Тихий час в детском саду
консультация

Демьяненко Светлана Сергеевна

Тихий час в детском саду (советы педагогам по организации дневного сна в детском саду)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihiy_chas_v_dou.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тихий час в детском саду

На заметку педагогу и родителям (из лекций Метеновой Н.М.)

Детям дошкольного возраста сон необходим как ночной, так и дневной. Во сне ребенок восстанавливает силы, клетки головного мозга обогащаются кислородом. Во время сна вырабатывается гормон роста. Чтобы сон был полноценным, необходимо условие: для маленьких детей до начало сна необходим спокойный, умеренный голос взрослых, никаких эмоций. Очень хорошо использовать колыбельные песни в аудиозаписи (если город хороший у педагога, то можно петь самим). Доказано учеными, что если ребенок в раннем возрасте слушает колыбельные песни, то у него не будет страхов.

Воспитателю важно сделать хорошую подборку колыбельных песен и потешек. (Баю-баю-баиньки, прилетели чайки, стали крыльями махать, наших деток усыплять……

Бай-бай, бай-бай, ты собачка не лай, и в гудочек не гуди, наших деток не буди….).

Текст потешек можно повторять многократно, ритм и повторы способствует снятию психоэмоционального напряжения.

Детям постарше можно включать музыку П.И. Чайковского, «Времена года», «Осень» (спокойная музыка, релаксационного характера, способствует засыпанию).

Упражнение «Разноцветный зонтик сновидений»

Каждого ребенка можно поставить под зонтик и спросить, что ты хочешь, чтобы тебе приснилось сегодня в тихий час? Зонтик у меня волшебный, он услышит обязательно загаданное приснится.

Такое упражнение развивает речь ребенка, его воображение. После сна необходимо каждого ребенка спросить, выполнил ли зонтик загаданное желание. Пусть ребенок расскажет свой сон. Упражнение позволяет узнать о страхах ребенка.

 Упражнение «Волшебный коврик»

Поставить каждого ребенка на красивый коврик, попросить закрыть глаза и представить свою любимую игрушку, которая обязательно должна прийти  к нему во сне (можно предложить представить любимый мультфильм или сказку).

Подведение итогов (перед дневным сном).

Необходимо подвести итог, чтобы ребенок заснул с хорошим настроением, с положительными эмоциями.

Перед тем, как положить детей спать на дневной сон, педагог говорит детям:

Дети, наступил полдень, мы с вами прожили половину дня. А кто нам сегодня скажет «спасибо»? Спасибо вам сказали птицы, вы устроили им настоящий праздник, столько корма им принесли, и они махали вам крыльями и благодарили на своем птичьем языке. Спасибо вам скажет дворник за то, что ни одной бумажки на участке нет, спасибо вам скажут родители, за то, что после прогулки положили сушить мокрую одежду. Вас сегодня благодарила Анна Петровна, наш младший воспитатель, вы не оставили ни одной крошки на столе, спасибо вам говорил Незнайка, за то, что вы научили его пользоваться носовым платком и Кот Матроскин, за то, что вы научили его правильно мыть руки.

Спасибо вам дети, хочу сказать я, за то, что вы добрые, дружные, и такие вежливые, вы самые вежливые дети на свете. Вы так говорите слова «Спасибо, до свидания, здравствуйте», как настоящие волшебники. Я люблю вас!

Должна быть традиция создавать положительные эмоции, подведя итог этому прожитому времени.

Упражнение «Волшебное перышко»

Можно подходить к каждому ребенку с волшебным перышком и говорить что-то хорошее, доброе. Например, Ниночка так сегодня сервировала стол, что мне хотелось у нее поучиться этому. А Коля, как он распахнул дверь, как настоящий рыцарь. И так сказать о каждом ребенке, и неважно были эти события вчера или сегодня, главное, что это хорошие слова, которые поддерживают положительные эмоции детей. Сказать, что вы подойдете к каждому ребенку, прикоснетесь к одеялу, и ребенок сразу же закроет глазки и уснет. И вот уже сон полетел к Кате, к Ане, к Тане, к Антоше. А вот к Саше сон никак не долетит, он еще глазки не закрыл (педагог подходит к кроватке каждого ребенка и касается перышком его одеяла).

Упражнение «Перышки в подушке»

А знаете ребята, что подушка наполнена разными сказками! Вы удивлены? Да, да, именно наша подушка хранит очень много разных сказок. А знаете почему? Потому что в подушке есть перышки разного цвета (серые, белые, желтые, коричневые и даже голубые). Эти перышки носили птицы, а птицы летали везде и многое видели. Летали по морям и разным странам. Перышки у птиц запомнили все что видели и все что слышали. Предлагаю вам положить головку на свою подушечку, тихонько лежать, закрыть глазки и послушать сказку, которую вам расскажут волшебные перышки.  

Перед сном должна быть традиция читать книги. Нельзя читать веселые рассказы и сказки, где происходит очень много событий (дети возбудятся и не смогут успокоиться). Читать детскую литературу необходимо ровным тоном, спокойным голосом, без эмоций. Для чтения подойдут произведения о природе и животных следующих авторов – Пришвина, Чарушина, Бианки, Паустовского, Сладкого, Житкова, Толстого, Ушинского, стихи Тютчева, Фета, Есенина. Эти классические произведения помогут снять напряжение, способствуют обогащению детей.

Медицинские работники рекомендуют делать легкий массаж переносицы, плечевого пояса подушечками пальчиков. Можно проводить пальчиком от кончика носа к переносице и круговыми движениями вокруг глаз.

Завершающая релаксация перед сном (звучит ровным тоном, спокойным голосом, без эмоций, ласковой интонацией).

Глазки закрываются, реснички опускаются

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Будто мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке.

Светит солнышко сейчас, руки теплые у нас.

Напряженье улетело и расслаблено все тело, руки не напряжены и расслаблены.

Ноги не напряжены и расслаблены.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Релаксацию можно проводить несколько раз подряд (многократно), пока не увидели, что дети начинают засыпать. В спальне должна быть абсолютная тишина, но нельзя говорить шепотом (этим можно заставить детей прислушиваться). Очень важно знать, что первые 5 минут сон у ребенка поверхностный и любой легкий шум и звук может помешать войти в фазу глубокого сна.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Тихий час в детском саду"

Неско  советов воспитателям о том, как правильно организовать дневной сон малыша. О пользе сна для дошкольников...

Консультация для родителей «Тихий час в детском саду»

В детском саду – тихий час. Дети спят, и, кажется, что ничего не происходит. Но это только кажется. Не спит мозг....

Тихий подвиг воспитателей детских садов в годы Великой Отечественной Войны

Тихий подвиг воспитателейдетских садов в годы  Великой Отечественной ВойныСколько надо ласки и заботыВсех одеть и каждого обнять.Благодарная и трудная работа-Ежедневно маму заменять.Страницы дошк...

Тихий подвиг воспитателей детских садов в годы Великой Отечественной Войны

Тихий подвиг воспитателейдетских садов в годы  Великой Отечественной ВойныСколько надо ласки и заботыВсех одеть и каждого обнять.Благодарная и трудная работа-Ежедневно маму заменять.Страницы дошк...

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мал

Описание решения педагогической ситуацииВ каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в гру...

Тихий час в детском саду

Главная задача воспитателя в режимном моменте тихий час мягко и правильно настроить детей на сон, а не просто убедить, что нужно спать.  Данный материал содержит рекомендации для педагогов ДОУ по...