СТАТЬЯ "Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
статья по психологии (старшая группа)

Олеся Ивановна Робская

Согласно культурно-исторической парадигме Л.С. Выготского, объясняющей особенности психического развития детей, период дошкольного детства – это время игры. Игра, как ведущий вид деятельности, способствует появлению таких психических новообразований, как: личное сознание, произвольное поведение и соподчинение мотивов [1]. Произвольность психических процессов, в свою очередь, - качественно новый виток в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления, воображения, когда ребенок нацелено готов учить стихотворения, размышлять над головоломками, самостоятельно решать сложные задания, проявляя усидчивость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igroterapiya_4.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игротерапия как средство развития познавательных процессов

у детей дошкольного возраста

        Согласно культурно-исторической парадигме Л.С. Выготского, объясняющей особенности психического развития детей, период дошкольного детства – это время игры. Игра, как ведущий вид деятельности, способствует появлению таких психических новообразований, как: личное сознание, произвольное поведение и соподчинение мотивов [1]. Произвольность психических процессов, в свою очередь, - качественно новый виток в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления, воображения, когда ребенок нацелено готов учить стихотворения, размышлять над головоломками, самостоятельно решать сложные задания, проявляя усидчивость.

        В целях развития познавательных процессов дошкольников подготовительной группы МБДОУ д/с №25 ст. Петровской Славянского района Краснодарского края нами была апробирована программа по игротерапии «Веселые клубочки». Программа состоит из 10 занятий, содержащих различные виды игр в детском саду и комбинированных друг с другом. При составлении программы мы опирались на следующую классификацию игр дошкольников:

        - дидактические игры;

        - развивающие игры;

        - творческие игры.

Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой. Дидактические игры имеют своеобразную структуру: дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов [4].

Мы использовали следующие дидактические игры: «Какой по счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число», «Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки», «Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки», «Составь рассказ», «Какая погода?», «Найди ошибку художника», «Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок», «Нарисуй по-другому». Сюда можно отнести такие игры, как «Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Путешествие», «Сундучок с секретом», «Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе», «Что случилось с нами», «Как ты провел выходные» и др.

Развивающие игры позволяют перенести полученные знания в свою личную деятельность, в которой он сам мыслит, раскрепощается, творит. Они открывают широкие возможности для развития познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.

Мы использовали следующие развивающие игры:

- игры Никитиных («Сложи узор», «Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание», «Сложи Квадрат», «Внимание угадай-ка», «Кубики для всех» и др.);

- геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А. Михайловой («Танграм», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», «Листик», «Гексамино» и др.);

- игры В.В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» и др.);

- игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

В творческих играх отображаются впечатления детишек об окружающей жизни. Мы использовали: сюжетно-ролевые игры («Зоопарк», «Автопарк», «Магазин», «Парикмахерская»), театрализованные игры (кукольный театр) и конструктивно-строительные игры (участвуя в этом виде деятельности, дети знакомились с профессией строителя, архитектора, дизайнера).

Следует отметить также, что игротерапия как вид психокоррекционного воздействия отличается от традиционной игры рядом признаков:

- рефлексия;

- игра предполагает взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми (нами применялся в групповом формате) [7].

Всего в программе приняли участие 15 воспитанников. В целях отслеживания динамики в развитии познавательных процессов нами было проведено первичное исследование уровня памяти (зрительная и слуховая), внимания и мышления. Были использованы следующие методики: «Запомни рисунки», «Заучивание 10 слов», «Корректурная проба», «Найди лишнее», «Назови одним словом». Результаты первичной диагностики отражены в диаграмме 1.

Диаграмма 1

 По результатам реализации программы видим качественно новые показатели, полученные в ходе повторной диагностики и отраженные в диаграмме 2.

Диаграмма 2

        Анализируя полученные результаты, можем сделать следующие выводы по итогам исследования:

        - по всем познавательным процессам (зрительная память, слуховая память, внимание, классификация, обобщение) выросло количество детей, демонстрирующих средний и высокий уровень их развития;

        - по всем познавательным процессам снизилось количество детей, демонстрирующих низкий уровень их развития.

        Действительно, игротерапия способствует развитию познавательных процессов, программа «Веселые клубочки» может считаться эффективной и может быть внедрена в широкую практику работы педагога-психолога в детском саду.

        По результатам реализации программы нами была проведена дополнительная работа. Апробировав различные игры в детском саду, мы создали памятку для родителей, в которой множество рекомендаций о том, как организовать игротерапию дома, среди них:

- занимайтесь с ребенком лепкой из любого доступного материала (пластилин, тесто);

- играйте в ладошки: считайте и хлопайте, перекручивайте пальцы и просите повторить, сопровождайте счет кулачками – разжали-сжали и т.д.;

- поручайте мелкую работу по дому (вытереть пыль, разобрать вещи, пришить пуговицу);

- играйте с конструкторами и мозаиками;

- решайте вместе различные лабиринты;

- мысленно поворачивайте фигуры и тренируйтесь рисовать их расположение после поворота;

- считайте вместе деревья в саду, повороты по дороге в школу, количество тетрадей и учебников и т.д.;

- учитесь решать ребусы;

- тренируйтесь в заучивании стишков. Для лучшего эффекта можно записывать речь ребенка, когда он рассказывает выученный стих, на магнитофон и после давать ему прослушивать. Как правило, дети сначала смеются, затем огорчаются, затем снова и снова хотят сами себя слышать и исправляют ошибки;

- повторяйте и проговаривайте «путь в школу» (какие магазины проходишь, какие деревья растут, сколько минут добираться и т.д.);

- сочиняйте фантастические истории про любимых героев.

Список литературы:

1. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М.: Форум, 2009. - 155с.

2. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М., 2008. – 265 с.

3.  Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 2008. – 305 с.

4. Психология и педагогика игры дошкольника (Материалы симпозиума)/Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 2006. – 420 с.

5.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.

6.  Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 2006. – 208 с.

7. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А. – М., 2008. – 313 с.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду»     Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...

«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах

Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных каче...

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...