).

Многие психологии говорят о балансе правого и левого полушария. Потренируем?

Необходимо набрать песок в обе руки, чтобы они сыпались из кулачков. Нарисуйте двумя руками одновременно два одинаковых круга, чтобы они были одинаковые. Молодцы. Сейчас разровняйте песок и нарисуйте обеими руками одновременно два одинаковых цветка. Уже сложнее.

Выполняя эти упражнения, давайте проговорим, какие задачи мы решали? (Снижение психофизического напряжения, знакомились со свойствами песка, работа в парах – коммуникация, развитие левого и правого полушария). Точно так же и с детьми, во время работы с песком, решаем ту или иную поставленную задачу.

Сейчас предлагаю разыграть небольшой сюжет, и определить, какие задачи выполнили.

Отправляемся в увлекательное путешествие в сказочный лес, где нас ждет много интересного… Разровняйте песок, еще раз прикоснитесь к нему своими ладонями. Не забывайте, что таким способом «приветствие песка» мы исследуем свойства песка.

Сказка

Жил-был в одном лесу (создаем лес, расставляем на ¼ части песка деревья)  медведь. Добрый был медведь, хозяйственный. Любил выращивать у себя в саду цветы. Каких цветов только у него не росло… (на ¼ части песка сажаем цветы). Перечислите. 

А чтобы лесные животные не растоптали цветы отгородить их цветным забором.

  1. Цветные заборчики

Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.

Оборудование: Песочница, счетные палочки.

Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Выберете из них синие палочки, и построить заборчик синего цвета.

Потрудился медведь на славу. Огляделся вокруг, а никого - то из зверей и не увидел. Где же друзья мои лесные? – подумал медведь, - повидаться бы мне с ними, поздороваться и отправился к ним на встречу. Идет и видит на опушке около леса следов очень много.

  1. Необыкновенные следы

Давайте на песке сделаем следы разных животных.

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: «Идут медвежата» — кулачками с силой надавливаем на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — расслабленными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — двигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

  1. Назови, одним словом

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Смотрит медведь, а около леса стоят. Давайте выберем из всех животных только тех, кто живет в лесу. Называя выбранного животного и поместить его в лесу.

Запомните всех животных, которых вы выбрали. (Убрать одно животное и спросить, кого не стало, либо добавить одно животное и спросить кто лишний). 

Сказка

Обрадовался медведь, что увидел своих друзей. Вышли звери на поляну, огляделись, и увидели… Вокруг поляны текли ручейки, шуршали на ветру травинки, камешки переливались на солнышке… (Украсим свою полянку еще так как хотим).

В физкультминутке используем так же сюжет истории, т.е. все дети встали и под музыку имитируем поход на поляну.

Что мы развивали при помощи этих упражнений? (Сенсорное восприятие, тактильную чувствительность, воображение, память, внимание, умение классифицировать, эмоциональную сферу).

Игры с песком разнообразны:

Обучающие игры 

Познавательные игры 

Проективные игры 

Психотерапевтические игры

Согласно возрасту ставим задачу.  Если касается младшего возраста, то при использовании песка на занятии в основном проходит знакомство с песком, изучение его свойств:

 «Чувствительные ладошки»

Взрослый просит ребенка притронуться к песку и спрашивает его, что он чувствует. Какой песок на ощупь: теплый, холодный, мокрый, сухой, мягкий, твердый и т.д.

Игра «Отпечатки наших рук»

Игра  «Секретик»

Игра «Рисунки на песке»

Игра «Разноцветные паровозики»

Игры с песком в средней группе

Игра «Домики для мышки»

Игра «Я пеку, пеку, пеку»

Игра «Заборчики»

В старшем возрасте игры усложняются. (Игры и упражнения можно брать из книг).

Советы по организации занятий: 

Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка с песком, нужно предварительно:

Первый шаг - демонстрация песочницы, песочница должна стоять в постоянном месте.

Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок.

При работе с песком используются фигурки людей, животных, птиц, сказочных персонажей. Фигурки должны быть из разных материалов: дерева, глины, пластмассы и металла. Коллекция фигурок должна быть представлена большими и мелкими объектами, красочными и бесцветными, красивыми и безобразными. Хорошо использовать и натуральные природные материалы, например, ракушки, веточки, камешки и т.д.

Третий шаг - знакомство с правилами игр на песке.  Это может звучать в стихотворной форме в начале занятия, «Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! И т.д…».

Четвертый шаг – занятие. Здороваемся с песком, и дальше по структуре занятия. В занятии может присутствовать сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила или как у нас сегодня Медведь). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ и подбадривает детей.

Пятый шаг - завершая работу в песочнице, дети разбирают свои постройки, расставляют игрушки, разравнивают песок.

Занятия с использованием песка можно проводить как в индивидуальной, так и подгрупповой форме. Можно провести все занятие с использованием песка, можно взять элемент из занятия.

Ограничения:

  • Дети с очень высоким уровнем тревожности.
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

В заключении хочется сказать, что существуют различные методы и приемы работы с детьми, направленные на развитие психических процессов. Занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям. Используйте песочницу в любое время года и летом и зимой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35 «Малышок» Семинар-практикум: «Игра с песком летом или зимой ? »

Слайд 2

Что дают игры с песком: Ж елание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно . Развивается «тактильная» чувствительность . Развиваются все психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика ). Коммуникативные навыки ребенка.

Слайд 3

Здравствуй, песок!

Слайд 4

Увлекательное путешествие в лес!

Слайд 5

Игры с песком разнообразны: Обучающие игры Познавательные игры Проективные игры Психотерапевтические игры

Слайд 6

Младший возраст: «Чувствительные ладошки» «Отпечатки наших рук» « Секретики » «Разноцветные паровозики», и др.

Слайд 7

Средний возраст: «Домики для мышки» «Я пеку, пеку» «Заборчики», и др.

Слайд 8

Советы по организации занятий: Первый шаг - демонстрация песочницы. Второй шаг - демонстрация коллекции фигурок. Четвертый шаг – занятие. Пятый шаг - завершая работу в песочнице.

Слайд 9

Ограничения: Дети с очень высоким уровнем тревожности. Аллергия на пыль и мелкие частицы. Кожные заболевания и порезы на руках.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Чудеса на песке"

Данный семинар-практикум "Чудеса на песке" рассчитан для воспитателей и специалистов ДОУ. Благодаря ему педагоги узнают о целебной силе песка, его обучающей и развивающей направленности. Поз...

Семинар-практикум для педагогов «Песочная игротерапия. Изготовление цветного песка. Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет».

Цель семинар-практикума:познакомить педагогов с опытом использования техники рисования песком.    Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольнико...

Семинар-практикум для педагогов «Играем с песком»

Семинар-практикум для педагогов «Играем с песком»...

Семинар-практикум для педагогов «Играем с песком»

Семинар-практикум для педагогов «Играем с песком» Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с п...