Психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
консультация по психологии

Дмитриева Ева Павловна

Период дошкольного детства является одним из важнейших в развитии психологического здоровья ребёнка. Именно в это время начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, и нормы поведения в обществе. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_zdorove_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье дошкольников.

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, которые гарантируют формирование и укрепление их здоровья.

Психологическое здоровье выделяют в качестве одной из составляющих здоровья человека в целом.

Важно понимать разницу терминов «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Главное отличие психического здоровье от психологического в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.

Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье.

Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.

Период дошкольного детства является одним из важнейших в развитии психологического здоровья ребёнка. Именно в это время начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, и нормы поведения в обществе. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку. 

Задачи психологической поддержки:

  1. Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.
  2. Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).
  3. Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).

Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, в процессе чтении художественной литературы, на личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет важным для него уже при поступлении в школу, в процессе его адаптации к новым условиям, новым взрослым и сверстникам, он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни он будет включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной профессии, что не всегда удается.

Само формирование психологического здоровья включает в себя несколько структурных компонентов:

  1. Положительный эмоциональный фон развития, включённый во все виды деятельности;
  2. Формирование и развитие познавательной сферы;
  3. Чёткое определение в развитии черт характера и темперамента;
  4. Формирование личности.

Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.

Психологическое здоровье детей в дошкольном учреждении строится на:

  1. Положительном эмоциональном состоянии ребёнка;
  2. На дозволенности ребёнку самореализовываться и самоутверждаться;
  3. На развитии у ребёнка коммуникативной и интеллектуальной сфер жизнедеятельности;
  4. На развитии и формирование эмпатии;
  5. На комплексную коррекционно-развивающую деятельность с такими эмоциональными состояниями, как агрессия, робость, застенчивость; эмоциональная неустойчивость; повышенная возбудимость. Избавление ребёнка от страхов.

Рекомендации педагогам дошкольных учреждений по профилактике формирования психологических расстройств в развитии ребенка:

  • Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;
  •  Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;
  • Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
  •  Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;
  • В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;
  • Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;
  • Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
  • Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;
  • При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запретами;
  • Создавать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.

Огромное значение в воспитании детей имеет личность педагога, его профессиональная компетентность. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно оказывает влияние на детей, находясь с ними продолжительное время в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений. Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития,  может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.

Список литературы

  1. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176с.
  2. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336с.
  3. Куражева Н.Ю. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Из опыта работы «Создание условий для физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста через формирование основ безопасной жизнедеятельности»

В пособии представлены материалы из опыта работы воспитателя МДОУ д/с комбинированного вида №40 города Белгорода. Материалы разработаны в соответствии с важнейшей задачей воспитания маленького р...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"

Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.  Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:- психическое здоровь...

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) практически в этом возрасте складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Самое главное для ребенка – общения со взрослыми, мамой, папой, бабу...

Таблицы диагностики психологического здоровья детей дошкольного возраста

Таблицы диагностики психологического здоровья детей...

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание различных специалистов. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются её основные кач...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....