Семинар-практикум для педагогов "Чудеса на песке"
методическая разработка

Кузьмина Татьяна Александровна

Данный семинар-практикум "Чудеса на песке" рассчитан для воспитателей и специалистов ДОУ. Благодаря ему педагоги узнают о целебной силе песка, его обучающей и развивающей направленности. Познакомятся с различными нетрадиционными методами и приемами работы с песком, а также играми и упражнениями для детей, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_chudesa_na_peske_ns.portal.docx86.25 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Чудеса на песке»

103212136_large_img_16540451_1381_9

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада. 
Задачи: 
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной атмосферы. 
2.Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей. 
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности. 
Оборудование: 
-Песочный стол, различные ёмкости с  песком. 
-Разнообразный игровой, природный  материал. 
-Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки. 
-Солнышко с радостным настроением (из цветной бумаги) по количеству участников. 
-Песочные часы 
-Индивидуальные подносы с песком, палочки для рисования, кисточки, клей, салфетки, простые карандаши, картинки или раскраски, чистые листы бумаги. 


Проведение семинара. 

Вводная часть.

Психолог приветствует участников семинара и приглашает в удивительное путешествие – в Волшебный мир песка! Психолог предлагает встать в круг. Участники стоят в кругу, друг за другом, на расстоянии чуть меньше вытянутой руки. 


Упражнение «Рисунок на спине» 
Цель: активизация участников, создание положительного эмоционального настроя с использованием техники рисования пальцами. 
Психолог: Сейчас, я расскажу вам сказку, которую мы нарисуем друг у друга на спине. Приготовим лист бумаги, разгладим его (участники гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Жил-был мальчик (рисуют пальцем человечка). Он очень любил гулять в лесу (рисуют деревья). Однажды он пошёл на прогулку (изображают идущие ноги). Светило яркое солнце (рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучи нежно ласкали его спину (гладят ладошками спины друг друга). Вдруг появились тучи (рисуют тучи). Начался сильный дождь (показывают, как падают капли дождя). Дождь успокоился. Появились большие лужи (рисуются лужи). Любимым занятием мальчика было смотреть в лужи и улыбаться своему отражению (участники поворачиваются лицом в круг и улыбаются друг другу).

Теоретическая часть. 
После игры, психолог проводит презентацию о песке.

Песок обладает лечебными свойствами: снимает усталость, напряжение, впитывает в себя негативные эмоции. Игры с песком благотворно влияют на психическое здоровье детей и взрослых.

Песок, еще с древних времен, был окутан множеством тайн, легенд. О нем было написано много сказок, историй, притч. Одну из них я хочу Вам сегодня рассказать.

Притча «Следы на песке»

        Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идет песчаным берегом, а рядом с ним Господь. На небе мелькали картины из его жизни, после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну – от его ног, другую – от ног Господа.

        Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжелые и несчастные времена его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

- Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь отвечал:

- Мое милое, дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нес тебя на руках.

       

Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. При работе с песком активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях. А, как известно, тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с познанием мира.


Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. 


Песок-природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желание созидать. Главное достоинство этого материала в том, что он разнообразен и способен принимать любую форму. Таким же многообразным становится выражение собственных мыслей. Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и вид деятельности, который дарит детям радость. Первые контакты детей друг с другом устанавливаются именно в песочнице. Возиться в песке-не каприз, а потребность ребёнка. Это необходимо для того, чтобы обеспечить нормальное физическое и интеллектуальное развитие. Малыш не просто копается в песке-он строит. С помощью совочка и формочки ребёнок создаёт свой новый мир, пытаясь при этом понять и смоделировать всё, что видит вокруг себя. Психологи и педагоги относят игры детей в песочнице, к так называемым строительным играм. Они очень важны для развития дошкольника. С помощью игр с песком ребёнок творчески изучает мир вокруг себя. Когда он строит, он активен, его мозг, воображение, смекалка тренируются и развиваются. 


Игры с песком разнообразны: 
-Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.
-Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. 
-Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. 
-Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.


Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1.Песочница водонепроницаемая с крышкой. Высота бортика не менее 10 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка. 
2.Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок. 
3.Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых), различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки(дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных), наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования. 
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка. 


Важно знать: у детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль!
Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей. Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства. 


Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице. 
Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства. 
Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами: 
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой). 
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки. 
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать. 
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом). 
-Песок необходимо разравнять, чтобы он стал чистым листом. 
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми. 


Практическая часть семинара.
Психолог предлагает всем желающим принять участие в игре, которую можно использовать в работе с детьми. Они служат своеобразной стимуляцией интереса педагогов к организации игровой деятельности с песком на группах. 
Игра «Придумай сказку» 
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации. 
Оборудование: радостное солнышко по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей. 
Ход игры: Психолог предлагает педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого солнышко с улыбкой, тот становится участником игры. У кого солнышко с другими эмоциями -  тот зритель. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице (6-7 человек) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес,  детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям. 
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания? 
-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему? 


Мастер-класс. Рисование песком.
Цель: научить создавать песочные картины. 
Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок любой, в том числе и цветной (какой есть в наличие). 
Ход работы: 
Психолог: Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта: 
1-на чистом листе нарисовать свою картину, 
2-использовать готовые картинки, а потом их дорисовать. 
Затем психолог предлагает подойти к столу и выбрать для себя материал. После выбора все садятся за столы, психолог объясняет правила выполнения работы. 
Психолог: нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, Ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.


Заключительная часть (рефлексия и обратная связь). 
Участники семинара рассматривают работы коллег, делятся своими впечатлениями. Для этого отвечают на вопросы: 
-Что вам дал семинар-практикум? 
-Какие эмоции вы испытывали во время игр с песком? 
Психолог благодарит всех за позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя солнышки с радостным настроением. Педагоги фиксируют этот момент с помощью солнышка или соответствующим рисунком в песочнице (по желанию). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум: "Игры с песком и водой"

          Уважаемые педагоги!  CЕМИНАР-ПРАКТИКУМ: «Игры с песком и водой» поможет педагогам разобраться в методике проведения  и организации игр с детьм...

Семинар-практикум для педагогов «Песочная игротерапия. Изготовление цветного песка. Поделки из цветного песка с детьми 4-7 лет».

Цель семинар-практикума:познакомить педагогов с опытом использования техники рисования песком.    Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольнико...

Семинар-практикум для педагогов «Играем с песком»

Семинар-практикум для педагогов «Играем с песком»...

Семинар-практикум для воспитателей "Игра с песком летом или зимой"

Сегодня я хотела бы вас пригласить в занимательный и увлекательный мир. Но сначала я предлагаю вам представить… перенестись в свое детство, окунитесь в это незабываемое время, когда вы еще совс...

Семинар-практикум для педагогов «Играем с песком»

Семинар-практикум для педагогов «Играем с песком» Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с п...