Тихий час в детском саду
консультация по психологии

Shchetinina-Irina-Nikolaevna

Главная задача воспитателя в режимном моменте тихий час мягко и правильно настроить детей на сон, а не просто убедить, что нужно спать.  Данный материал содержит рекомендации для педагогов ДОУ по взаимодействию с детьми в соблюдении режимного момента "Тихий час" с примерами дыхательной гимнастики, а также стихи-баюкалки, пальчиковые игры-упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми,

в соблюдении режимного момента «Тихий час».

1. Дневной сон необходим для полноценного физического и умственного развития детей.  Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня.

  • Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит ребёнка справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (ребёнок лучше усваивает информацию).
  • Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить ребёнка спать. Получается, что сон порождает сон.

2. Бенджамин Спок в книге «Ребёнок и уход за ним» писал: «Отход ко сну должен доставлять ребёнку радость». Главной задачей является не просто убедить ребенка, что нужно спать, а настроить его на сон. Воспитатели должны использовать не только педагогические методы, но и показать детям свою любовь и волнение за них.

Главный залог спокойного сна у детей -  доброжелательная обстановка и Ваше спокойствие.

  • Сон должен проходить в хорошо проветренном помещении, защищённом от прямого попадания солнечных лучей и яркого света.
  • Важно помнить, что дети лучше настраиваются на сон, если во время подготовки к нему в группе создается спокойная обстановка. Для этого детей приучают спокойно совершать послеобеденный туалет, раздеваться и аккуратно складывать одежду, не бегать, не говорить громко.
  • Правило – соблюдать тишину, не мешать детям засыпать и спать – обязательно и для обслуживающего персонала. В связи с этим следует продумать, когда и где мыть посуду, как сочетать сон детей и уборку группы после обеда, как обеспечить наблюдение за спящими детьми.
  • Необходимо помнить, что сокращение или удлинение дневного сна вредно для здоровья ребенка и дезорганизует жизнь группы, создает дополнительные трудности в проведении воспитательной работы в вечернее время.

3. Можно побеседовать с детьми, рассказать им о том, что нашему организму нужен отдых, если мы не будем отдыхать, мы будем болеть, сравнить организм с техникой, которая может сломаться, если будет постоянно включена (например, телевизор, а у нас живой организм и нам, тем более, нужно хорошо отдыхать, чтобы восстанавливать силы.  При разговоре с детьми желательно упоминать слово отдыхать, а не спать.

4. Процесс подготовки ко сну надо начинать после обеда, после выхода из-за обеденного стола. Задать спокойный тон, рассказать о том, что младшие дети уже спят и нужно вести себя тихо, не топать ногами, не двигать шумно стулья при раздевании.

5. Перед укладыванием рекомендуем провести своеобразный ритуал – дыхательную гимнастику, (2-3 упражнения),  почитать «стихи – баюкалки»

Примеры дыхательной гимнастики

«Роза и одуванчик»

Инструкция:

  1. Становимся прямо, представляем, что в руке держим розу, вдыхаем её аромат.
  2. А в другой руке — одуванчик. Дуем на него, выдыхая.
  3. Повторяем 3–4 раза.

«Дыхание»

- Тихо-тихо мы подышим, 
Сердце мы своё услышим.

Инструкция:

  1. Начальная поза — стоя, ручки вытянуты по швам.
  2. Делаем вдох через нос до тех пор, пока воздух не начнёт расширять грудную клетку.
  3. Замираем на 4–5 секунд.
  4. Выдох тоже делаем через нос.
  5. Повторяем 2–3 раза.

Примеры «стихов - баюкалок»

Тихий час


В детском садике у нас
Тихий час.
В этот час нам нужна
Тишина.
Мы сказали: – Чок! Чок! Чок!
Язычок,
Закрываем тебя
В сундучок.
Запираем сундучок
На крючок.
Все ребятки на кроватки,
Все молчок!
Потому что у нас
Тихий час.
Потому что нужна
Ти-ши-на.     (Н. Лоткин)

Тихий час

Тихий час. Глаза устало

Закрывает детвора.

Им подушки с одеялом

Нежно шепчут«Спать пора».

Дядя Сон и тетя Дрема

Веют сонный порошок,

Кира, Настенька и Тема

Повернулись на бочок.

Добрый гном волшебный зонтик

Над кроватками раскрыл,

И, его вращая, детям

Двери в сказку отворил.

Там красавица царевна

Заколдованная спит,

А Лисичка Патрикеевна-

Зайку с гусем сторожит.

Каю дома не сидится

В снежный он попал дворец,

Рыба-кит, для Царь-девицы,

Достает со дна ларец.

Высоко на небосклоне

Умка с мамою живет,

Сыплет звезды он в ладони

Поиграть с собой зовет.

Тихий час. Уснули дети

В царство сонное летят

На серебряной ракете

Только носики сопят.

                                    (И. Пасынкова) 

Тихий час

Тихийтихийтихий час

Наступает вновь у нас!

Надо спать ложиться нам,

Сон приходит снова к нам.

Все ложатся спать ребятки,

Даже спят и все зверятки.

Надо, надо спать друзья!

Нам без сна, совсем нельзя!

(Л.Воронина)

Волшебный сон

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко, ровно, глубоко…

Наши ручки отдыхают,

Ножки тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)  

                                                   (Н.Яковлева)

Пальчиковая игра-упражнение

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж заснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише, тише, не шумите.

Пальчики вы не будите…

              ( Загибаем пальчики на открытой ладони поочерёдно от мизинца до большого)

6. В качестве сигнала к засыпанию рекомендуется придумать какую-то короткую фразу. Например, «Мальчики и девочки глазки закрывают, быстро засыпают».

7. Возможно, использовать метод поощрения, как  один из способов корректировки детского поведения. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Вариант №1 «Кто уснёт первым».

Вариант №2 «Поощрительные бонусы в виде маленького сюрприза» (наклейки и т.д.)

Очень важно и то, как пробуждаются дети.

8. Рекомендуем также соблюдать правило  тишины. Дети не только просыпаются в тишине, но одеваясь и, приводя себя в порядок, стараются не шуметь, чтобы дать возможность проснуться в тишине остальным детям. Не открывая жалюзи,  тихим голосом говорить, что пора вставать. Когда проснувшиеся детивстают, открывать жалюзи на окнах и потихоньку начинать будить тех, кто еще не проснулся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Тихий час в детском саду"

Неско  советов воспитателям о том, как правильно организовать дневной сон малыша. О пользе сна для дошкольников...

Консультация для родителей «Тихий час в детском саду»

В детском саду – тихий час. Дети спят, и, кажется, что ничего не происходит. Но это только кажется. Не спит мозг....

Тихий подвиг воспитателей детских садов в годы Великой Отечественной Войны

Тихий подвиг воспитателейдетских садов в годы  Великой Отечественной ВойныСколько надо ласки и заботыВсех одеть и каждого обнять.Благодарная и трудная работа-Ежедневно маму заменять.Страницы дошк...

Тихий подвиг воспитателей детских садов в годы Великой Отечественной Войны

Тихий подвиг воспитателейдетских садов в годы  Великой Отечественной ВойныСколько надо ласки и заботыВсех одеть и каждого обнять.Благодарная и трудная работа-Ежедневно маму заменять.Страницы дошк...

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мал

Описание решения педагогической ситуацииВ каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в гру...

Тихий час в детском саду

Тихий час в детском саду (советы педагогам по организации дневного сна в детском саду)...