Счастье детства
статья по психологии

Оксана Николаевна Бражникова

Советы родителям и педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_schaste_detstva.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

СЧАСТЬЕ ДЕТСТВА

Разработка коррекционно-развивающего мероприятия в условиях инклюзии с участием детей с РАС.

План

1. Заветы педагога

2. Ода театру

3. Создание среды

Как часто мы размышляем о смысле жизни? О значении вещей и отношений, о нашем месте среди них? Но и на это у нас не хватает времени... А на вопрос, что самое главное в нашей жизни? Мы, родители и педагоги, не задумываясь, ответим: «Конечно, дети – их счастливое, здоровое и беззаботное детство!» И как мы, взрослые, должны относиться к ним? Как научиться грамотно реагировать на их проблемы и трудности? Как сделать так, чтобы нашим детям было легко жить рядом с нами?

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, - переживает вместе с ребенком много вдохновляющих минут, не раз следуя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает»  – писал Януш Корчак, польский педагог, прославившийся в 20-е годы прошлого столетия своей книгой «Как любить детей».  А под словом «воспитатель» подразумевается не только опытный педагог, а любой близкий ребенку человек, принимающий непосредственное участие в его жизни. Корчак своим педагогическим трудом сломил устоявшиеся тогда авторитарные методы воспитания, многое из его книг актуально и сейчас, особенно для требовательных родителей. Может стоит пересмотреть свои позиции?

С ранних лет мы растем в сознании, что большое – важнее, чем малое. Неприятно вставать на цыпочки и не дотянуться, трудно мелкими шажками успевать за вечно торопящимися родителями. А в толпе малыша не заметят и толкнут. Как порою неудобно, неприятно быть маленьким. Ребенок маленького росточка, легонький, кажется такой напуганный и любопытный. Мы должны наклониться к нему, нагнуться. Что еще хуже – малыш слаб. И его можно поднять, подбросить вверх, усадить против воли, остановить на бегу и свести на нет все его усилия, мы даже можем на него прикрикнуть и пригрозить жестом. Каждый раз у нас в запасе остается сила, и ребенок знает, что обязан уступить. Мы учим на собственном примере пренебрежительно относиться к тому, кто слабее (не только в физическом плане). А еще сильнее хуже, если ребенок болен, а в ушах и в голове у его мамы громким колоколом и под барабанную дробь звучит страшный диагноз, словно приговор: «Аутизм. Ваш ребенок с РАС». Столько было надежд, столько ожиданий, столько планов на несколько лет вперед, столько не раздаренной любви уготовано для  него – самого любимого… И что теперь делать? Как с этим жить?

Вот здесь и кроется первая большая проблема непринятия нормотипичными детьми – детей с РАС. Проблема непринятия больных деток детьми здоровыми – это ведь проблема нас, взрослых, которые через свое отношение к ним могут познать самих себя, свое умение и способность сострадать ближнему, что и является мерилом настоящего человека… Своим отношением мы показываем пример, который наиболее приемлем или наоборот недопустим в общении с особыми детьми.

Дети нуждаются в нашей помощи, но не насильственной. Этим маленьким человечкам нужен не надсмотрщик, а друг – человек, который покажет, расскажет, объяснит, научит и выслушает. Заставлять ребенка что-то делать – это худшее, ведь нужно вызвать интерес к данному делу, увлечь его. К нашим детям необходимо прислушиваться и постараться их понять. Малыш сам не читал книг, не видел жизни, он только в самом ее начале, и это начало нельзя омрачать. Задача педагога наставить его на путь истинный, посоветовать, помочь, он этого заслуживает! Мы, взрослые, все решаем за детей. А ведь и правда, кто станет спрашивать его мнение? Но ребенок – такой же человек, как и все. И не важно, сколько тебе лет – 5 или 50. Но эти все правила могут замечательно сработать с обычными здоровыми детьми! Детки с РАС особенно уязвимы и сложны в моментах, когда их стараются чему-то научить. Они ждут нашего особого подхода, и им в общем-то хорошо так, как они себя чувствуют и ощущают в нашем мире «здесь и сейчас», им комфортно наедине с собой, им может быть часами интересно смотреть в потолок, наматывать нити в клубок или стучать пальчиками по шелестящему пакету. Малыш с РАС не умеет общаться, не умеет играть, не испытывает привязанности и особенных трепетных чувств, он будто бы находится в какой-то неведомой нам другой параллельной реальности. И когда мы, взрослые, пытаемся его как бы перетащить в свою реальность, то именно в этот момент мы встречаемся с самой неприятной стороной проявления этого психического расстройства – с нежелательным поведением. И оно чаще всего бывает настолько ужасным и страшным, что опасаешься не только за жизнь и здоровье ребенка, но и за свое.

Любой ребенок – человек, а значит, имеет право на уважение окружающих. Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Развиваем достоинства, подавляем недостатки. Направляем, поправляем, приучаем. Мы распоряжаемся и требуем послушания. Это все так и есть! Но! Мы, взрослые, должны быть для своих детей (воспитанников и подопечных) не просто педагогами-специалистами, а понимающими, принимающими и созидающими наставниками-вдохновителями и любящими ангелами-хранителями. Легко быть судьями поступков и поведения, но безумно сложно наперед предугадывать переживания, расстройства и усталость ребенка, его любые душевные движения и мысли. И именно с детками с РАС необходимо обладать такими человеческими качествами, мало быть специалистом – важнее всего просто любить детей и свою работу с ними.

То, что для нас кажется совершенным пустяком, бесполезной вещью – для ребенка может быть удивительным миром открытий и волшебства. Может, поэтому дети так ценят ничего не стоящие пустячки, вызывающие у нас удивление и жалость: единственная по-настоящему собственность, свое богатство – пакетик, шнурок, коробочка, камешки, ракушки, бусинки. Для детей с аутизмом особенно важны такие мелочи и детали, потому что они чаще всего служат эффективным средством успокоения и умиротворения.

Особенному волшебному театру быть!

Я долго думала над тем, какое же совместное мероприятие в условиях инклюзии на развитие деток по многим направлениям будет наиболее приемлемым и интересным. И вспомнила, как когда-то 4 с половиной года назад я ввела в своей группе кукольный театр. Тогда я работала на должности воспитателя в младшей группе с нормотипичными детьми. Это был возраст 3-4 лет, возраст «почемучек», «я сам», «нехочух» и, конечно, всем известный кризис «трехлеток». Но плюс ко всему передо мной были такие яркие и разные по пластичности кусочки глины, передо мной были разнообразные по структуре и плотности губочки, передо мной были уже личности, открытые миру. А мне как педагогу надо было помочь их наполнить самым важным и необходимым, придать форму и помочь раскрыться всем талантам. Тогда и пришла идея с театром. Благо в группе уже была конструкция для бумажного театра. Куколки у меня были свои, которые надевались на руку, а потом я нашла и купила 10 пальчиковых зверят. Вот все эти куколки и пальчиковые зверята рассказывали малышам правила хорошего поведения, правила дорожного движения, правила поведения за столом и во время еды, во время занятий и так далее и тому подобное. Ну и, конечно, иногда я им рассказывала с помощью куколок сказки. Было очень здорово! Дети успешно развивались просто на глазах.

И я уверенна, что и сейчас, именно в условиях инклюзии, объединив всех деток, было бы эффективным начать реализовывать свой детсадовский театр. Это именно то самое мероприятие, которое поможет нам, педагогам, развить в детях не только творческие способности, но и способности зрительного, слухового, тактильного восприятия, моторной сферы, речи, желательных форм поведения, навыков социального взаимодействия и, конечно, доброжелательного отношения друг к другу.

Но чем именно играть в кукольный театр? Конечно, можно купить готовых красиво сшитых героев. Но мне кажется, что лучше всего будет предложить родителям принять участие в подготовке героев для своих детей. Пусть у каждого ребенка будет свой герой (куколка надевается на руку, так гораздо реалистичнее получится ей управлять), неважно, как он будет выглядеть, важнее каким качествами и умениями мы наделим его с детьми в процессе театральных постановок.

Раскрываемся через куколку

И если ребенок очень стеснителен и замкнут, любит петь и рассказывать стихи, но боится публичных выступлений – вот как раз через куколку он раскрепоститься. В театре все герои детей будут петь, говорить и рассказывать стихи, будут также импровизировать, то есть если ребенок немного по-своему (своими словами) будет рассказывать известную сказку, то ничего страшного. Для постановок театральных сценок детям можно предложить самостоятельно выбирать музыку для роли или танцевальные движения. А еще можно предложить деткам сочинять сказки наоборот или придумывать конец известной истории. И тогда может даже получиться так, что три озорных поросенка и семеро бойких козлят обижают беззащитного увальня-волка. А бабушка из сказки «Красная шапочка» не будет съедена, потому что она, например, успела спрятаться в шкафу. А маленькая Красная шапочка, встретив серого волка, смело кричит, призывая на помощь, и в это время лесорубы слышат ее, спешат к ней на встречу и спрашивают, мол, кто же тут такой маленьких обижает? Волк пугается и удирает в самую чащу леса. То есть можно любую сказку, которая не очень хорошо заканчивается, переделать на свой лад, тем самым не потеряв главный смысл (чему учит сказка). Ведь сказки, придуманные детьми, могут быть гораздо добрее и интереснее настоящих.  

На роль становись!

Конечно, в организации данного мероприятия как постоянного занятия или даже кружка могут возникнуть трудности. Не все дети готовы будут играть роли. Поэтому задача педагога занять всех детей и каждому как в настоящем театре отвести свою роль-обязанность. То есть пусть будут декораторы, костюмеры, организаторы, ассистенты и режиссеры-постановщики. Один приносит и раскладывает всех кукол, другой рисует декорации и фоны, третий придумывает новую одежду или украшения для кукол, четвертый выступает просто голосом «слова автора за кадром», пятый озвучивает простые звуки.

Вот как раз с подражаний можно начать работать в театре с детками с РАС. Особенно, если это неговорящий ребенок. Например, он озвучивает как лает собака, мяукает кошка, пищит мышь, шипит змея или каркает умная ворона. Можно также деткам с РАС дать возможность оживить и озвучить волшебные предметы, которые так часто в сказке умеют говорить и выполняют не просто эпизодическую роль.

«Плохая» роль

Но в сказках и в любых театральных постановках-сценках есть как положительные, так и отрицательные герои. И вполне могут возникнуть трудности с поиском актеров на роль злого отрицательного героя. Скорее всего «плохая» роль будет ассоциироваться у ребенка с самим собой. А ведь никто не хочет выглядеть плохим! Здесь важно педагогу донести до ребенка, что отрицательная в этой истории только сама кукла, а не он и что это очень важная миссия и задача через куклу объяснить и показать другим деткам как делать нельзя. А для самого ребенка такая роль – это возможность сбросить с себя груз отрицательных эмоций, спрятавшись за куклу как за ширмочку. А чтобы не было никому обидно, необходимо выстроить график проигрывание ролей, пусть у каждого ребенка будет возможность реализовать себя в разных ролях. Для того, чтобы детки лучше и легче раскрывались можно для них организовать своеобразные уроки актерского мастерства. Такие мини-этюды, на которых дети пробую оживить мимикой и жестами своих будущих героев. Например, разделить детей на две команды, одна изображает с помощью мимики и жестов эмоцию, а другая угадывает. Такие этюды тренируют эмоциональную чуткость. Можно также разыграть этюды на память и внимание. Например, два ребенка становятся напротив друг друга, один малыш изображает 2-3 эмоции обезьянки, а второй малыш через 3 секунды должен повторить тоже самое и в такой же последовательности. Или, например, дети сочиняют сказку с помощью игрушек, разложенных на столе. После того как кукол уберут, надо воспроизвести, в какой последовательности они выходили на сцену, вспомнить сюжет.

Театр помогает научить детей дружбе и взаимопониманию. Можно ставить такие сюжеты, в которых дети с агрессивным поведением, будут учиться сопереживать и помогать. После того как детки освоят кукольный театр – можно расширить возможности и увеличить потенциал. Теперь это не маленькая ширма, а детки не прячутся за своими куколками – теперь детки настоящие актера и с помощью импровизированных костюмов играют разные роли сами.

Главные сказочные уроки

Но каждая сказка, которую мы поставим в нашем театре, должна непременно чему-то учить, что пригодится в реальной жизни. Например, дети разыгрывают сказку «Теремок». Помните, как медведь лезет в теремок и все разрушает? Так в песочницу, где мирно ковыряются детки, вдруг приходит ребенок постарше и учиняет погром. Конечно, можно устроить «Большой рев», но лучше попробовать обойтись своими силами: либо не пустить, либо спасаться бегством, если силы не равны. Какой полезный вывод? Ребенок должен быть готов к неожиданностям. Не все к нам приходят с добром. И бывают случаи, когда удирать не стыдно, а нужно.

Или вот сказка «Кот, петух и лиса». Педагогу необходимо обратить внимание на то, что Петух не хотел ослушаться Кот, совсем не хотел нарушить его запрет, но его глупое любопытство оказалось сильнее. Петушок забывает обо всех предостережениях, потому что ему хочется получить горошка. Это для нас горох – пустяки, а для таких «петушков», как наши дети, очень даже соблазнителен. У ребенка другая шкала ценностей, и родителям важно знать на что он «клюнет». Но это на будущее, а пока важно обращать внимание на хитрых лисиц, которых не надо слушать и на то, что спасло «петушка». Ведь он до последнего кричал и звал на помощь, не смирившись с тем, что скоро возможно будет съеден. Какой полезный вывод? Нельзя быть таким наивным! Не покупайся на лестные предложения и если тебя обхитрили, и ты попал в беду, то всегда зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, и подмога придет.

Еще хороший пример сказки – «Заюшкина избушка». Здесь детям важно донести через роли, что доверие к людям хоть и хорошая черта, но вот слепая доверчивость опасна. Зайка наивный поверил хитрой лисе, а спас его храбрый и умный петушок. Какой полезный вывод? Никого не пускайте домой, когда вы одни. Не открывай дверь, никому не говори, что дома никого нет, а вдруг это хитрая лиса пришла.

Конечно, в театре мы можем поставить немало сказок, подтверждающих одну истину – безвыходных ситуаций не бывает. Например, сказки «Маша и Медведь», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

А вообще в сказках для малышей немало запретов, потому что дети доверчивы, наивны и открыты. И это надо обязательно учитывать, когда будете ставить сказки и разыгрывать роли с детьми.

Мир, который окружает

Мы, педагоги, знаем не понаслышке, что занятия музыкой, танцами, и вообще, все «специальные» занятия – это и есть творческое развитие ребенка. Но гораздо важнее условия, в которых он растет. Основная черта детства – постоянное стремление преображать и познавать мир вокруг себя. Вот пустая коробка из-под обуви превращается в корабль, ложка – в самолет, старая потрепанная кукла – в добрую фею. Образы окружают и теснятся вокруг ребенка. Ребенок легко поверит в то, что игрушки живые и умеют разговаривать, а солнце может ласково обнять его своими руками. Малыши могут перевоплотиться в сильного рыцаря, в прекрасную принцессу и даже в огромного дракона – и вот уже развивается сюжет, кипят страсти, и театр наших маленьких актеров наполняется новыми героями и талантами.

Как важно научить деток с РАС играть! Любой ребенок лучше всего воспринимает информацию, в том числе обучающую, именно через игру. Если ребенок с аутизмом освоит навыки игры, пусть это пока даже будут механические действия, то весь процесс обучения и развития пойдет в гору, гораздо быстрее и легче.

Ведь творчество – это жизнь души. Михаил Чехов определял его как непреодолимое желание что-то создавать. Творчеству сложно обучить, но возможно заразить им ребенка, для этого необходимо создать условия.

Театр – это один из видов психологии творчества и о нем написано немало научных трудов, но как точно о нем в несколько строк сказала поэтесса Анна Ахматова: «Когда б вы знали из какого сора, растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда.». И, действительно, перефразируя, можно сказать, что творчество вырастает прямо из того мира, что окружает нас. И самые простые, порой прозаические вещи питают его, порождая удивительные образы и раскрывая таланты.

Использованная литература

1. М.В. Ермолаева. Л.Г. Миланович. «Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста». М.: Институт практической психологии, 1996

2. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада». М.: Просвещение, 1984, с.109, с.154, с.97

3. Под редакцией профессора Т.Д. Марцинковская. «Детская практическая психология». М.: Гардирики, 2003

4. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира у детей», Ярославль, Академия Развития, 1997

5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», Ярославль, Академия Развития, 1997

6. Библиотека Ю. Гиппенрейтер. Януш Корчак «Как любить ребенка». Издательство: АСТ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Маленькое Счастье для мамы (Изготовление русской народной куклы на счастье)"

В настоящее время очень много игрушек у наших дошкольников и очень важно научить их самостоятельно мастерить игрушки. Начнем с игрушки всех и девочек и мальчиков, и подарком для мамы КУКОЛКА СЧАСТЬЕ....

сценарий к Международному Дню счастья "Кусочек счастья"

В 2012 году ООН провозгласила 20 марта Международным днем счастья с целью поддержать идею о том, что стремление к счастью является общим чувством для всех людей нашей планеты....

Конспект по изобразительной деятельности «Счастливый мир детства! Счастье – оно есть!»

Цель: создание социальной ситуации развития посредством  изобразительной деятельностиЗадачи: создать условия для развития овладения средствами рисования, в том числе работы с изобразительными мат...

Изготовление декораций по сказке Б. Немцовой "Счастье Яромила", программа Миры детства

Ещё в начале месяца ребята группы "Лучики" изготовили декорации для реализации проекта по сказке Божены Немцовой "Счастье Яромила". Вместе с родителями дома дети изготавливали фигу...

"Мир пусть будет на планете! Счастья – взрослым, Счастья – детям!"

Данный сценарий предназначен для организации и проведения Праздника Победы. Расчитан для детей старшего дошкольного возраста.Цель мероприятия:знакомство с героическими страницами истории нашей страны,...

Утренней акции «А у Вас тоже так было? Воспоминания из детства» вкус детства «Золотой ключик» к «Недели психологии «Путешествие в мир детства» в МБДОУ №73 «Веснянка»

Утреннея акция «А у Вас тоже так было? Воспоминания из детства» вкус детства «Золотой ключик» к «Недели психологии «Путешествие в мир детства» в МБДОУ №7...

Новогодний флешмоб «Счастье. Детство. Новый год!».

Во всех детских садах перед Новым годом  создается волшебная атмосфера добра, радости, света, активно проходят новогодние утренники, организованы выставки поделок и рисунков детей, в группах рабо...