Главные вкладки

    Выступление на РМО. Оптимизация социальной адаптации дошкольников к условиям детского сада. Современный подход
    презентация

    Выступление на РМО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл adaptatsiya_vystuplenie_na_rmo.docx26.38 КБ
    Office presentation icon adaptatsiya_na_rmo.ppt2.27 МБ

    Предварительный просмотр:

    СЛАЙД 2

    • Часто причиной  психоэмоциональных нарушений и заболеваний человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве.
    •  И трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашней обстановки и приход его в детский сад.
    •  Негативный опыт адаптации к дошкольному учреждению может отразиться и на физическом, и на психическом здоровье ребенка, и на адаптации к школе, а, возможно, скажется и в более поздние возрастные периоды.
    •  Поэтому сегодня любой уважающий себя и свою профессиональную деятельность  педагог должен задуматься над тем, как проходят мероприятия адаптационного периода у него в учреждении и  соответствуют ли они современным требованиям

    Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка.

    Слайд 3

    «Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство.

      Именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего.

    Для нашей темы

       «На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей,   делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника.

    Адаптация (от лат. Adaptare -  приспособлять) 

    АДАПТАЦИЯ   - ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ В НОВУЮ СРЕДУ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ЕЕ УСЛОВИЯМ,  СОХРАНЕНИЕ И ВЫРАБОТКА НЕОБХОДИМЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

    При этом выделяются два основных критерия   адаптации ребенка: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

    10 слайд (к типичной схеме)

    Вызванные адаптацией стрессовые реакции,  как правило, надолго нарушают позитивное  эмоциональное состояние малышей, нарушают их психологическое здоровье и приносят много огорчений  родителям и педагогам.

    Слайд 11

    У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность

    Новая психо-дидактическая модель (ФГОС ДО):

    «изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на объемное  взаимодействие в системе «взрослые, ребенок, сверстники»

    Слай 13

    Условия  

       обеспечения   психологического комфорта ребенку  в период адаптации:    

    1. организация и проведение педагогической диагностики (оценка актуального состояния развития ребёнка);
    2. интеграция запланированного и ситуативного способов взаимодействия с детьми;
    3. организация и проведение свободной игровой деятельности;
    4. организация речевого взаимодействия педагогов с детьми;
    5. психологическая поддержка ребёнка в процессе индивидуального общения;
    6. обеспечение психологической поддержки ребёнка в ситуациях  психоэмоционального неблагополучия;
    7. введение правил и договорённостей в процессе жизнедеятельности детей;

    Слайд 14

    Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации   проводится в три этапа.

    ?????????? 15

    Наблюдение – основной метод психолого-педагогической диагностики детей-дошкольников

     

                           Общие правила эффективного наблюдения:

    - до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;

    - определить цель, сформулировать задачу, составить (хотя бы мысленно) план или схему наблюдения;

    - искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;  

    - следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество    особенностей наблюдаемого;

    - не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;

    - - ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;

    - сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи;

    - ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;

    - привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;

    16 сл

    • 1-й этап. Первичная диагностика. 
    • Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.
    • Метод: анкетирование родителей   наблюдение, беседа с родителями.
    • Организация: анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его   особенностей.
    • Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в ДОУ.

    17 сл

    Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры: 

    • - нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения;
    • - несформированность культурно-гигиенических навыков;
    • - недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

       Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.

    • Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

    18 сл

    Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры: 

    • - нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения;
    • - несформированность культурно-гигиенических навыков;
    • - недостаточно выраженная способность к активному подражанию.

       Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка.

    • Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

    19 сл

    2-й этап. Текущая диагностика.

    • Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации.
    • Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.
    • Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют  карту индивидуального сопровождения, при необходимости вносятся коррективы  в сопровождение ребенка.
    • Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей, составляют индивидуальные и сводные профили адаптации. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.

    20 сл

    3-й этап. Итоговая диагностика.

    • Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ.
    • Метод: наблюдение.
    • Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ.
    • Результат: составляют сводную таблицу по уровням адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ. 
    • Результаты всех этапов диагностики обсуждаются воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем. В отношении каждого ребенка определяются и при необходимости корректируются меры поддержки.

    Слайд 15 (21)

    Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период: формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и  адекватных форм удовлетворения своих потребностей

    Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период: формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и  адекватных форм удовлетворения своих потребностей

    Слайд 16 (22)

    Последовательность 

     реализации 4 основных этапов

    адаптации ребенка к условиям детского сада

    1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с «новым» взрослым.

    Цель: формирование привязанности к воспитателю.

    Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт, вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания, стимулировать подражание, учить действовать по  просьбе воспитателя.

    Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки, доброжелательное внимание со стороны взрослого;

    Показатель того, что цель достигнута:

    • а) ребёнок охотно идёт от мамы к воспитателю;
    • б) улыбается, когда видит воспитателя;
    • в) успокаивается от общения с воспитателем;
    • г) обращается к воспитателю с просьбами, жалобами, вопросами

    2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно - игровой среде. 

    Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

    Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях,  придерживаться правил, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

    Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры - имитации, предметные игры, пример взрослого, его доброжелательное внимание.

    Показатель того, что цель достигнута:

    • а) ребёнок знает расположение и назначение помещений;
    • б) знает, где находятся предметы для его личного пользования: полотенце, расчёска, кровать и т. д.

    Слайд 17 (27)

    Рекомендации по организации образовательного пространства  

    Основная цель организации пространства группы – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей.

    • -определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками;
    • -соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;
    • -зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались «комнатки»);

        Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

        Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

        Мелкие игрушки-поделки для подарков детям, книжки-малышки для рассматривания и пр.

       Принципы организации  индивидуального  игрового взаимодействия с ребенком:

    • - педагогическое  взаимодействие следует за направлением внимания ребенка; взрослый называет предметы, игрушки, их функции, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках;
    • - используются естественные, повседневно возникающие, эмоционально насыщенные игровые ситуации;
    • - взрослый поддерживает все проявления активности ребенка, откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого;
    • - приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;
    • - усвоение правил протекает в игровой форме;
    • -обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.
    • - предусматривается профилактика и торможение отрицательных эмоций.

    Приемы предупреждения отрицательных эмоций у детей:

    • переключение внимания ребенка стихами, потешками;
    • организация игр с песком, водой;
    • рисование пальчиковыми красками;
    • организация игр с бытовыми предметами;
    • организация игр, раскрепощающих движения: пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки);
    • организация спонтанных  игр  (надувать щеки,  рвать бумагу, топать ногами);
    • проведение игр с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.).
    • игры с мыльными пузырями, воздушными шарами и пр.
    • 3-й этап.  Привыкание ребенка к  новой для него организации жизни.
    •    Цель: Помочь ребёнку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни.
    •    Задача:   формировать умение действовать по общим правилам;  
    •    Формы организации взаимодействия:  ролевые игры, упражнения; пример     поведения взрослого.

    Показатели того, что цель                     достигнута:

    • а) ребёнок легко следует режиму детского  сада;
    • б) сохраняет хорошее настроение во время бодрствования.
    • 4-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками.
    •     Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
    •    Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника - сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения.
    •     Формы организации взаимодействия:  парные, подгрупповые  игры, хороводные игры, положительный пример взрослого.

    Показатели того, что цель достигнута:

    а) ребёнок охотно играет с детьми;

     б) спокойно относится к тому, что во время приема пищи, одевания, умывания его обслуживают не первым;

        в) ребёнок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Оптимизация социальной адаптации дошкольников к условиям детского сада. Современный подход.

    Слайд 2

    В каждом городе нашей огромной страны есть место, где живет, растет и развивается целый мир, имя которому – Детство. Детство в маленьких ботинках Неуклюже входит в дом. Мир игрушек и картинок, Паровозик, кукла, гном. Мир волшебный, необычный, Он открыт со всех сторон, Мир, как будто бы привычный, Сам ребенок правит в нем. Мир загадок, где все ярко… Взрослый! Осторожно! Впереди Хрупкий, маленький подарок Детской, всеобъемлющей души… От того, кто встретит маленького ребенка в этом мире, кто посмотрит в его широко распахнутые и удивленные глаза, и кто улыбнется ему самой теплой и ласковой улыбкой, - зависит многое… Так кто же такой воспитатель, и каким он должен быть сегодня? Автор строк: Воротникова Л.Ф.

    Слайд 3

    Петерсон Л.Г. «Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство. Именно "здесь и сейчас" закладываются основы личности Человека будущего.

    Слайд 4

    Для того, чтобы адаптация ребенка 2,5-3 лет к новым социальным условиям прошла как можно спокойнее и быстрее, необходимо знать об особенностях этого возраста.

    Слайд 5

    Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок 2,5-3 лет не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

    Слайд 6

    Известный психолог Е.О. Смирнова - об особенностях дошкольника второго десятилетия 21 века: дети хорошо информированы , но развитие речи, мышления и умственных способностей не всегда соответствуют возрастной норме ; в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития; современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны; находятся в постоянном, непрерывном движении , их трудно удержать на одном месте; обладают " клиповым сознанием " , вскормленным рекламой и музыкальными роликами; дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки; низкий интерес к трудовым действиям; снижена фантазия, творческая активность ; личностное развитие связано с героями, на которых они равняются. Чаще всего это персонажи западных мультфильмов с супер-способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей; природа выступает чуждой, неизвестной средой .

    Слайд 7

    Эффективность профилактики эмоционального неблагополучия детей в период адаптации

    Слайд 8

    Адаптация (от лат. Adaptare - приспособлять) При этом выделяются два основных критерия адаптации ребенка: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). АДАПТАЦИЯ - ПРОЦЕСС ВХОЖДЕНИЯ В НОВУЮ СРЕДУ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ЕЕ УСЛОВИЯМ, СОХРАНЕНИЕ И ВЫРАБОТКА НЕОБХОДИМЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.

    Слайд 9

    Факторы, влияющие на адаптацию детей 2,5-3 лет к детскому саду : Особенности родителей и условий семейного воспитания Индивидуальные особенности детей (пол, возраст, темперамент и пр.) Особенности педагога и организации педагогического процесса

    Слайд 10

    Типичная схема дезадаптации ребенка РАЗЛУКА СТРАХ СТРЕСС СРЫВ АДАПТАЦИИ БОЛЕЗНЬ Таким образом, отрыв от матери и привычных условий провоцирует страх и стресс, что приводит к дезадаптации.

    Слайд 11

    У современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность Новая психо-дидактическая модель (ФГОС ДО): «изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на объемное взаимодействие в системе «взрослые, ребенок, сверстники»

    Слайд 12

    Модель взаимодействия детей и взрослых в детском саду в адаптационный период: сверстники ребенок педагог родители Игры, общение, формирование нового социального опыта

    Слайд 14

    Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации проводится в три этапа.

    Слайд 15

    Наблюдение – основной метод психолого-педагогической диагностики детей-дошкольников Общие правила эффективного наблюдения: - до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении; - определить цель, сформулировать задачу, составить (хотя бы мысленно) план или схему наблюдения; - искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому; - следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество особенностей наблюдаемого ; - не доверять однократному наблюдению , исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения; - - ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы; - сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи; - ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию; - привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;

    Слайд 16

    1-й этап. Первичная диагностика. Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребенка, его адаптационные возможности. Метод: анкетирование родителей наблюдение, беседа с родителями. Организация: анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. На основе ответов родителей на вопросы анкеты составляется психологический портрет ребенка с точки зрения его особенностей. Данные анкетирования дополняются беседой с родителями и наблюдениями воспитателей в первые дни пребывания ребенка в ДОУ.

    Слайд 17

    Наиболее информативными являются следующие диагностические параметры: - нарушение контакта с матерью по типу симбиотической привязанности или эмоциональной холодности, отчуждения; - несформированность культурно-гигиенических навыков; - недостаточно выраженная способность к активному подражанию. Выявляются тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка. Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.

    Слайд 18

    Разработка индивидуального «адаптационного» маршрута Индивидуализация работы с детьми - важнейшее условие их успешной адаптации к ДОУ. Необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов определяется следующими факторами: - различен опыт «отрыва» от матери; - различен уровень тренированности нервных процессов; - отличается социальное окружение по его составу, количеству, длительности, содержанию, эмоциональной насыщенности контактов; - по-разному организованы воспитание в семье, режим дня, занятия, форма поощрения и порицания; - дети отличаются по типу нервной системы; - дети отличаются по темпу как психического развития в целом: восприятия, движения и речи или их сторон (пассивной и активной речи, предметности и категориальности восприятия, целенаправленности и коорди-нированности движений). По результатам первичной диагностики составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период»

    Слайд 19

    2-й этап. Текущая диагностика. Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации. Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ. Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют карту индивидуального сопровождения, при необходимости вносятся коррективы в сопровождение ребенка. Результат : в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей, составляют индивидуальные и сводные профили адаптации. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.

    Слайд 20

    3-й этап. Итоговая диагностика. Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ. Метод: наблюдение. Организация : за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ. Результат: составляют сводную таблицу по уровням адап­тированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ. Результаты всех этапов диагностики обсуждаются воспитателем, педагогом-психологом и старшим воспитателем. В отношении каждого ребенка определяются и при необходимости корректируются меры поддержки.

    Слайд 21

    Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период: формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и адекватных форм удовлетворения своих потребностей. Основные потребности детей 2,5-3 лет: в безопасности в эмоциональном и игровом общении исследовании, развитии двигательной активности

    Слайд 22

    Последовательность реализации 4 основных этапов адаптации ребенка к условиям детского сада

    Слайд 23

    1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с «новым» взрослым. Цель: формирование привязанности к воспитателю. Задачи: удержать внимание на новом взрослом, установить контакт глаз, эмоциональный контакт , вызывать инициативу в общении, совместные положительные переживания , стимулировать подражание, учить действовать по просьбе воспитателя. Формы организации взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки, доброжелательное внимание со стороны взрослого;

    Слайд 24

    Показатель того, что цель достигнута: а) ребёнок охотно идёт от мамы к воспитателю; б) улыбается, когда видит воспитателя; в) успокаивается от общения с воспитателем; г) обращается к воспитателю с просьбами, жалобами, вопросами

    Слайд 25

    2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно - игровой среде. Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде. Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить ориентироваться в новых предметных условиях, придерживаться правил, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий. Формы организации взаимодействия: психотехнические игры, игры - имитации, предметные игры, пример взрослого, его доброжелательное внимание.

    Слайд 26

    Показатель того, что цель достигнута: а) ребёнок знает расположение и назначение помещений; б) знает, где находятся предметы для его личного пользования: полотенце, расчёска, кровать и т. д.

    Слайд 27

    Рекомендации по организации образовательного пространства

    Слайд 28

    Основная цель организации пространства группы – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. -определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками; -соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями; -зрительное уменьшение пространства (расположение мебели не по периметру, а так, чтобы образовались «комнатки»); Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному. Наконец, воспитатели готовят фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки. Мелкие игрушки-поделки для подарков детям, книжки-малышки для рассматривания и пр.

    Слайд 29

    Принципы организации индивидуального игрового взаимодействия с ребенком: - педагогическое взаимодействие следует за направлением внимания ребенка ; взрослый называет предметы, игрушки, их функции, когда ребенок на них смотрит, действует, держит в руках; - используются естественные , повседневно возникающие, эмоционально насыщенные игровые ситуации; - взрослый поддерживает все проявления активности ребенка , откликается на стремление ребенка к вниманию взрослого; - приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство; - усвоение правил протекает в игровой форме; -обучение и воспитание включено в происходящее взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей. - предусматривается профилактика и торможение отрицательных эмоций.

    Слайд 30

    Приемы предупреждения отрицательных эмоций у детей: переключение внимания ребенка стихами, потешками; организация игр с песком, водой; рисование пальчиковыми красками; организация игр с бытовыми предметами; организация игр, раскрепощающих движения: пальчиковые игры, сжимание пальцев (игрушки-пищалки); организация спонтанных игр (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами); проведение игр с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и пр.). игры с мыльными пузырями, воздушными шарами и пр.

    Слайд 31

    3-й этап. Привыкание ребенка к новой для него организации жизни. Цель : Помочь ребёнку как можно легче и быстрее привыкнуть к новой для него организации жизни. Задача: формировать умение действовать по общим правилам; Формы организации взаимодействия: ролевые игры, упражнения; пример поведения взрослого.

    Слайд 32

    Показатели того, что цель достигнута: а) ребёнок легко следует режиму детского сада; б) сохраняет хорошее настроение во время бодрствования.

    Слайд 33

    4-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками. Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности. Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам, отклик на эмоции сверстника - сорадование; формировать умение действовать сообща; обучать обмену действиями как способу общения. Формы организации взаимодействия: парные, подгрупповые игры, хороводные игры, положительный пример взрослого.

    Слайд 34

    Показатели того, что цель достигнута: а) ребёнок охотно играет с детьми; б) спокойно относится к тому, что во время приема пищи, одевания, умывания его обслуживают не первым; в) ребёнок спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

    Слайд 36

    Психолого-педагогическая поддержка родителей: Задачи: Показать родителям значимость проблемы адаптации и возможности ее решения; 2. Раскрыть роль семьи и детского сада в решении этой проблемы. Разработать план сотрудничества с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду; 3. Содействовать предупреждению возможной передачи тревоги и нервного возбуждения от матери к ребенку; 4. Создать условия для благополучного включения ребенка в новую социальную среду; 5. Устранить противоречия между возможностями ребенка и требованиями новой социальной среды.

    Слайд 37

    Основные показатели успешной реализации процесса адаптации : 1. Хорошие адаптационные показатели у ребенка: Настроение ребенка бодрое, установка ребенка на детский сад- положительная; Ребенок использует ритуалы прощания с родными, быстро отвлекается, относится к воспитателю с доверием; Нормализуется сон, аппетит; Положительное отношение к режиму и правилам жизни группы; Достаточно широкие и эмоционально – положительные контакты ребенка с детьми и взрослыми в детском саду, наличие у него коммуникативных и игровых навыков, адекватных возрасту. 2.Установлены отношения сотрудничества и взаимного доверия между родителями и педагогами в вопросах воспитания и развития ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптация дошкольников к условиям детского сада

    Адаптация дошкольников к условиям детского сада....

    Адаптация дошкольников к условиям детского сада.

    Адаптация дошкольников к условиям детского сада....

    Круглый стол по теме: "Адаптация дошкольников к условиям детского сада"

    Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питан...

    Консультация для родителей "Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада"

    Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное образовательное учреждение  в его жизни происходят ряд серьёзных изменений: безукориз...