Тренинг для педагогов на сплочение коллектива "Командообразование"
учебно-методический материал по психологии

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение. В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал. Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_na_splochenie_kollektiva.docx199.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на сплочение коллектива

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия; совершенствование коммуникативных навыков; вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Задачи:

  • Формирование благоприятного психологического климата
  • Развитие умения работать в команде
  • Сплочение педагогического коллектива
  • Повышение коммуникативных навыков педагогов

Ход тренинга:

  1. Приветствие

Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер. Педагоги выбирают для себя одну из пяти фигур, знакомятся с краткой характеристикой соответствующих форм. При желании проводится обсуждение выборов участников.

Краткие психологические характеристики соответствующих форм:

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы — вот основные качества истинных Квадратов.

Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности.

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять ситуацией, решать не только за себя, но и, по возможности, за других, ведут Треугольника к постоянной готовности борьбы и даже соперничества.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми разными, но объединяет их одно — значимость изменений.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода.  Они стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни.

КРУГ

Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Круг — самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью. Круги — лучшие коммуникаторы благодаря своему умению слушать собеседника. Они обладают высокой чувствительностью, способны сопереживать. Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда — в ущерб делу или себе.

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы, скорее всего, истинный инакомыслящий. Вам еще в большей степени свойственны образность, интуитивность. Строгая, последовательная дедукция — это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим трудно понять Зигзагов.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи.

Психологический климат — это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

В каждом тренинге есть правила. 

  • Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Говорю за себя.
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Безоценочность суждений.
  • Активность.

  1. «Рулончики» или камни Марблс

Участники передают друг другу рулон туалетной бумаги. Каждый отрывает столько кусочков, сколько хочет (чем больше тем лучше). Когда каждый определился, ведущий определяет правила игры 6 «Каждый из вас должен рассказать о себе столько фактов (правдивых), сколько у него оторванных клочков».

  1. «Мы с тобой похожи тем, что…»

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т. д.)

Обсуждение: Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что интересное узнали?

  1. «Говорящие руки»

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам:

  • Поздороваться с помощью рук.
  • Побороться руками.
  • Помириться руками.
  • Выразить поддержку с помощью рук.
  • Пожалеть руками.
  • Выразить радость.
  • Пожелать удачи.
  • Попрощаться руками.

Обсуждение: что было легко, что сложно? Кому из было сложно молча передавать информацию? Кому легко?

  1. "Молекулы"

Представьте себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

После выполнения упражнения спросить:

- Как вы себя чувствуете?

- Все ли соединились с теми, с кем хотели?

  1. «Домики, жители, землетрясение»

Группа делится так, чтобы 2 человека были домик (подняв руки и держась за руки над головой), а третий был «В домике». Ведущий может использовать три команды: «Домики» - домики должны распасться и бежать к другому «жителю» и создать новый домик (новый домик можно образовывать с другими игроками); «Жители» - жители меняются домиками; «Землетрясение» - все разбегаются и ищут новое место, при этом «домики» могут стать «жителями» и наоборот.

Обсуждение: что было легко, что сложно? Все соединились с теми, с кем хотели или наоборот?

  1. «Кто быстрее?»

Коллектив делится на группы 2-4 (волшебный мешочек с камешками Марблс), которые по сигналу должны построить заданную геометрическую фигуру, не общаясь между собой.

Фигуры для построения:

  • Круг
  • Треугольник
  • Квадрат
  • Косяк птиц
  • Цифру 3 и т.д.

Обсуждение: что получилось выполнить? Что мешало, а что помогало?

  1. «Мигалки»

Группа делится на две команды, можно каждому участнику выбрать себе пару. Один участник остается без пары или ведущий становится участником. Первая группа сидит в кругу на стульях лицом внутрь, одно место свободно. Втора группа стоит за спинками стульев и руки опущены вниз. Тот из участников, кто сидит за пустым стулом, пытается переманить к себе на стул кого-нибудь из сидящих, подмигивая ему. Когда кто-нибудь из сидящих пытается убежать на свободный стул, задача того, кто стоит за ним – не дать ему тому это сделать, то есть осторожно поймать за плечи и не пустить.

Обсуждение: всем было комфортно или испытывали сложности?

  1. «Подарок группе»

Наша встреча подходит к концу, давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе.

 Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

  1. «Рукопожатие»

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Мы все были активны, слаженно взаимодействовали в команде. Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до 10, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием.

Не забывайте, что мы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе мы сила! Спасибо всем за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива

В любом коллективе(учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченност...

Тренинг для педагогов ДОУ "Сплочение коллектива"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  тренинга дл...

КОНСПЕКТ занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение коллектива», с использованием игровой и телесно-ориентированной технологии.

Цель: создать условия для сплочения педагогического коллектива.Задачи:Способствовать улучшению эмоционального контакта между членами педагогического коллектива.Познакомить с играми и упражнениями на с...

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива

Профессия педагог требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоци...

Мини – тренинг для педагогов на сплочение педагогического коллектива «Команда ДОУ».

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллек...

тренинг для педагогов на сплочение коллектива

тренинг для педагогов н сплочение коллектива...

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива

Тренинг для педагогов на сплочение коллектива...