Как говорить на сложные темы
статья по психологии

Усольцева Ольга Александровна

Почему так важно не замалчивать проблемы? 


Как обсудить сложные темы с ребенком 2-6 лет? 
 
Как успокоить и решить трудные вопросы с детьми 7-12 лет?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_govorit_na_slozhnye_temy.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как говорить с ребенком на сложные темы?»

Автор: Усольцева Ольга Александровна

Должность: воспитатель.

Учреждение: детский сад номер 47 «Ладушки»

Город Заволжье

Неприятности случаются. Иногда такие, которые и взрослым трудно пережить. Что уж говорить про детей. Но жизнь продолжается и ребенку нужна ваша помощь и поддержка. Как же обсудить сложные моменты с ребенком?

В эпоху мгновенных сообщений, потокового видео и круглосуточных новостей, даже малыши могут нечаянно увидеть пугающие картинки. И важно не замалчивать об этой проблеме.

Разговор на сложную тему даст ребёнку ощущение безопасности, поможет понять мир и укрепит вашу семейную связь.

Когда вы показываете детям, как самостоятельно работать с информацией, задавать вопросы и перепроверять источники — у них развиваются навыки критического мышления. Наделяя наших детей знаниями и состраданием, мы снабжаем их инструментами для улучшения ситуации.

Когда дети узнают о чём-то страшном или тревожном, то большинство родителей начинают паниковать, переводить тему, уходить от разговора.

Чтобы этого не происходило, попробуйте для начала ориентироваться на возраст ребёнка. Потому что дети разных лет, — от младенцев до подростков, — воспринимают информацию по-разному.

Если понимать, как дети видят мир на каждом этапе своего развития, то информацию будет проще донести. Несомненно, у каждого ребёнка особый темперамент, чувствительность и жизненный опыт, поэтому единого шаблона нет. Подумайте, как ваши дети воспринимают информацию, и самостоятельно определите глубину погружения в тему.

Давайте сейчас поговорим о детках 2-6 лет. У малышей ещё не хватает опыта для понимания некоторых аспектов сложных тем. У них нет представления об абстрактном, о причинно-следственной связи. В таком возрасте центр мира — сам ребёнок и его близкие, поэтому дети обращают внимание на то, что прямо на них влияет.

Они очень чувствительны к эмоциональному состоянию родителей, поэтому в первую очередь видят себя причиной переживаний мамы и папы. Из-за этого сложные темы объяснять непросто. Но едва это получится — они тотчас успокоятся и вернутся к нормальной жизни.

◈ Ограничивайте новости. Старайтесь ограждать малышей от контента не по возрасту. Не оставляйте фоном телевизор и следите за возрастным рейтингом программ.

◈ Успокаивайте словами и действиями.

Обнимайтесь чаще, это хорошо помогает. «Ты в безопасности. Мама с папой тоже. Наша семья в безопасности».

◈ Замечайте свои чувства и чувства малыша.

«Бояться, грустить и теряться - это нормально. Это естественные эмоции, мы все их чувствуем».

«Я расстроен(-а), но ты здесь не причём».

◈ Узнайте, что известно ребёнку. Сначала спросите, что по его мнению произошло, а потом уже рассказывайте свою версию.

◈ Объясните простыми словами.

Про насилие можно сказать: «Дядя/тётя делает больно другим взрослым/детям». Про ненависть: «К некоторым людям относятся нечестно»:

◈ Отмечайте собственные предрассудки. Они есть у всех. Лучше не описывать национальность, вес или финансовое положение человека, если они не имеют прямого отношения проблеме.

◈ Используйте знакомые ребёнку понятия события. Вспоминайте недавние подходящие ситуации из жизни.

Например: «Человек что-то украл. Помнишь, вчера в саду кто-то твою игрушку?»

◈ Описывайте базовые «злиться», «грустить», «бояться», «радоваться» и «удивляться». Малыши понимают эмоции, способны осознать, бывают психические заболевания. Можно сказать, что кто-то сильно разозлился, что не смог справиться со злостью сам и ему понадобилась помощь. Избегайте устоявшихся выражений, например, «сорвало крышу» или «кукушка поехала» - дети могут понять их буквально и запутаться.

◈ Расскажите, что проблемой занимаются. «Мы с папой/мамой позаботимся о том, чтобы с нашей семьёй ничего плохого не случилось».

Дети 7-12 лет уже умеют читать и писать, поэтому чаще находят неподходящий контент. В семь лет ребёнок ещё живёт в мире фантазий и с трудом отличает реальность от вымысла. Но постепенно развивается абстрактное мышление, копится жизненный опыт и появляется способность самовыражения. Ребенок начинает разбираться в сложных темах и учится смотреть на вещи с разных точек зрения.

◈ Дождитесь подходящего момента. В таком возрасте дети, скорее всего, придут к вам за помощью, если услышат или увидят что-то пугающее.

◈ Уточните, что они уже знают. Спросите ребенка, что он слышал, что говорили друзья в школе. Отвечайте на вопросы просто и прямолинейно, старайтесь не пускаться в пространные объяснения - это может лишь напугать.

◈ Создайте безопасное пространство для обсуждения. «Эту тему трудно обсуждать даже взрослым. Давай просто поговорим, я не буду злиться или ругаться. Задавай любые вопросы».

◈ Дайте контекст и покажите перспективу. Детям надо понять обстоятельства, чтобы вникнуть в смысл.

О преступлениях на расовой почве: «Некоторые считают, что светлокожие люди лучше темнокожих. Из-за этого они порой совершают преступления, но они себя не считают преступниками».

◈ Чутко относитесь к эмоциям ребенка с учетом его темперамента. Никогда не знаешь, на что ребенок может бурно отреагировать. Сначала поделитесь своими чувствами, а затем спросите, что чувствует он.

◈ Поощряйте критическое мышление. Задавайте открытые вопросы, допускающие несколько вариантов ответа, чтобы дети глубже обдумывали сложные темы.

◈ Ищите во всём хорошее. Бывает, конечно, худо без добра, но старайтесь оставаться оптимистами. Скажите: «Давай подумаем, как можно помочь».

Список использованной литературы


1 «Чудо» Р. Дж. Паласио Издательство «Розовый жираф», 2013

2. «Книга всех вещей» Гюс Кюйер Издательство «Самокат», 2013

3. «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани Издательство "Самокат", 2013

4. «Враг» Серж Блок, Давид Кали Издательство «КомпасГид», 2014

5. «Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер Издательство «Розовый жираф», 2013


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.  https://zen.yandex.ru/media/nashideti.site/kak-razgovarivat-s-detmi-na-slojnye-temy-61fcfdc62705c50cbace1da1
2.  
https://www.maam.ru/detskijsad/govorim-s-detmi-na-slozhnye-temy-sovety-psihologa.html

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/03/03/konsultatsiya-kak-razgovarivat-s-detmi-na-trudnye-dlya-vzroslyh-temy


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Жизнь без наркотиков" (сложная тема и варианты ее обсуждения с ребенком)

К сожалению, такая тема как наркотики все чаще касается детей. И, безусловно, каждый родитель хочет оградить своего ребенка от подобной зависимости. Да, вопросы, связанные с антизависимым воспитанием ...

Почему ребенок плохо говорит (Простыми словами о сложных проблемах).

Моя попытка объяснить родителям причины речевых нарушений у детей....

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

«Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!»

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия проводимые логопедом и музыкальным руководителем, являющие собой систему,...

«Начинать надо с трёх лет». Что такое половое воспитание и как говорить на эту тему с детьми»

laquo;Начинать надо с трёх лет». Что такое половое воспитание и как говорить на эту тему с детьми»...

Технологическая карта по речевому развитию. Приоритетное направление «Слышу. Вижу. Говорю». Программа «Ладошки». Тема: "Веселые потешки".

Потешка "Петешок, петушок". Герой Цыпа приходит в гости к ребятам и просит их о помощи, он проголодался, детям нужно его накормить крупой. Ребята вместе с Цыпой дуют, как ветер: сначала слаб...