Мастер-класс для педагогов на тему: «Эмоциональное благополучие ребенка с ОВЗ»
методическая разработка по психологии

Кондратьева Наталия Александровна

       Эмоциональное благополучие - важный фактор в развитии детской личности. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, «принимают участие» в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Представляю вниманию педагогов игры (эмоциональные, коммуникативные, терапевтические) для создания у детей положительного настроя, для позитивного общения, снятия эмоционального и мышечного напряжения и развития эмоциональной устойчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasilek_szhataya.pptx2.89 МБ
Файл tekst_k_prezentatsii_emotsii.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов на тему: «Эмоциональное благополучие ребенка с ОВЗ» Подготовили воспитатели средней логопедической группы «Василёк»: Кондратьева Н.А., Невская И.Н. МБДОУ- детский сад № 196 компенсирующего вида города Саратова Саратов 2019

Слайд 2

Актуальность Эмоциональное благополучие - важный фактор в развитии детской личности. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, «принимают участие» в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. «Эмоциональная сфера личности ребенка…составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля.» (Л.С. Выготский)

Слайд 3

Задача: представить вниманию педагогов игры (эмоциональные, коммуникативные, терапевтические) для создания у детей положительного настроя, для позитивного общения, снятия эмоционального и мышечного напряжения и развития эмоциональной устойчивости. Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Основные потребности дошкольника: В любви, признании; Общении (в частности со сверстниками); Сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении; Положительных эмоциях; Новых впечатлениях; Общественно значимой деятельности; Осознании соответствия положительному эталону.

Слайд 5

Принципы взаимодействия с детьми: позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества); безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности; индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка); развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию); поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности; обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Слайд 6

Дети с ОВЗ Психологи утверждают, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья «имеет неизменно осложненную социальную ситуацию развития, так как всякий телесный недостаток не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми» (Л.С. Выготский). В работе с дошкольниками с ОВЗ необходимо использовать комплексную технологию, цель которой – коррекция нарушений физического здоровья и психического развития и, как следствие, формирование эмоционального благополучия.

Слайд 7

В нашем ДОУ компенсирующего вида работа по коррекции здоровья проводится в тесном сотрудничестве медицинского персонала с педагогическим коллективом. Мы, воспитатели 1 логопедической средней группы «Василёк», в своей деятельности с детьми используем игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, игры на сплочение детского коллектива и установление позитивных взаимоотношений между детьми. Ведь важно научить детей играть вместе, а не рядом. Такая игровая деятельность проводится нами во время утреннего приема детей, как часть НОД, а также в качестве подвижных, малоподвижных и словесных игр в течение дня в группе и на прогулке.

Слайд 8

Работа с родителями Нами были подготовлены и оформ -лены фотоколлаж «Мир наших эмо-ций », калейдоскоп «Родительские ошибки, которые не должны стать вашими», консультации, памятки, буклеты с рекомендациями по созданию условий эмоционального благополучия в семье.

Слайд 9

Дидактические пособия и атрибуты для игр В процессе работы предметно-развивающая среда группы была нами пополнена атрибутами для игр, дидактическими пособиями, материалами: «Кубик эмоций», «Кубик дружбы» (развитие эмоционального интеллекта, коммуникативных способностей, дружественных отношений),

Слайд 10

«Цветок настроения» (развитие цветового восприятия, формирование цветовыражения своего настроения или настроения героя сюжета),

Слайд 11

дидактическая игра «Эмоции» (развитие умения моделировать эмоции по предложенной ситуации, развитие мелкой моторики),

Слайд 12

тесто для лепки (снятие мышечного напряжения пальцев рук, релаксация, развитие творческих способностей),

Слайд 13

Ребята с удовольствием не просто мяли яркое податливое тесто, но и реализовывали свою творческую фантазию: лепили морковки разных размеров для кроликов, ягоды, тучку, делали следы различных животных, самих животных и даже фантастических существ.

Слайд 14

«Декоративные камешки» (развитие навыков совместного творчества, эмоционального сопереживания, сенсорики , навыков плоскостного моделирования, мелкой моторики, эстетического вкуса, фантазии),

Слайд 15

«Сенсорные мини-бассейны» (релаксация, обогащение тактильных ощущений),

Слайд 16

«Сердитый коврик» (возможность выплеска негативной энергии, улучшения настроения, восстановления эмоционального благополучия)

Слайд 18

Подобраны тематические презентации, интерактивные игры, художественная литература.

Слайд 19

Дети выполняют задание «Назови и покажи эмоцию (настроение) персонажа сказки, игровой ситуации»

Слайд 20

Ребята рассказывают о настроении героев сказки « Заюшкина избушка», выкладывают на картинку пиктограммы с соответствующими эмоциями.

Слайд 21

Подвижные игры для снятия эмоционального напряжения и физической утомляемости, а также поднятия настроения и развития добрых дружественных отношений между детьми

Слайд 22

Игра «Давайте поздороваемся»

Слайд 23

Игра «Веселая сороконожка»

Слайд 24

Игра «Добрые ладошки»

Слайд 25

Игра «Ласковое солнышко»

Слайд 26

Узнавание и изображение эмоций по художественному тексту (считалки, короткие стихотворения)

Слайд 27

Элементы театрализованной деятельности

Слайд 28

Релаксация в сенсорном бассейне

Слайд 29

Арт-терапия Изобразить негативные эмоции, выплеснуть их на бумагу (злость, гнев, раздражительность, обиду, страх), тем самым избавиться от них. Показать положительные эмоции( радость, доброе расположение, спокойствие).

Слайд 31

Игры и фотографии

Слайд 32

КАРТОТЕКА ИГР НА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ Игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других. «Собака принюхивается» Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы. Возраст: 4-6 лет. Форма провидения: индивидуальная и групповая. Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряженной позе. Морда у неё вытягивается вперед, уши навостряются , глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

Слайд 33

«Лисичка подслушивает» Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы. Возраст: 4-6 лет. Форма провидения: индивидуальная и групповая. Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в котором живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

Слайд 34

«Спящий котёнок» Цель: обучение приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, заикание. Возраст: 3-4 года Форма провидения: индивидуальная и групповая. Ход игры: Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Слайд 35

«Узнавание эмоций» Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения. Возраст: от 4 лет. Форма провидения: индивидуальная и групповая. Ход игры: Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию. Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.). Дети вспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это. Дети вспоминают что-нибудь печальное. Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.

Слайд 36

Упражнение для снятия напряжения «Игра с песком» Цель: снятие напряжения. Возраст: от 5 лет. Форма проведения: групповая Ход игры: Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Упражнение повторить 2-3 раза.

Слайд 37

Игры, направленные на поддержание интереса детей друг к другу и на развитие умения действовать согласованно. Игра «Солнышко» Цель: создание положительного настроя в группе; развитие умения использовать в общении друг с другом ласковые слова. Проводится утром с использованием игрушки «Доброе солнышко». Ход игры: Дети встают в круг, взявшись за руки. Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочет поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. А чтоб оно знало, кто его берет в руки, нужно назвать свое имя ласково (передают солнышко по кругу). Вариант: передавать по кругу и называть ласково имя соседа.

Слайд 38

Игра «Паутинка дружбы» Цель: сплотить детей группы. Ход игры: Все дети садятся в круг. Ведущий берет в руки клубок ниток. Предлагает детям назвать свои имена. Каждый участник называет свое имя, при этом разматывая клубок. (Вариант: «похвалить соседа» – назвать ласково или сказать что-то хорошее про рядом сидящего ребенка). В итоге получается паутина, которая связывает всех ребят. Паутина эта необычная, «волшебная». Каждому ребенку достается кусочек паутинки, который можно надеть на руку в качестве браслета.

Слайд 39

Игра «Давайте поздороваемся» Цель: развитие умения взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти; снятие мышечного и эмоционального напряжения, тактильной закрепощенности и зажима. Ход игры: Дети по сигналу начинают двигаться по залу (группе) и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом (ведущим дается соответствующая команда): здороваемся за руку; здороваемся плечиками; здороваемся коленочками ; здороваемся спинками; здороваемся щечками; здороваемся носиками.

Слайд 40

Игра «Доброе животное» Цель: способствование сплочению детского коллектива, формирование способности детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ход игры: Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое животное. Давайте послушаем, как оно дышит (все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей). А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце. Чем дружнее вы дышите и шагаете, тем ровнее дышит животное и спокойнее бьется его сердце».

Слайд 41

Подвижная игра «Утка, утка, утка, гусь» Цель: снятие эмоционального напряжения и физической утомляемости, а также поднятия настроения и развития добрых дружественных отношений между детьми. Ход игры: Дети становятся в круг. Водящий обходит их, приговаривая: «Утка, утка, утка, гусь». Тот, на ком останавливается считалка, берет водящего за руки, и они вместе приветливо говорят друг другу «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!». Затем бегут по кругу, но в разные стороны. Тот, кто не успеет занять свободное место в кругу, становится водящим.

Слайд 42

СОЛНЕЧНОГО ВАМ НАСТРОЕНИЯ И МИРА В ДУШЕ!

Слайд 43

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МБДОУ- детский сад № 196 компенсирующего вида

города Саратова

                                                                                                 

Текст к презентации

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Эмоциональное благополучие ребенка с ОВЗ»

                                                                     Подготовили воспитатели

                                                                  средней логопедической

                                                         группы «Василёк»:

                                                       Кондратьева Н.А.,

                                               Невская И.Н.

                                       21.11.2019

Слайд 1.

       Мастер-класс начинается с предложения присутствующим педагогам поиграть, настроится на позитивный лад, эмоционально войти в тему встречи.

Игра «Давайте поздороваемся» (эмоциональная)

   Цель: развитие умения взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти; снятие мышечного и эмоционального напряжения, тактильной закрепощенности и зажима.

Ход игры: участники по сигналу ведущего начинают двигаться по залу (группе) и здороваться со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом (ведущим дается соответствующая команда):

здороваемся за руку;

здороваемся плечиками;

здороваемся коленочками;

здороваемся спинками;

здороваемся щечками;

здороваемся носиками.

Слайд 2.

Актуальность

Эмоциональное благополучие - важный фактор в развитии детской личности. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, «принимают участие» в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления.

       «Эмоциональная сфера личности ребенка…составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля.»

                                                (Л.С. Выготский)

Слайд 3.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Задача: представить вниманию педагогов игры (эмоциональные, коммуникативные, терапевтические) для создания у детей положительного настроя, для позитивного общения, снятия эмоционального и мышечного напряжения и развития эмоциональной устойчивости.

Слайд 4.

Основные потребности дошкольника:

  • В любви, признании;
  • Общении (в частности со сверстниками);
  • Сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;
  • Положительных эмоциях;
  • Новых впечатлениях;
  • Общественно значимой деятельности;
  • Осознании соответствия положительному эталону.

Слайд 5.

Принципы взаимодействия с детьми:

  • позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  • безусловного принятия ребенка педагогом для формирования у него чувства безопасности;
  • индивидуального подхода (максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);
  • развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способностей к самопознанию и самосовершенствованию);
  • поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;
  • обеспечения в процессе игровой деятельности условий, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Слайд 6.

Дети с ОВЗ

       Психологи утверждают, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья «имеет неизменно осложненную социальную ситуацию развития, так как всякий телесный недостаток не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми» (Л.С. Выготский). В работе с дошкольниками с ОВЗ необходимо использовать комплексную технологию, цель которой – коррекция нарушений физического здоровья и психического развития и, как следствие, формирование эмоционального благополучия.

Слайд 7.

     

       В нашем ДОУ компенсирующего вида работа по коррекции здоровья проводится в тесном сотрудничестве медицинского персонала с педагогическим коллективом.

     Мы, воспитатели 1 логопедической средней группы «Василёк», в своей деятельности с детьми используем игры и упражнения на снятие эмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, игры на сплочение детского коллектива и установление позитивных взаимоотношений между детьми. Ведь важно научить детей играть вместе, а не рядом. Такая игровая деятельность проводится нами во время утреннего приема детей, как часть НОД, а также в качестве подвижных, малоподвижных и словесных игр в течение дня в группе и на прогулке.

Слайд 8.

       Изучив методическую литературу по теме и интернет-ресурсы, мы наметили план деятельности с детьми и подобрали материалы для работы с родителями.

Нами были подготовлены и оформлены фотоколлаж «Мир наших эмоций», калейдоскоп «Родительские ошибки, которые не должны стать вашими», консультации, памятки, буклеты с рекомендациями по созданию условий эмоционального благополучия в семье.

Слайд 9.

В процессе работы предметно-развивающая среда группы была нами пополнена атрибутами для игр, дидактическими пособиями, материалами. Например:

  • «Кубик эмоций», «Кубик дружбы» (развитие эмоционалного интеллекта, коммуникативных способностей, дружественных отношений).

(Присутствующим демонстрируются дидактические пособия и предлагается поиграть.)

Игра «Кубик дружбы» (коммуникативная)

Цель: развитие эмоционального интеллекта, коммуникативных способностей, дружественных отношений.

Ход игры: участники встают в круг. Одному из игроков ведущий дает в руки кубик в грани которого вставлены фото участников игры. Игроку рассматривает фото и выбирает портрет того человека, которого хочет «похвалить» (сказать о нем добрые слова). Кубик передается по кругу. Таким образом, все участники говорят друг-другу добрые слова.

Слайд 10.

  • «Цветок настроения» (развитие цветового восприятия, формирование цветовыражения своего настроения или настроения героя сюжета).

По условиям игры дети выбирают цвет лепестка, который по их мнению сочетается с эмоцией, изображенной на карточке.

Слайд 11.

  • дидактическая игра «Эмоции» (развитие умения моделировать эмоции по предложенной ситуации, развитие мелкой моторики).

Дети выбирают голову мальчика с тем выражением лица (эмоции), которое соответствует смоделированной воспитателем ситуацией. В дальнейшем моделировать ситуацию могут сами играющие.

Слайд 12, 13.

  • тесто для лепки (снятие мышечного напряжения пальцев рук, релаксация, развитие творческих способностей).

Ребята с удовольствием не просто мяли яркое податливое тесто, но и реализовывали свою творческую фантазию: лепили морковки разных размеров для кроликов, ягоды, тучку, делали следы различных животных, самих животных и даже фантастических существ.

Слайд 14.

  • «Декоративные камешки» (развитие навыков совместного творчества, эмоционального сопереживания, сенсорики, навыков плоскостного моделирования, мелкой моторики, эстетического вкуса, фантазии).

Слайд 15.

  • «Сенсорные мини-бассейны» (релаксация, обогащение тактильных ощущений).

Слайд 16, 17.

  • «Сердитый коврик» (возможность выплеска негативной энергии, улучшения настроения, восстановления эмоционального благополучия).

Слайд 18.

  • Подобраны тематические презентации, интерактивные игры, художественная литература.

Слайд 18.

Дети выполняют задание «Назови и покажи эмоцию (настроение) персонажа сказки, игровой ситуации».

Слайд 20.

Ребята рассказывают о настроении героев сказки «Заюшкина избушка», выкладывают на картинку пиктограммы с соответствующими эмоциями.

Слайд 21, 22,23.

Подвижные игры для снятия эмоционального напряжения и физической утомляемости, а также поднятия настроения и развития добрых дружественных отношений между детьми.

Слайд 24.

Не обошлось и без речевых игр. Например, игра «Добрые ладошки», в ходе которой дети по очереди протягивают в круг ладошки, кладут на ладони других участников и говорят добрые слова (как вариант: называют качества, которыми должен обладать друг – добрый, недрачливый, щедрый, заботливый, внимательный, готовый помочь и т.д.). Могут быть разные варианты заданий.

Слайд 25.

Игра «Ласковое солнышко». Дети стоят в кругу и передают друг другу игрушку-солнышко. У кого в руках игрушка, тот называет свое имя ласково (соседа называет ласково).

Слайд 26.

Проговаривание считалок, эмоционально-насыщенных коротких стихотворений.

Узнавание и изображение эмоций по художественному тексту.

Слайд 27.

Используем элементы театрализованной деятельности для более яркого и интересного способа выражения эмоций, характера героев.

Слайд 28.

Очень нравится ребятам расслабляться в сенсорном бассейне.

Слайд 29, 30, 31.

Детям понравился способ избавления от негативных эмоций – арт-терапия.

Суть деятельности: изобразить негативные эмоции, выплеснуть их на бумагу (злость, гнев, раздражительность, обиду, страх), тем самым избавиться от них. Показать положительные эмоции (радость, доброе расположение, спокойствие).

Слайд 32 - 41.

На следующих слайдах предлагается

КАРТОТЕКА ИГР НА СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

Присутствующим предлагается поучаствовать в одной из игр.

Игра «Творим вместе» (терапевтическая, творческая)

Цель: развитие навыков совместного творчества, эмоционального сопереживания, сенсорики, навыков плоскостного моделирования, мелкой моторики, эстетического вкуса, фантазии.

Ход игры: под звучание спокойной красивой музыки участники коллективно выкладывают из прозрачных и цветных декоративных камешков картинку по договоренности (обкладывают по предложенному взрослым шаблону или узор по своему выбору).

Слайд 42.

Пожелание участникам мастер-класса:

СОЛНЕЧНОГО ВАМ НАСТРОЕНИЯ И МИРА В ДУШЕ!

Слайд 43.

Спасибо за внимание и участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание семейного клуба на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"

Заседание семейного клуба проведен на базе детского сада с консультативной целью в форме тренинга для родителей....

Консультация для педагогов на тему:«Эмоциональное благополучие детей.Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?»

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....

Статья на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"

Статья на тему:«Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»...

Родительское собрание на тему "«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА – КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ»

Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена...

Консультация для педагогов на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагога в современном детском саду. Ведь эмоции - это своеоб­разный калейдоскоп впечатлений и пере...