Презентация: Метод анализа продуктов деятельности в ПП диагностике детей с ОВЗ
презентация по психологии

Хавак Инга Михайловна

 В данной презентации представлена информация о методе анализа продуктов деятельности в психолого-педагогической диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_analiza_produktov_deyatelnosti.pptx943.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил а: Хавак Инга Михайловна Педагог-психолог 202 2 г. Метод анализа продуктов деятельности в психолого-педагогической диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2

Метод анализа продуктов деятельности Метод анализа продуктов деятельности - эффективный способ всестороннего изучения особенностей психики ребенка. Анализ продуктов деятельности является методом опосредованного исследования психологических особенностей личности посредством изучения продуктов творческой, учебной или трудовой деятельности.

Слайд 3

Особенности метода анализа продуктов деятельности детей с ОВЗ Анализ продуктов деятельности детей и подростков с ОВЗ проводится на основании определенных критериев в соответствии с целью, с учетом дефекта и возрастных особенностей.

Слайд 4

Анализ продуктов деятельности детей предполагает исследование таких данных: - продукты деятельности, созданные в игре: фигурки из пластилина, конструкции из разных материалов; - предметы для сюжетно-ролевых игр; продукты трудовой деятельности: заготовки, поделки на уроках труда; - продуктивные материалы, творческие: рисунки, стихи, заметки, песни, сочинения, аппликации и прочее; - продукты учебных занятий: контрольные работы, черновики, домашние задания.

Слайд 5

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства: • возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей; • при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей; • возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт; • сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка.

Слайд 6

Анализ изучения продуктов деятельности может подвергаться таким трудностям: Использование метода ограничено возрастными особенностями ребенка. Обработка результатов может подвергаться субъективной оценке психолога (к примеру, оригинальность рисунка). Для этого необходимы четкие критерии оценивания, которые исключат необъективность исследователя. Для всестороннего изучения личности человека с помощью АПД необходимо достаточно много времени и ресурсов.

Слайд 7

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Слайд 8

Этапы проведения метода анализа продуктов деятельности: Подготовительный - сбор первичных данных о ребенке, постановка гипотезы, подготовка материалов для анализа; Непосредственно исследование - психологический анализ продуктов деятельности; при необходимости - дополнение его другими методами; Заключительный - систематизация полученных данных, сопоставление их с гипотезой , составление рекомендаций по работе с ребенком для родителей и педагогов. Участие самого ребенка предполагается только на втором этапе. Все остальные шаги совершает психолог.

Слайд 9

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий: 1. Предварительно четко формулируют цель исследования. 2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, учитывая их индивидуальные особенности, возраст и т.д. 3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы. 4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте

Слайд 10

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка. 6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте. Важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку с ОВЗ в соответствии с его особенностями развития. 7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью.

Слайд 11

Значимость анализа продукта деятельности рисования для диагностики отклонений в развитии. Рисование аномальных детей имеет четкие характеристики в зависимости от вида дефекта. Это дает основание использовать рисунки как средство диагностики задержек и отклонений умственного развития ребенка.

Слайд 12

Использование детских рисунков для диагностики психического развития Рисунок позволяет определить уровень психического развития ребенка в целом и его изобразительной деятельности в частности. Особенно важным диагностическим показателем является цвет, который ребенок использует не столько как изобразительный средство, сколько как способ выражения своего отношения к изображаемому. Несовершенство рисунка обусловлено возрастными особенностями психических процессов ребенка. Рисуночные тесты чувствительны к большому числу различных психологических особенностей.

Слайд 14

Метод анализа продуктов деятельности является одним из важнейших методов в психолого-педагогической диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря этому методу мы получаем ценную информацию о внутреннем мире ребенка с ОВЗ, его отношение к окружающей среде, особенности восприятия и другие стороны психики.

Слайд 15

Список использованной литературы 1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К. Бабанский. – м.: Просвещение, 1983. – 608 с. 2. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения/ Давыдов В.В — М., 1996. — С. 284. 3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с. 4. Семёнова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. – М.: Институт социологии РАН, 2010 – 324 с. 5. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики / Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск. 2005. – 69 с. 6. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности// Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 69–85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Методы, средства и формы организации музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация из опыта работы музыкального руководителя. Организация музыкального воспитания в ДОУ....

Презентация для открытой игровой деятельности по музыкальному развитию детей с использованием здоровьесберегающих и ИКТ технологий

Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всей игровой деятельности  у детей поддерживалась ...

презентация "Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей"

•Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним; для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемо...

Презентация " Методы и приемы в тактиках педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД "

Педагогическая поддержка  - особый вид воспитательной деятельности педагога, направленный на оказание помощи и поддержки ребенку в его самостоятельных усилиях по решению проблем его собственного ...

Современные формы и методы организации образовательной деятельности «Соты КАЙЕ» для детей дошкольного возраста

Современные формы и методы организации образовательной деятельности «Соты КАЙЕ» для детей  дошкольного возраста  ...