Картотека игр и упражнений направленных на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста
картотека по психологии (старшая, подготовительная группа)

Кандакова Анастасия Григорьевна

Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_pamyati.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, подвижные игры со словами.

«Какой игрушки не хватает»        

Рекомендуется для развития зрительной памяти детей. Поставить перед ребёнком на 1 минуту 4 – 5 игрушек, затем попросить ребёнка отвернуться и убрать одну игрушку. Задать вопрос, «Какой игрушки не хватает?» Далее игра усложняется:

а) увеличить кол-во игрушек;

б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

«Запомни картинки»        

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребёнку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребёнок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребёнка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

 «Заметь и запомни»        

Помогает развивать зрительную память и наблюдательность.

Игра состоит в следующем: на столе выкладывают 7-10 различных предметов и прикрывают их. Затем, приоткрыв примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребёнку их перечислить. Эта игра может иметь множество вариантов.

«Прогулка в картинках»        

 Игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребёнка. Во время прогулки обращать внимание ребёнка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребёнком о том зачем всё это нужно.

По возвращении попросите ребёнка нарисовать те знаки которые он запомнил.

«Запоминаем вместе»        

Для развития слуховой памяти с группой ребят.

Один ребёнок называет какой – нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое – либо своё . Третий ребёнок повторяет первые 2 слова и добавляет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторять уже 3 слова, а потом назвать своё и т. д.

 От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объём памяти.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребёнка, приучают быстро находить нужные слова ( «не лезть за словом в карман»),актуализирую пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 минут).Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

 «Дополни слово»        

 Ведущий называет часть слова (кни…) и бросает мяч. Ребёнок должен поймать мяч и дополнить слово (…га). В роли ведущего ребёнок и взрослый могут выступать поочерёдно.

 «Составь слово»         

 Из предлагаемого набора букв составить как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, т.(сок, том)

 «Противоположности»        

 Назвать слова, противоположные по значению:

 тонкий- острый- чистый-

громкий- низкий- здоровый- и т.п.

 «Транспорт»        

 Расширение словарного запаса, развитие внимания, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Каждому ребёнку даётся картинка с изображением транспорта. Дети встают в круг, показывают и называют имеющиеся у них картинки. Затем ведущий произносит название, какого – либо транспорта. Ребёнок, у которого находится соответствующая картинка, выбегает из круга. Ведущий бежит за ним. Чтобы не быть пойманным, игрок должен быстро назвать вид транспорта, изображённый на карточке любого игрока. После того как название произнесено, первый игрок останавливается, а из круга выбегает ребёнок, у которого находится указанная картинка. Ведущий пытается догнать его, а игрок – побыстрее назвать следующий транспорт.

 «Кто больше сочинит»        

 Подбирается несколько предметных картинок. Ребёнку предлагается найти рифму к названиям изображённых на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не сопровождая их показом картинок.

огурец – молодец заяц – палец

очки – значки цветок – платок

 Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том как Незнайка сочинял стихи.

«Перевёрнутые слова»        

 Ребёнку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. например: МАИЗ – ЗИМА.

«Чудесный мешочек»        

 На столе раскладывают несколько игрушек. Два ребёнка из группы громко произносят их названия. первый ребёнок произносит слово так, чтобы наиболее отчётливо в нём прозвучал первый звук (ммашина, жжираф), а второй выделяет голосом последний звук каждого слова ( заяцц, мячч, петухх). Затем все игрушки помещают в чудесный мешочек, дети поочерёдно опускают руку в мешочек, ощупывают игрушку, называют её, определяют первый и последний звук в слове-названии. После того как ребёнок назвал игрушку, её достают из мешочка. Если название угадано, верно, то игрушку кладут на левую сторону стола. Если ребёнок дал неверное название или ошибся при определении первого (последнего) звука в слове, игрушку помещаю на правый край стола.

 В конце подсчитывается количество правильных ответов, у кого больше – тот и выиграл.

«Где твоё имя?»        

 На прогулке воспитатель рисует с детьми несколько больших квадратов на земле и сообщает, что в них спрятались имена детей. В первом квадрате находятся те из них, которые в своём звучании имеют звук К. Детям предлагают подумать и определить, кто из них может оказаться в первом квадрате (Коля, Максим, ..). Во втором квадрате – имена, с которых слышится звук Ш (Маша, Шура,..) и т.д. За каждый правильный ответ ребёнок получает камешек. В конце игры подсчитывают у кого больше камешков – правильных ответов.

«Подбери слово»        

 Эта игра позволяет развивать сообразительность и умение выделять отдельные звуки и определять их место в слове. Подбери слово, чтобы первый звук был Р (рак. Рома, ..);..А (арбуз, автобус) и т. д.

 Подбери слово, чтобы первый звук был К, а последний – Ш (карандаш. камыш,…)

Придумай кличку собаке, чтобы второй звук был У , а последний К (Шустрик, Кузнечик)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук У (бумага, луковица, …

 «Кто быстрее»        

 Быстро и чётко произносить скороговорки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста...

Брошюра «Социо - игровая технология» Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Социо - игровая технология» Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста.«Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным -  пер...

Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста (по В.М. Букатову)

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».2 правило: Смена лидерства.3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен.4 пра...

Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр,направленных на развитие социализации детейстаршего дошкольного возраста....

Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста. ...

Игры и упражнения направленные на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

В данном материале можно ознакомиться с играми и упражнениями по развитию речи детей старшего дошкольникого возраста....

Картотека игр на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Несколько игр на развитие зрительной и двигательной памяти, внимательности, звукого анализа и моторики детей....