РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по оптимизации социальной адаптации детей к условиям детского сада «Счастливое детство»
рабочая программа по психологии (младшая группа)

Абдульманова Гузель Зафировна

Рабочая программа направлена на оптимизацию социальной адаптации детей к условиям детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_dlya_detey_pervoy_mladshey_gruppy.docx93.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п. Верхнеказымский»

                                                                                           

УТВЕРЖДАЮ

Директор

СОШ п. Верхнеказымский                                                                                                                                      

_________ Н.Ю. Чернов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 по оптимизации социальной адаптации детей к условиям детского сада

«Счастливое детство»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новое\Картинки для программ\1.jpg

Ответственный за реализацию программы:

педагог-психолог Абдульманова Гузель Зафировна

п. Верхнеказымский, 2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка …………………………………………………………………………………3

1.1 Критерии оценки адаптации ……………………………………………………………………….3

1.2 Ожидаемые результаты …………………………………………………………………………….5

1.3 Цель программы …………………………………………………………………………………….5

1.4 Задачи программы ………………………………………………………………………………….5

1.5 Принципы реализации программы ……………………………………………………………….6

1.6 Модель комфортной адаптации …………………………………………………………………...6

РАЗДЕЛ II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Планирование деятельности педагога-психолога с детьми……………………………………....7

РАЗДЕЛ III.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

3.1 Продолжительность. Форма организации занятий……………………………………............... 11

3.2 Структура занятий …………………………………………………………………………………12

3.3 Взаимодействие с семьями воспитанников ……………………………………………...............12

3.4 Взаимодействие с педагогами ………………………………………………………………….....13

3.5 Условия реализации программы ………………………………………………………………….13

Список литературы …………………………………………………………………………………….14

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка.

Рабочая программа направлена на оптимизацию социальной адаптации детей к условиям детского сада. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. В основу программы заложена новая психодидактическая модель ФГОС «изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребенок» на объемное взаимодействие в системе «взрослые, ребенок, сверстники»

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому, каждый ребенок привыкает по-своему.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Критерии оценки адаптационных возможностей ребенка 2-4 лет жизни.

Критерии

Показатели

Степень адаптации

Легкая

Средняя

Тяжелая

Физиологические критерии

Здоровье

В период адаптации –

заболевание не более

одного раза сроком на 10 дней.

Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы. Может снижаться вес, тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление

происходит через 20-40

дней.

Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки невротических реакций. Шелушение кожи диатез, бледность потливость. Тени под глазами вес может снижаться. Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота.

Аппетит

В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от еды не наблюдается.

Аппетит снижается

В первые дни возникает

отказ от еды. Аппетит

восстанавливается через 20-40 дней.

Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище.

Может отказываться от

Самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню.

Сон

В первую неделю

возможны проблемы с

засыпанием, сон может быть непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.

Ребенок плохо засыпает. Сон короткий вскрикивает во сне

просыпается со слезами.

Сон восстанавливается

через 20-40 дней.

Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый.

Во время сна наблюдаются

всхлипывания, могут

вскрикивать во сне. Восстанавливается

примерно к 60 дню.

Психоэмоциональные критерии

Эмоциональный фон

Настроение бодрое,

заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное эмоциональное

состояние, однако это

состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат как к положительным, так и к отрицательным

эмоциональным

реакциям.

Наблюдается подавленность, напряженность пассивное подчинение.

Быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или наоборот заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню эмоциональное. Состояние нормализуется.

Отсутствие активности при стертых отрицательных и

Эмоциональных реакциях. (тихий плач хныканье, страх, ступорозное состояние без попыток активного сопротивления).

Настроение безучастное

много и длительно плачет.

Поведение

В первые дни возможно проявление пассивно- разрушительной активности, направленное на выход из ситуации – это активный двигательный

процесс. Активность

ребенка направлена на

восприятие и переработку информации. Активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это

смех голосовые реакции.

Отсутствие активности. В

дальнейшем активность

избирательна. Возможен отказ от участия в деятельности, в игре ребенок не пользуется

приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная.

Пассивное поведение. Активность отсутствует. Часто отрицание любой

Деятельности.

Социальные навыки

Отношения с близкими взрослыми не нарушается

интересуют другие

взрослые поддается ритуалам прощания

откликается и выполняет указания взрослого отношения к детям может быть, как безразличным, так и заинтересованным.Ребенок вступает в активный контакт с взрослыми и окружающими предметами может проявлять поисковый

ориентировочный

интерес.

Отношение к взрослым

Избирательное. Общение только в определенных

условиях. Отношение к детям: избегает, сторонится, или проявляет агрессию.

В первые дни преобладает

отрицательное отношение к взрослым. По отношению к детям или безучастность, или страх. По мере привыкания появляется избирательность в общении с взрослыми.

В зависимости от степени тяжести адаптационный период имеет примерные сроки и критерии.

Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода, которые имеют свои сроки:

  • легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
  • тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Ожидаемые результаты:

  • Улучшение психологического климата в группе, сплочение коллектива.
  • Настроение ребенка бодрое, установка ребенка на детский сад – положительная.
  • Ребенок использует ритуалы прощания с родными, быстро отвлекается, относится к воспитателю с доверием.
  • Нормализуется сон, аппетит.
  • Положительное отношение к режиму и правилам жизни группы.
  • Достаточно широкие и эмоционально – положительные контакты ребенка с детьми и взрослыми в детском саду, наличие у него коммуникативных и игровых навыков, адекватных возрасту.

Оценка результатов деятельности, способствующих облегчению адаптационного периода происходит на основании наблюдения за поведением детей. Воспитателями заполняются листы адаптации.

Цель программы – способствовать созданию условий для социальной адаптации детей к условиям детского сада.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

  • преодоление стрессовых состояний у детей 2-4-х лет;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения;
  • развитие творческих способностей.

Реализация данной программы придерживается следующих принципов:

  • Принцип гуманизма. Использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия.
  • Принцип научности. Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на адаптацию детей, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
  • Принцип активности и сознательности. Участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по адаптации детей раннего дошкольного возраста.
  • Принцип комплексности и интегративности. Решение задач по адаптации детей раннего дошкольного возраста в системе всего воспитательно-образовательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип адресованности и преемственности. Учет разноуровневого развития и состояния здоровья детей.
  • Принцип результативности и гарантированности. Реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки в период адаптации к детскому саду, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, рекомендуется проводить занятия в течение первых трех месяцев. Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, потешки, стишки, «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстрое заражение как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Длительное пребывание в стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Для «мягкого» вхождения ребенка в жизнь дошкольного учреждения, разрабатывается модель для комфортной адаптации, которая состоит из следующих моментов:

  • приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
  • приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности и на мероприятия клуба «Дружная семейка»;
  • ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;
  • ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей);
  • ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;
  • ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;
  • ребенок остается на целый день;

На данном этапе ребенка постепенно приучают к режимным моментам детского сада. Этот этап - самый важный, для облегчения адаптации необходимо, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

Важную роль в смягчении адаптационного периода имеет применение профилактических занятий педагогом-психологом ДОУ, которые направлены на снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствование коммуникативных, игровых двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизацию детско-родительских отношений.

Педагог-психолог после проведенного занятия дает воспитателям распечатанный вариант потешек, стихотворений, песенок, которые использовались на занятии. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание деятельности педагога-психолога.

Месяц

Неделя

Тема занятия

Задачи

Содержание занятий

Сентябрь

1

«Божья коровка»

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
  • развитие внимания, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Знакомство с божьей

коровкой»

3. «Божья коровка, улети на небо»

4. «Согрей божью коровку»

5. Рисование «Точки на

спинках»

6. Прощание

2

«Мячик»

  • сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;        
  • повышение эмоционального тонуса;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  • развитие ориентации в пространстве;
  • обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
  • развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Какой мяч»

3. Мой веселый звонкий мяч»

4. «Прыгающие мячики»

5. Аппликация «Разноцветные мячи»

6. Прощание

3

«Листопад»

  • создание атмосферы эмоциональной безопасности;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, повышенной двигательной активности;
  • развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп;
  • развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакций;
  • развитие речи, воображения, творческих способностей.

1. Приветствие

2. «Прогулка по осеннему

лесу»

3. «Дождик и солнышко»

4. «Листопад»

5. Рисование «Листопад»

6. Прощание

4

«Прогулка в осенний лес»

  • сплочение группы, развитие эмпатии;
  • развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию;        
  • снижение излишней двигательной активности;
  • обучение различению цветов, соотнесению предметов по цвету;                          
  • развитие пространственных представлений, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, в, за и др.) местонахождение вещей;
  • развитие общей моторики;
  • развитие памяти, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Прогулка в осенний лес»

3. «Ежик»

4. «Кленовые листочки»

5. Аппликация «Кленовые

листочки»

6. Прощание

Октябрь

1

«Веселый петрушка»

  • развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха;
  • закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка - мальчик);
  • закрепление пространственных представлений («верх», «низ»);
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие восприятия, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Где же ваши ручки?»

3. «Карусель»

4. «Прыгай, прыгай веселей!»

5. Рисование «Одежда Петрушки»

6. Прощание

2

«Мамин день»

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • воспитание доброго отношения к маме;
  • развитие двигательных навыков;
  • развитие восприятия, внимания и речи.

1. Приветствие

2. «Водичка, водичка»

3. «Мишка мой»

4. «Наряжаем куклу»

5. «Тихо, куколка, сиди»

6. Прощание

3

«Мячики»

  • развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт; друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера);
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;
  • развитие ориентации в собственном теле;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Мячики»

3. «Ветерок»

4. «Мячик в воздухе»

5. Рисование «Синий и красный

мячи»

6. Прощание

4

«Непослушные мышата»

  • преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трех лет;
  • формирование положительной самооценки;
  • развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
  • развитие слухового внимания, быстроты реакции;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие чувства юмора, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Непослушные мышата»

3. «Скажи наоборот»

4. «Скачут мышки-шалунишки»

5. «Мышки и часы»

6. Прощание

Ноябрь

1

«Котята»

  • формирование положительной самооценки;
  • развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;                                      
  • снятие мышечного напряжения;
  • развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
  • развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;
  • развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие внимания, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Кошка с котятами»

3. «Бабочка»

4. «Поймай бабочку»

5. Аппликация «Разноцветные бабочки»

6. Прощание

2

«Зайка»

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • развитие умения подражать движениям взрослого;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  • развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
  • снижение излишней двигательной активности, импульсивности;  
  • развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Мы слепили снежный ком»

3. «Зайка серенький сидит»

4. «Лиса и зайцы»

5. «Чудесный мешочек»

6. Прощание

3

«Мишка»

  • сплочение группы, развитие эмпатии;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;
  • развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;
  • развитие координации движений, общей и мелкой моторики;          
  • развитие внимания, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Разбудите мишку»

3. «У медведя во бору»

4. «Мишка косолапый»

5. Рисование «Раскрась банку для мишки»

6. Прощание

4

«Колобок»

  • сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;
  • снятие страхов перед сказочными героями;
  • развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие внимания, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Сказка «Колобок»

3. «Спрячь колобка»

4. «Покатился колобок»

5. Лепка «Колобок»

6. Прощание

Декабрь

1

«Мыльные пузыри»

  • снятие эмоционального напряжения и агрессии;
  • снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
  • обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Выдувание мыльных пузырей»

3. «Надувайся пузырь»

4. «Мы ногами топ-топ»

5. Аппликация «Большие и маленькие пузыри»

6. Прощание

2

«Музыканты»

  • создание положительной эмоциональной обстановки;
  • сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;
  • развитие образности слухового восприятия;
  • развитие слуховой и зрительной памяти;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие внимания, речи и воображения.

1. Приветствие

2. «Угадай, кто это?»

3. «Музыканты и их инструменты»

4. «Антошка»

5. «Играем на музыкальных инструментах»

6. Прощание

3

«Новый год»

  • создание положительного эмоционального настроя в группе;
  • отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом и текстом песни;
  • отработка быстроты реакции;
  • развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;
  • развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.                                              

1. Приветствие

2. «Дети по лесу гуляли»

3. «Заморожу!»

4. «Какая водичка?»

5. Рисование «Шарики на ёлке»

6. Прощание

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Профилактические занятия с детьми в период адаптации желательно проводить в утренние часы. Это способствует снятию эмоционального напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, установлению доверительных отношений с педагогами.

Данная программа составлена на основе изучения и дальнейшего использования следующих программ:

  • Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
  • Казакова Т.Г. «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности».
  • Грибовская А.А. «Аппликация в детском саду».

За основу программы взята программа Роньжиной А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2004.

В ходе практической работы было замечено, что быстрая смена сюжета, ролей, образов, утомляет детей данной возрастной категории. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие объединены сказочно-игровым сюжетом.

Реализация программы рассчитана на период сентябрь-декабрь, по одному занятию в неделю. Форма занятий групповая. Продолжительность занятий с детьми 2-4 лет от 10 до 20 минут. В занятиях активно участвуют педагоги группы. Они перенимают методы и приемы, применяемые педагогом-психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Количество упражнений и игр, используемых на одном занятии может варьироваться психологом. Возможно, сокращение времени занятия, чтобы избежать переутомления детей, изменение последовательности частей в соответствии с настроением детей.

Каждое занятие имеет свою структуру:

  • Организационно-мотивационный этап.

Цель: создание эмоционального настроя на занятие, снятие напряжения, введение в тему занятия.

В эту часть занятия включены упражнения, требующие согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроится на совместную работу.

  • Операционно-исполнительский этап.

Цель: Подача информации касающейся темы занятия, выполнение заданий на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

В эту часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

  • Рефлексивно-оценочный этап.

Цель: обобщение информации по занятию, выявление моментов, наиболее запомнившихся детям.

В этой части занятия чаще используются спокойные малоподвижные игры и упражнения.

Программа также рассчитана на взаимодействие педагога-психолога не только с детьми, но и с педагогами, и с родителями (законными представителями).

Работа с родителями.

  • Индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.

Цель: знакомство педагога-психолога с семьей, ребенком; знакомство родителей со спецификой адаптационного периода.

  • Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к поступлению в детский сад».

 Цель: прогнозирование течения адаптации.

  • Выдача рекомендаций для родителей по подготовке ребенка к детскому саду и взаимодействию с ребенком в течение адаптационного периода (памятки для каждого родителя), для родителей тяжело адаптирующихся детей.
  • Наглядная агитация (стенды, памятки, печать).
  • Родительские собрания.

Цель: ознакомление родителей с системой работы с детьми, деятельностью специалистов ДОУ, знакомство с результатами адаптации.

Работа с педагогами.

  • Проведение консультаций по организации взаимодействия с детьми в период адаптации (об особенностях семейного воспитания, о воспитательном потенциале семьи, о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, о создании условий развития у ребенка навыков безболезненного вхождения в детскую общность и т. д.).
  • Обучение воспитателей приемам психопрофилактики.
  • Помощь в организации благоприятной развивающей среды, создании положительного психологического климата в группе.
  • Разработка рекомендаций по работе с тяжело адаптирующимися детьми.

Условия реализации программы

Необходимыми условиями реализации программы являются наличие специалиста педагога-психолога, владеющего: знаниями возрастных и индивидуальных особенностей детей; знаниями о современных формах и методах работы с детьми данной категории.

Также для реализации программы необходимо наличие группового помещения, предметно-пространственная среда которого соответствует требованиям ФГОС для организации деятельности детей 2-4 лет. Для проведения занятий педагогу-психологу требуется наличие: музыкального центра, подборка аудиозаписей с детскими песнями. Необходимо наличие раздаточного материала по количеству детей для творческой деятельности, краски, пластилин, листы бумаги, карандаши, мыльные пузыри.

Список литературы.

1. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2004. (1)

2. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (для детей 3-5 лет): часть I.-М.: НО «Фонд в поддержку развития информационных технологий образовательных учреждений «Развитие», 2005.

3. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк.образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О.Г. Заводчикова. – М.:Просвещение, 2007.

4. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности:Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение: Учеб.лит., 1996.

5. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис, 1999. (3)

6. Рабочий журнал воспитателя группы детей раннего возраста/ Авторы-составители К.Л.Печора, В.М.Сотникова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

7. Развивающие игры с малышами до 3-х лет. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль «Академия развития», 1998. (2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации....

Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада.

Наш опыт показывает . Двигательная активность детей ,оптимальна в том случае, когда ее основные параметры(объём, продолжительность , интенсивность)соответствует индивидуальным особенностям каждого реб...

Рабочий материал по адаптации детей к условиям детского сада

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Больш...

Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада

Методическая разработка.Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада...

Рабочий материал по адаптации детей к условиям детского сада

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Больш...

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения

Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит из замкнутого круга семьи в мир широких социальных контактов. Для них это, прежде всего, первый опыт коллективного общения...