Авторская статья "Сказкотерапия, что это?"
консультация по психологии

Филимонова Ирина Николаевна

СКАЗКОТЕРАПИЯ – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, проработать и избавиться от многих страхов и  комплексов. История возникновения данного вида терапии, её особенности при работе с детьми и современная дифференциация сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад "Сказкатерапия, что это?"21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Сказкотерапия - что это?»

Подготовила: Филимонова Ирина Николаевна

СКАЗКОТЕРАПИЯ – это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, проработать и избавиться от многих страхов и  комплексов.

СКАЗКОТЕРАПИЯ  дословно означает «лечение сказкой». Данный метод в своей работе используют психотерапевты, психологи, педагоги, воспитатели. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуется  вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

СКАЗКОТЕРАПИЯ восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо».

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД 

появилась на рубеже 60 – 70 годов

20 века, была научно обоснована

американским психиатром

Милтоном Эриксоном и

в дальнейшем развита его учеником

В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов.

СКАЗКА служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, ВО-ПЕРВЫХ, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания.

ВО-ВТОРЫХ, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

СОВРЕМЕННАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СКАЗОК:

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ (ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
  • ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ (в случае, если ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть);
  • ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ  (прорабатывают проблему ребенка,

перенося эту проблему

на героя сказки);

  • МЕДИТАТИВНЫЕ (формируют

положительное  состояние малыша

(например, перед сном).

СКАЗКОТЕРАПИЯ структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

  • сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом и т.п.;
  • сказки для агрессивных детей;
  • сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: например, проблемы с едой;  детский энурез и т.д.;
  • сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т.п.);
  • сказки для детей в случае утраты значимых людей или любимых животных;
  • сказки для гиперактивных детей.

Ритуал вхождения в сказку

  • Музыкальное сопровождение, которое поможет детям настроиться на сказку.
  • Можно использовать музыкальную игрушку, волшебную палочку или волшебный ключ от сказки.
  • Стихотворение «Сказка в гости к нам пришла, нам встречать её пора!»,
  •  Новую сказку можно  «случайно найти»  в сказочной шкатулке, под «волшебным ковром»
  • В гости приходит сказочный герой (кукла бибабо) и приносит письмо. Дети заинтригованы и просят: «Почитайте! Почитайте!
  • Проходим через «Волшебный обруч» - попадаем в сказку.

Чтение сказки

Например, сказка: «Как мышонок стал храбрым». Далее читаем сказку полностью, без обсуждения – это 1-ый вариант работы.  

Или 2-ой вариант: в процессе чтения можно останавливаться на наиболее важных фрагментах и задавать вопросы.

Обсуждение сказки

    Вместе с детьми обсуждаем - кого называют храбрым, кого трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрируют, сначала как ведет себя мышонок, как он боится, какое выражение его лица.

Далее вспоминаем случаи, когда мы боялись и что при этом чувствовали. А когда были храбрыми, смелыми? Сравниваем эти чувства. Одновременно анализируем, что ожидает человека, который не изменится.  

А затем дети рассказывают как они в реальной жизни встречаются с чувством страха, тревоги, переживаний, какие поступки помогают справиться и стать храбрее.

Ритуал выхода из сказки

  • Мелодия для выхода из сказки.
  • Дети стоят в кругу и проговаривают: «Мы стоим рука в руке – вместе мы большая лента, можем мы большими быть, можем маленькими стать, но один никто не будет».  
  • Стихотворение:

 Собрались все дети в круг.

 Я - твой друг и ты - мой друг!

 Дружно за руки возьмёмся

 И друг другу улыбнёмся.

Особенности сказкотерапии при работе  с детьми

От  рассказчика требуется выполнение следующих условий:

  • при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства;
  • во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо взрослого и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
  • нельзя допускать затянувшихся пауз;

Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

  • ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
  • ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
  • ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи;
  • сказки обязательно  должны подходить ребенку по возрасту.
  • способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторская сказка в работе с детьми"

При слове "сказка" у каждого из нас появляются особые чувства, на душе становиться тепло, мы вспоминаем прятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие те...

Авторская технология обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант

Одно из направлений плана индивидуального развития профессионализма.  Цель моей работы - поиск конкретных, эффективных путей развития и коррекции речи детей в логопедической п...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские гимнастики в работе с детьми ОВЗ (на примере авторских пособий).

В работе с детьми с ОВЗ учитель-логопед зачастую должен решать много задач. Данный материал наглядно демонстрирует, как комплексно и поэтапно решить много задач при коррекционной работе....