Рабочий материал по адаптации детей к условиям детского сада
методическая разработка (младшая группа)

Светлана Юрьевна Федорова

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Один легко входит в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.  

Даный материал поможет педагогам и родителям облегчить адаптацию детей к условиям детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ 
В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1 день. Знакомство родителей с воспитателем. Экскурсия по группе.

Старайтесь не акцентировать внимание на ребенке. В ходе бесед важно установить доверительный контакт с родителями, снизить тревожность за малыша,  информировать  о  протекании  адаптационного  периода,  ориентировать на активное взаимодействие. Экскурсия по группе поможет снизить тревожность у родителей, они смогут увидеть группу, спальню, туалетную комнату, играющих детей. Чем меньше «загадок» для родителей, тем им спокойнее за своего ребенка. Малышу также полезна эта экскурсия, т.к. осваивать новое незнакомое пространство он будет «под защитой» родителей. Если ребенок видит, что маме понравилось, значит примет новую ситуацию более спокойно.

2 – 3 день. Ребенка приводят на 2 часа с 9:00 до 11:00, после основного приема детей, чтобы не травмировать ребенка чужими слезами. Завтраком родители должны покормить ребенка дома. Родители могут быть вместе с ребенком или предупредить его, что «сходят в магазин и скоро вернутся»

4 – 5 день. Включается одно кормление в детском саду (желательно обед). Родители приходят за ребенком сразу после обеда перед сном.

6 – 8 день. Ребенок находится в детском саду с 8:00 до 12:00 (без дневного сна).

С 8 дня можно оставлять ребенка на дневной сон. Родители приходят за ребенком сразу после сна перед полдником. Вначале ребенок может спать одетым или с игрушкой, после сон нормализуется.

На 9 день родителям лучше оставить ребёнка дома на 1-2 дня (из-за снижения защитных сил организма).

С 10 дня постепенно увеличивать время пребывания в саду (до 16:00, до ужина, до 18:00)

В зависимости от того, как ребенок привыкает к ДОУ, режим адаптации можно "растянуть", и на каком-то этапе "побыть" подольше, не торопиться. Все изменения в режиме адаптации желательно обсудить с психологом.

     Важно:

  • не затягивать адаптацию, иначе ребенок привыкнет к особому положению
  • не вводить изменений в режим посещения после выходных или болезни ребенка. После болезни лучше начать посещение с предыдущего этапа
  • не обманывайте ребенка, что вы позвонили маме и она идет за ним
  • родителям заранее предупреждать своего ребенка о всех изменениях в режиме адаптации (например, накануне вечером сказать ребенку, что завтра его заберут не после обеда, а после того, как он отдохнет или «полежит» в детском саду. Потому что, маме надо задержаться на работе…)
  • в первые дни пребывания ребенка в группе максимально насытьте это время играми, чтобы ребенок захотел прийти завтра еще поиграть. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Заречный «Детский сад комбинированного вида «Детство» структурное подразделение «Теремок»

Картотека игр

в адаптационный период

для детей 2-3 лет

                                                                      Картотеку составила

                                                                                 педагог-психолог  МКДОУ

ГО Заречныйи «Детский сад

                                                                             Комбинированного вида

                                                                                    «Детство» структурное

                                                                                подразделение «Теремок»

                                                           Степанец К.С

«Доброе утро!»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

-      Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-      Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)        

 Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

«Хоровод»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Ход игры. Воспитатель держит ребенка (детей) за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

ГЕЙ!

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

«Прыгай веселей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! ----------- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! ---------------- 
руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!--------------
 кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

«Солнечные зайчики»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики

Играют на стене.

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

«Осенние листочки»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  • взаимодействие детей.

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

«Игра с собачкой»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  • взаимодействие детей.

Материал: игрушечная собачка.

Ход игры: Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам,

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

«Ладушки – хлопушки»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:

-  Ладушки – ладушки,

Звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки,

Хлопаем немножко. Да! 

(громко хлопаем в ладоши)

-  Кашу варили,

Ложечкой мешали.

(взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой)

-  Куколку кормили. Да!

-  Кошечке давали. Да! (протягиваем левую ладонь вперед)

-  Кулачки сложили,

Кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук. Да!

(сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)

-  Ладошки плясали,

Деток забавляли,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)

-  Ладушки устали,

Ладушки поспали,

Баю-бай, баюшки,

Баю-бай, ладушки. Да!

(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)

«Зайка»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей.

Ход игры: дети, взявшись за руки, вместе идут по кругу. Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«Пускание мыльных пузырей»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Материал: мыльные пузыри.

Ход игры: воспитатель пускает мыльные пузыри и говорит:

— Осторожно, пузыри!

— Ой, какие!

— Посмотри!

— Раздуваются!

— Блестят!

— Отрываются!

— Летят!

— Вот — со сливу!

— Вот — с орех!

—   Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри.

«Поезд»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей;
  • отработка основных движений – бег, ходьба.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.

 «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка».

 Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

«Огуречик-огуречик»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Игра повторяется несколько раз.

«Карусели»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей.

Ход игры: держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

(карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(темп речи и движений постепенно ускоряются)!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали

(все бегут)!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра

(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).

Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.

«В нашей группе»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • знакомств  детей друг с другом.

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т.д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

«Заинька – паинька»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:

Будем заинькой?

Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.

Вот так, вот так, поклонись.

 (кланяются в разные стороны)

Заинька, повернись, серенький повернись.

Вот так, вот так, повернись. 

(поворачиваются, руки на поясе)

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни и ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой. 

(топают по очереди каждой ножкой)

В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке: «Молодцы!».

 Поглаживает ручки и ножки. По желанию ребенка игра повторяется.

«Жил-был у бабушки козлик»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:

 Жил-был у бабушки козлик. У него были ножки — вот такие (дети выставляют поочередно ноги),

а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток), 

рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове), 

хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад). 

Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают), 

потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки).

 Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие!

Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками). Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети  расходятся по всей площадке). 

Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест!

(Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).

По желанию детей игра повторяется.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Н А Б Л Ю Д Е Н И Я     В     П Е Р И О Д    А Д А П Т А Ц И И

 Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________________

Дата рождения _______________________    Возраст____________     Дата поступления в ДОУ _____________

дата

Д н и    н а б л ю д е н и й

1

Эмоциональное состояние

положительное

неустойчивое

отрицательное

2

Аппетит

хороший

избирательный

плохой/ отказ от еды

3

Сон:

спокойный

неустойчивый

беспокойный/ не спит

4

Познавательная/игровая активность

активен

активен при поддержке взр.

пассивен/ протест

5

Взаимоотношения с детьми

инициативен

при поддержке взрослого

уход от контакта/ протест

6

Взаимоотношения со взрослыми

инициативен

принимает инициативу взр.

уход от контакта/ протест

7

Реакция на изменение привычной ситуации

принятие

тревожность

непринятие

Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________

Оценка адаптационного периода: _____________________

РЕКОМЕНДАЦИИ

по заполнению листа адаптации

Первые 2 недели посещения (10 дней) – ежедневное наблюдение

С 3-й недели – наблюдения через день (пн, ср, пт, вт, чт)

При легкой адаптации – наблюдения 2 раза в неделю (начало недели и конец – пн,пт)

После болезни в период адаптации – первые 3 дня ежедневное наблюдение, затем через день

Выводы  о  степени  адаптации:        легкая     /     средняя     /     тяжелая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

Рабочий материал по адаптации детей к условиям детского сада

Детский сад- новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку,незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Больш...

Методическая разработка. Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада

Методическая разработка.Рабочая программа коррекционного курса по адаптации детей к условиям детского сада...

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.

В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по оптимизации социальной адаптации детей к условиям детского сада «Счастливое детство»

Рабочая программа направлена на оптимизацию социальной адаптации детей к условиям детского сада....