Практикум для педагогов "Первые дни ребенка в ДОУ"
занимательные факты по психологии (младшая группа)

Чарганцова Анастасия Анатольевна

Материал для повышение  психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ. Представить информацию об особенностях адаптации детей, родительских  ожиданиях и эмоциональном благополучии детей в ДОУ. Познакомить с направлениями работы  педагогов с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления37.57 КБ
Файл Презентация по теме128.88 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад

«Золотой петушок»

Семинар-практикум

«Первые дни ребёнка в детском саду».

Подготовила: Чарганцова А.А.

педагог-психолог

с. Каскара, 2022

Цель: повышение  психолого-педагогической грамотности педагогов в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ.

Задачи: Представить информацию об особенностях адаптации детей, родительских  ожиданиях и эмоциональном благополучии детей в ДОУ. Познакомить с направлениями работы  педагогов с родителями.

«Здравствуйте».  Педагоги садятся в  круг. «Давайте поприветствуем друг друга по кругу разными способами (например, пожать руку, кивнуть головой и т.д., повторяться нельзя).

«Дети, какие они?». Педагоги также сидят в кругу. «Вспомните всех детей своей группы, дайте определение: какие они? Например: веселые, смелые, любопытные и т.д. За каждое определение вы получаете жетон. Кто наберет больше всего жетонов – тот выиграл.

Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к детскому саду, достаточно многочисленны. Но наблюдения за детьми показывают, что проблема адаптации столь же остра, как и прежде.

Почему одни ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от взрослых и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был плавным, мягким.

-Как вы думаете, что такое адаптация?(ответы педагогов)

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптивность) положительным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и каждодневная выработка умений и навыков в повседневной жизни.

 Различают три фазы прохождения адаптационного периода.

Острая фаза- сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

 Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Применительно к длительности протекания адаптационного процесса обычно говорят о трех степенях.

Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного  на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Исходя из этого необходима такая организация жизни ребенка  в  дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

-Назовите причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению (педагоги работают в подгруппах)

  • особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному);
  • отсутствие тренировки его нервной системы;
  • состояние здоровья  (дети физически здоровые, т.е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям);
  • отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи;
  • отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада;
  • отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния;
  • методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;
  • ребенок не умеет общаться с другими детьми;
  • ребенок  настороженно относится к чужим взрослым;
  • не умеет занять себя на некоторое время игрой.

Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?

-как вы думаете, чего не должны делать родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад? (педагогам предлагается решить педагогические ситуации).

1.Папа Вовы (2.5 г.) спрашивает, как отучить ребенка от бутылочки во время засыпания и от соски, ведь это не поощряется в дошкольном учреждении. Какие советы можно дать папе?

2.Мама Вероники (3г.) рассказывает, что девочка очень трудно привыкает к режиму дня детского сада. Утром не хочет вставать, вечером ее не уложить, и вообще до поступления в сад дома не соблюдался никакой режим. Что можно посоветовать маме?

3.Маленькая Вера пошла в детский сад в 2.6 года. Первые три дня у девочки не было никаких проблем: расставалась спокойно с мамой, в группе играла, рассматривала книжки. Мама, наблюдая положительную адаптацию дочери, планирует выход на работу. Однако Веру как подменили: крик, плач при прощании, неуемные истерики в группе. Что произошло с девочкой? Что посоветуйте маме.

4.Родители Маши (3 г.), довольные работой детского сада  (внимательная, заботливая воспитательница, доброжелательная няня, присутствие специалиста в группе и т.д.), не так много уделяют внимания девочке как раньше. Маша капризничает, не хочет ходить в садик, болезненно реагирует на приход других  взрослых. Что можно посоветовать родителям Маши?

5.Мама Миши (2.4 г.) устала от постоянных капризов сына, нежелания остаться в детском саду – обвиняет и наказывает сына за слезы. Какой выход из ситуации, ваши пожелания маме?

6.Мама Саши (3г.) часто отпрашивается с работы, чтобы посидеть с ребенком дома. Саша, со слов мамы,  трудно адаптируется к саду, переживает, плачет. Правильно ли поступает мама?

7.Мамы Леры (2.7 г.) и Оли (2.3 г.) очень переживают, как доченьки переносят  разлуку с мамой: подолгу расстаются, стоят у двери, прислушиваются  к звукам в группе. В свою очередь  - девочки тревожные, неспокойные, адаптироваться к новым условиям им очень трудно. Правильно ли поступают родители? Какие советы можно дать мамам?

Подсказки для педагогов

  • Родители начинают отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду. Этого делать ни вкоем случае нельзя. Либо за 2-3 месяца до поступления в сад, либо после привыкания.
  • Болезнено реагируют на плач или уговоры пойти домой. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
  • Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
  • Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
  • Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие  и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.
  • Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
  • Уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, попросить посидеть бабушку). Далее ребенок будет просить все настойчевее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка, и знают, когда он манипулирует ситуацией, а когда – на самом деле болеет.
  • Родители пугают детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным
  • Плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Родители  обманывают ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Чтобы снизить эмоциональное напряжение детей, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, — на игру, а также создать условия для возникновения доверия между воспитателем и ребенком.

Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю и приучение к определенному порядку.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.

Игры в адаптационный период

Игра «Хоровод»

Дети вместе с воспитателем становятся в хоровод, идут по кругу и приговаривают:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг;

Дружно прыгаем мы вдруг.

Ух!

На слово «Ух!» все подпрыгивают.

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим, хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы все «падают» на землю.

Игра «Вороны»

Дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев:

Вот под елочкой зеленой Дети бегают по комнате, размахивая

Скачут весело вороны. руками, как крыльями, и произносят:

Кар-кар-кар! «Кар-кар-кар!»

Целый день они кричали, Продолжают бегать.

Спать ребяткам не давали.

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают Садятся на корточки, руки — под щенку

И все вместе засыпают. и засыпают, тихо произносят:

«Кар-Кар-кар-кар! кар-кар»

Игра «Передай колокольчик»

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что это такое? Правильно, колокольчик. Послушайте, как он звенит. Динь-динь-динь! Тот, кого я позову, будет звенеть колокольчиком. Маша, иди, возьми колокольчик. (Участник становится на место воспитателя) Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого мальчика или девочку. Позови по имени или покажи рукой.

«Игра «Позови»

Психолог: Вот так мяч! Какой красивый, круглый, яркий! Алиночка, иди сюда, давай поиграем с мячиком – покатаем его. Ты – мне. Я - тебе. Я играла с Алиной. Алина, с кем ты хочешь играть? Позови». (Участник зовёт: «Кристина, иди играть». После игры Алина садится на место, а Кристина зовёт следующего участника.)

Игра «Кто в кулачке?»

Воспитатель: «Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики. (Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами). Ну-ка, покажите свои ручки! А пальчики! Теперь я сожму плотно кулачки – так, чтобы большие пальцы оказались внутри. (Показывает участникам, как это делать). Сожмите кулачки!

Кто залез ко мне в кулачок? Сжать пальцы в кулак.

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай! Выставить вперёд большой палец.

Это пальчик? Ай-ай-ай!

« Чего ожидают родители от детского сада»   

Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п.

     Дети в 1,5-2 года не могут рассказать об испытываемом ими дискомфорте, поэтому передают информацию через плач, тревожное ожидание мамы. Появление нехарактерных для ребенка невротических симптомов тревожит и пугает родителей.

     Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует и закрытость дошкольных учреждений. Зачастую родители «сдают» ребенка в детский сад… как в камеру хранения, не зная, что происходит с ним в течение дня. Истерики ребенка усиливают нервное состояние родителей. Даже оставаясь внешне спокойными, они выдают собственное беспокойство: тревожный взгляд, разговор на повышенных тонах в семье, напряженный голос, влажная от волнения рука – масса мелочей, которые родители не осознают, но которые моментально считывает подсознание ребенка. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

     У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личностные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное  отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., то стойкое негативное отношение к детскому саду обеспечено.

     В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорирование работников детского сада, демонстрацию агрессии, конфликтное поведение. Ребенок, чувствуя состояние родителей, начинает бессознательно подыгрывать им. Таким образом, адаптация ребенка и семьи затягивается на долгие годы. Негативный опыт адаптации к ДОУ может отразиться на адаптации к школе, а возможно скажется и в более поздние возрастные периоды.

Работу с семьями будущих воспитанников детского сада можно разделить на два этапа. На подготовительном, доадаптационном этапе педагоги обеспечивают условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка раннего возраста и непосредственно адаптация.

Если есть возможность, нужно подготовить буклет о детском саду с описанием режима дня, указанием времени работы ДОУ и часов приема заведующей, старшего воспитателя, других специалистов, а также контактных телефонов.

Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке, чтобы снять скованность, вызвать доверие. Полезно расспросить о ребенке, его особенностях, традициях семьи. Желательно записывать любые пожелания родителей, даже если они традиционные: проявление заинтересованности снижает уровень тревожности. Такая организация знакомства способствует зарождению партнерских, доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада. Спешка, разговор на бегу, формальное отношение к семье недопустимы: это провоцирует обострение недоверия. Важно всё: поза, мимика, жесты, манера говорить родителей.

 Психолог также может пригласить родителей для беседы и постараться объяснить им: чем лучше работники детского сада будут знать правила поведения в семье, систему семейных отношений, особенности воспитания, тем легче им будет адаптироваться к малышу и к семье. Собрать эти ведения поможет тестирование. Множество тестов позволят психологу и воспитателю в дальнейшем дать достаточно обоснованный прогноз развития детско-родительских отношений, грамотно построить профилактическую и консультационную работу с родителями.

По результатам проведенного анкетирования родителей воспитатели обозначают  для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь  - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

Важная форма адаптации семьи – экскурсия по детскому саду: знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Экскурсовод – старший воспитатель или психолог – расскажет о режиме дня и правилах поведения в детском саду, ответит на все вопросы родителей. Желательно пройти по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление о ДОУ. Кроме того, это возможность познакомить родителей с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, руководителями кружков на их рабочем месте и посетить любое заинтересовавшее их занятие. Если родители спешат, из видеотеки старшего воспитателя можно выбрать записи наиболее удачных концертов, занятий с малышами и предложить посмотреть их дома вместе с ребенком.

В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, раздевалку. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду. Хорошо, если удастся привлечь маму в работе с детьми: она может помочь одеть их на прогулку, поиграть с ними, прибрать вместе с ними игрушки и т.п. Такая деятельность сближает маму с воспитателем, помогает понять его должностные обязанности, познакомиться с детьми.

     Интересной формой работы по адаптации является приглашение воспитателя в гости. Старший воспитатель сам предлагает маме принять воспитателя группы дома, чтобы он смог познакомиться с малышом в домашних условиях. Цель – установить контакт с ним, познакомиться с условиями жизни семьи, особенностями поведения ребенка дома, определить стиль отношений между членами семьи. Эти знания в дальнейшем помогут воспитателю строить отношения с семьей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум: «Первые дни ребёнка в детском саду». Успешная адаптация.

Слайд 2

Определение понятия адаптация. Проблема адаптации детей к условиям детского сада не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к детскому саду, достаточно многочисленны. Но наблюдения за детьми показывают, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде.

Слайд 3

Как вы думаете, что такое адаптация?

Слайд 4

Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям . Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или негативным результатом.

Слайд 5

Адаптация

Слайд 6

Различают три фазы адаптации: Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Это приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев); Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Слайд 7

По длительности протекания : Легкая степень : поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений. Средняя степень : слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился. Тяжелая степень : ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

Слайд 8

Назовите причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению ?

Слайд 9

П ричины плохой адаптации ребенка. особенности высшей нервной деятельности и возраста ребёнка (дети с различными чертами характера и типа темперамента к детскому саду привыкают по-разному ); состояние здоровья (дети физически здоровые, т.е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям; отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. от резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении ;

Слайд 10

П ричины плохой адаптации ребенка. отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада ( за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду ); отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи; методики воспитания в семье отличаются от общепринятых; ребенок не умеет общаться с другими детьми; ребенок настороженно относится к чужим взрослым; не умеет занять себя на некоторое время игрой.

Слайд 11

Важно понимать, что адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?

Слайд 12

Как вы думаете, чего не должны делать родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад ? Предлагаю решить педагогические ситуации.

Слайд 13

Чтобы снизить эмоциональное напряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие- … Главное создать условия, чтобы между воспитателем и ребенком возникло доверие. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Слайд 14

Также: Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.

Слайд 15

«Игры в адаптационный период» «Хоровод» Цели : помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи : создание положительного эмоционального климата в группе ; снятие эмоционального напряжения ; развитие чувства ритма, координации движений. Ход игры: Держась за руки и ходят по кругу, приговаривая: Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Водим, водим хоровод. Как заканчиваем круг, Дружно прыгаем мы вдруг. Э-ГЕЙ!

Слайд 16

«Игры в адаптационный период» Вариант игры : Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов , Кружим , кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились. БУХ! Вариант игры: Друга за руку беру, В хоровод его веду. Мы потопаем, мы похлопаем, Потом сядем- посидим. Встанем и «Ура» кричим.

Слайд 17

«Игры в адаптационный период» « Колпачек » Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений ; формирование навыков взаимодействия. Ход игры: водящий садится на корточки в центре круга. Играющие образуют круг, ходят вокруг водящего, взявшись за руки, и поют : «Колпачок, колпачок, Тоненькие ножки, Красные сапожки.

Слайд 18

«Игры в адаптационный период» Мы тебя поили, Мы тебя кормили, На ноги поставили, После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют: Танцевать заставили. Водящий начинает танцевать. Все поют: Танцуй , танцуй, сколько хочешь, Выбирай кого захочешь!» Водящий выбирает кого-нибудь и меняется с ним местами .

Слайд 19

«Игры в адаптационный период» « Вороны » Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи: снятие эмоционального напряжения; развитие чувства ритма, координации движений. Ход игры: дети изображают ворон, они стоят стайкой и подражают движениям воспитателя, который поет или говорит нараспев: Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны. Дети бегают по комнате, размахивая руками , как крыльями, и произносят: «Кар-кар-кар! Кар-кар-кар!» Целый день они кричали, Спать ребяткам не давали. Продолжают бегать. « Кар-кар-кар! » Только к ночи умолкают. И все вместе засыпают. Садятся на корточки, руки — под щенку и засыпают, тихо произносят: « Кар - Кар-кар-кар ! кар-кар ».

Слайд 20

«Игры в адаптационный период» «Кто в кулачке ?» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи: снятие эмоционального напряжения; Развитие мелкой моторики. Ход игры: Воспитатель : «Друзья мои, посмотрите на мои ручки! У меня есть пальчики. (Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами). Ну-ка, покажите свои ручки! А пальчики! Теперь я сожму плотно кулачки – так, чтобы большие пальцы оказались внутри. (Показывает участникам, как это делать ). Сожмите кулачки! Кто залез ко мне в кулачок? Сжать пальцы в кулак. Это, может быть, сверчок? Ну-ка, ну-ка, вылезай! Выставить вперёд большой палец. Это пальчик? Айяй-ай !

Слайд 21

«Игры в адаптационный период» «Колокольчик» Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе ; способствовать знакомству детей; снятие эмоционального напряжения; формирование навыков взаимодействия. Ход игры: Воспитатель говорит «Ребята, посмотрите, у меня есть колокольчик. Послушайте, как он звенит. Динь-динь-динь! Тот, кого я позову, будет звенеть колокольчиком. Маша, иди, возьми колокольчик. (Участник становится на место воспитателя) Маша, позвени колокольчиком. А теперь позови другого мальчика или девочку. Позови по имени или покажи рукой.

Слайд 22

Чего ожидают родители от детского сада? Ребенок – величайшая ценность для родителей . Решение отдать его в детский сад «в чужие руки» может спровоцировать у них тревожность, беспокойство: там его обидят, не накормят, не переоденут и т.п. Напряженное, тревожное состояние взрослых усиливает эмоциональное напряжение ребенка в детском саду. Передача чувств происходит моментально: ребенок улавливает стойкое отвержение детского сада родителями и тоже начинает испытывать страх и тревогу.

Слайд 23

Работу с семьями будущих воспитанников детского сада можно разделить на два этапа. На подготовительный- доадаптационный и адаптационный. Работа по управлению адаптацией семьи должна начинаться с первого посещения взрослыми членами семьи детского сада – именно тогда у них начинает складываться впечатление об учреждении и о его работниках. Если есть возможность, нужно подготовить буклет о детском саду с описанием режима дня, указанием времени работы ДОУ и часов приема заведующей, других специалистов, а также контактных телефонов . Знакомство с семьей важно проводить в неформальной обстановке, чтобы снять скованность . Полезно расспросить о ребенке, его особенностях, традициях семьи. Желательно записывать любые пожелания родителей- проявление заинтересованности снижает уровень тревожности. Важно всё: поза, мимика, жесты, манера говорить любого родителя и сотрудника.

Слайд 24

Психолог также может пригласить родителей для беседы и постараться объяснить им: чем лучше работники детского сада будут знать правила поведения в семье, систему семейных отношений, особенности воспитания, тем легче им будет адаптироваться к малышу и к семье. Собрать эти ведения поможет тестирование . Это позволят психологу и воспитателю в дальнейшем дать достаточно обоснованный прогноз развития детско-родительских отношений, грамотно построить профилактическую и консультационную работу с родителями. По результатам проведенного анкетирования родителей воспитатели обозначают для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период . Важная форма адаптации семьи – экскурсия по детскому саду : знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш.

Слайд 25

Сегодня мы с вами вспомнили и освежили знания о процессе адаптации. Надеюсь, это занятие, позволит вам понять, как сложно ребёнку в период адаптации. И что можем мы с вами можем сделать для того, чтобы это процесс прошёл как можно легче? Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения родительского собрания-практикума «Готов ли Ваш ребенок к школе».

Краткое планирование для проведения родительского собрания...

Семинар -практикум для родителей "Безопасность ребенка"

Цели:  сохранение жизни и здоровья детей, формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.Задачи: обозначить возможные опасности для ребенка дошкольного возраста; ...

Семинар-практикум для родителей "Учите ребенка лепить"

Материал знакомит родителей с одним из направлений изобразительной деятельности - лепкой. Показано значение лепки для развития ребенка младшего дошкольного возраста. В разработке даны рекомендации по ...

Семинар-практикум по теме: «Здоровый ребенок - счастливый ребенок».

Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: дать определение понятию здоровья. Классификация форм воспитате...

Семинар – практикум для педагогов «Особенный ребенок. Ребенок с ОВЗ»

  Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной и...

Семинар - практикум для педагогов "Особый ребенок. Ребенок с ОВЗ".

Обучение педагогов эффективным способам взаимодействия с детьми с ОВЗ, повышение педагогической культуры....

Семинар-практикум по теме: «Здоровый ребенок - счастливый ребенок».

Цель семинара: освоение и последующее применение здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.Задачи: дать определение понятию здоровья. Классификация форм восп...