Влияние экспериментальной деятельности на развитие высших психических функций дошкольников
опыты и эксперименты по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Представление теоретического материала по важности экспериментов в психологической жизни дошкольников и опыты с красками и цветом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыты с цветом197.89 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние экспериментальной деятельности на развитие высших психических функций дошкольников

                                                                           Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»  Р.Эмерсон

 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» Китайская пословица

В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития»:

Экспериментирование – это важная ступенька к ознакомлению окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго.

Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка,

наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы, как и почему.

Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:

  • Наблюдение – составная часть любого эксперимента. Эксперимента без труда не бывает.
  • Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
  • Связь с ИЗО-деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
  • Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
  • С чтением художественной литературы. С музыкальным воспитанием.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.Опыты и эксперименты дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы:

Иногда проблема заключается в том, что  очень часто в детских садах преподносят  готовые истины, готовые выводы и обобщения.  И  вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать,  сравнивать, творить, получать какой-либо результат,  он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения  и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.
      Такое обучение можно назвать,  пассивным, то есть ребенок пассивно слушает, запоминает, но сам в активном изучении  объекта не участвует. Способом пассивного обучения у  ребенка нет шансов развить высокую познавательную активность. Следовательно, в будущем он не будет научен, самостоятельно учиться, и самостоятельно добывать знания.

Что же такое высшие психические функции?

https://present5.com/presentation/135345698_307841062/image-12.jpg

Теперь понятно, что лучше всего ВПФ формируются и развиваются именно в процессе активной познавательной деятельности, т.е. в экспериментировании. Развивается мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

И, конечно, экспериментирование тесно связано с творчеством. А, если включается творческое начало ребенка или взрослого, то можно задействовать это и в атр-терапевтической работе.

Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

Чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. На раннем этапе знакомства с цветом важно сохранить у ребят чувство удивления, восторга, праздника, чтобы процесс изучения проходил в более интересной и запоминающейся форме.

Все опыты, представленные на мастер-классе интересны, ярки и позитивно заряжены. Вся работа с цветом очень привлекательна для детей любого возраста,  в процессе дети получают благоприятные эмоции, а результат экспериментов можно пролонгировать и использовать в дальнейшей работе с дошкольниками.

Начинаем эксперименты – «Игры с цветом».

Вначале несколько слов о технике безопасности

Обратите внимание, что химические опыты следует проводить осторожно, соблюдая элементарные правила безопасности:

  • экспериментатор обязательно надевает перчатки, халат;
  • зрители не подходят слишком близко;
  • все опыты проводит взрослый, дети только смотрят (если это дошколята). Дошкольники могут проводить эксперименты самостоятельно, но только под присмотром взрослых!

1: Получение нового цвета. Вовремя этого эксперимента можно пронаблюдать процесс получения нового цвета при смешивании двух цветов: желтого и синего, красного и желтого, красного и синего

Понадобится: 6 стаканов, пищевые красители, салфетки

Ход: возьмите 6 стаканов: в первый налейте воду и добавьте синий краситель, во второй – воду и желтый краситель. Третий (пустой стакан) поставьте между стаканами с красителями. Теперь возьмите две салфетки, сверните и опустите в стаканы так, чтобы один их конец был в стакане с красителем, а второй - в пустом стакане. Начинаем следить как окрашенная вода, впитываясь в салфетки, будет переходить в пустой стакан и смешиваться. Тоже повторить и с другими цветами. По истечении определенного времени замечаем, что в пустом стакане начала появляться вода, окрашенная в зеленый цвет. Благодаря этому эксперименту дети заинтересуются процессом смешивания красок.

2: «Хроматография цвета». Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли?  Попробуем разложить цвета на составляющие.

 Понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой

Ход: в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.

Объяснение:  Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.

3: «Дождевые облака». Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.

Понадобится: пена для бритья, стакан с водой, окрашенная вода, пипетка.
Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.

4: Эбру на молоке.  Кроме эмоционального заряда, дети еще получают окрашенные листы, которые используем для дальнейшей работы.

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна. Поговорим? Молоко состоит из молекул жира. При появлении средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

5: Бежевый цвет. Откуда? Марганцовка и молоко

Понадобится: раствор марганцовки, молоко, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

 Ход работы: Наливаем грамм 50 молока в пустой стакан. Получаем жидкость белого цвета. Добавляем туда столовую ложку раствора марганцовки (малинового цвета). В результате молоко темнеет и становиться бледно-коричневым!

6: Розовый цвет. Куда? ОПЫТ ПО ОБЕСЦВЕЧИВАНИЮ. Марганцовка, уксус и перекись.

Понадобится: раствор марганцовки,  столовый уксус, перекись водорода, пустая стеклянная емкость  (например, стакан).

Ход работы:

  • Наливаем в пустой стакан 50 г раствора марганцовки (ярко-малиновый цвет). 
  • Добавляем в него 1 ч.л. уксуса (прозрачный цвет). Жидкость окраски не поменяла - все такая же ярко-малиновая
  • А теперь добавьте в нее пол чайной ложки перекиси. Прямо у вас на глазах жидкость начнет светлеть! И уже буквально через минуту в стакане будет кристально-прозрачная вода!

7: Волны в бутылке

Понадобится: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.

Ход: в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны. Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море. Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными.

8. Лава-лампа

Понадобится: Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока.

Ход: стаканы заполняются соком примерно на 2/3. Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина. Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена. Поговорим? Какую реакцию вызывает аспирин? Почему? Смешиваются ли слои сока и масла?

Вот такие разноцветные химические опыты у нас были в этот раз. 

Нам  было интересно поэкспериментировать, а также мы улучшили свое настроение, и получили массу ярких впечатлений.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие высших психических функций у старших дошкольников посредством игры при переходе на начальную ступень обучения»

Выступление на региональной научно-практической конференции "Формирование высших психических функций в процессе игровой деятельности у детей дошкольного возраста"...

Презентация для дошкольников старшего возраста с ОВЗ для коррекции и развития высших психических функций "Гости в Цветочном городе"

Презентация в виде игры-путешествия содержит задания для коррекции и развития операции классификации, развития пространственной ориентировки, логического мышления, умения работать по таблице. Можно пр...

Мастер класс: " Развивающий тренажёр «Разноцветные окошки» как эффективное средство развития высших психических функций дошкольников."

Презентация знакомит с возможностями тренажера "Разноцветные окошки" по развитию высших психических функций у дошкольников....

Эффективные приемы для развития высших психических функций у дошкольников

В материале описаны различные игровые  приемы по развитию высших психических фуккций у детей дошкольного возраста....

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Влияние конструктивно-модельной деятельности (КМД) на развитие высших психических функций (ВПФ) ребенка-дошкольника.

конструктивно-модельная деятельность  во всем своем многообразии  содержания в образовательном процессе в ДОУ эффективно и положительно влияет на развитие ВПФ ребенка-дошкольника....

Консультация для родителей; "Влияние развития высших психических функций и навыков, связанных с готовностью к обучению в школе: приемы, рекомендации, игры."

Подготовка к школе - серьезный и продолжительный процесс, над которым, на самом деле, родители работают с самого рождения. Потому что, школьная зрелость,  это не умение считать, писать и читать, ...