Конфликты в нашей жизни
план-конспект занятия по психологии

Серебренникова Ольга Деомидовна

Занятие квест для 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-kvest_konflikty_v_nashey_zhizni_3-4_klassy.docx514.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ V вида»

Развивающее занятие-квест

по профилактике конфликтов

у обучающихся 3-4 классов

на тему: «Конфликты в нашей жизни»

Составители:

педагоги-психологи

Афанасьева М.М., Серебренникова О.Д.

г. Улан-Удэ, 2021 г.

Образовательная цель: сформировать понятие «конфликт», разъяснить причины возникновения, конфликтов, рассмотреть виды конфликтов в обществе и способы их разрешения.

Задачи:

  1. Развитие различных сторон общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции;
  2. Вовлечение обучающихся в зону социального творчества.

Оборудование: проектор, цветные стикеры, ноутбук, бланки ответов для команд, мультфильм "Мост", черновики и ручки (по кол-ву человек), карточки с ребусами, карточки "качества человека", ватман, карточки с названиями эмоций, бланки ответов.

Характеристика квеста

Тип: линейный квест.

По длительности: кратковременный.

По предметному содержанию: межпредметный.

По типу заданий: самопознание - направлено на исследование аспектов личности; творческое задание; аналитическая задача - предполагает поиск и систематизацию информации.

Правила квеста

1 В квесте принимают участие 3 команды по 4-5 человек.

2 Участники придумывает название команды и выбирают капитана.

Ход мероприятия

Здравствуйте! Мы- школьные медиаторы.

Медиатор 1- Сегодня у нас с вами не обычная встреча, а "квест". Кто может объяснить, что это такое? (Ответы детей).

Медиатор 2- Сейчас вам предстоит разделиться на 3 команды, опустите руку вниз, под стулом приклеены цветные стикеры, покажите нам их! А теперь, разделитесь на команды по цветовому признаку. Команды, займите места за столами.

Вам необходимо выбрать капитана и придумать названия своим командам.

1. Представление команд.

Медиатор 1- Переходим к следующему заданию.

Сейчас вам раздадут карточки с ребусом, расшифруйте его и выведите тему первого этапа квеста.

2. Разгадывание ребуса, формулировка темы. (Приложение №1)

Ведущий- И так, первый этап называется «КОНФЛИКТЫ». Внимание на экран. Демонстрация мультфильма «Мост»

Обсуждение мультфильма.

Медиатор 1- Давайте немного поиграем. Представьте, что мы звёздочки. Звёзды могут объединятся в созвездия, число звёздочек в созвездии может быть разное. По знаку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по несколько человек. В созвездия можно объединятся по-разному: прикасаясь друг к другу руками, плечами, ладоням.

  1. Игровой тренинг «Созвездия»

Медиатор 1 - Как сейчас мы объединялись в созвездия, так и все люди живут в разных группах. У каждого есть семья со своими семейными традициями, укладом, ценностями. Да и любой человек неповторим, у него есть свой темперамент, характер.

Медиатор 2 - Капитаны, подойдите к столу и возьмите конверт с заданием. В течении 4 минут, вам необходимо распределить написанные на карточках качества на две категории «способствуют общению», качества которые помогают жить в согласии с собой и другими людьми и «мешают общению», качества которые мешают человеку жить, делая его несчастным.

4. Игра «Качества человека» (Приложение №2)

Медиатор 1 - Тема нашего следующего этапа называется «Эмоции». Как вы понимаете, что такое эмоции, какие эмоции вы знаете? Молодцы!

Медиатор 2 - Ну что ж, давайте немного разомнемся. Нас ждет эстафета! Приглашаем вас выйти в школьный коридор. Участники команд становятся друг за другом. Сейчас Вам будет предложен мешочек с карточками (медиаторы демонстрируют мешочки), на них описаны эмоции, которые нужно нарисовать в кружочках изображенных на ватмане. Каждый член команды берет 1 карточку, подбегает к ватману, рисует эмоцию, возвращается к команде и передает маркер следующему игроку.

  1. Эстафета "Нарисуй Эмоцию" (Приложение №3)

Медиатор 1 - Разум позволяет человечеству решать многие проблемы выживания. Однако в отношениях с другими людьми мы чаще слушаем эмоции, чем разум. Наши чувства и эмоции — это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его способностью эти чувства выражать. Мимика - это способ выражения чувств и эмоций. Независимо от своей культурной и национальной принадлежности смех на лице другого человека дети начинают различать еще до 3 лет, боль — только в 5–6 лет, гнев — с 7 лет, страх и ужас — с 9–10, удивление — в 11 лет.

Медиатор 2 - Не только люди выражают свои эмоции с помощью мимики. Известно, что дрессировщикам в цирке проще работать со львами, чем с медведями. Почему? Львы живут прайдами, то есть семьями. Они постоянно общаются со своими сородичами. Поэтому их эмоции написаны у них на морде. Медведь живет один. Общаться ему не с кем. Поэтому мимика у медведей практически отсутствует, и дрессировщику трудно понять, что у медведя на уме.

Медиатор 1- Команды, посовещайтесь и выберите человека, который будет выполнять следующее задание.

Медиатор 2 - Следующее задание называется «Угадай эмоцию». Представителям команд будут выданы карточки на которых написаны названия пяти эмоций. Ребята должны изобразить эти эмоции, а остальные угадать, что было задано.

  1. Конкурс-пантомима "Угадай эмоцию" (Приложение №5)

Медиатор 1 - Молодцы! Капитаны команд, подойдите пожалуйста и получите следующее задание.

Медиатор 2- В конвертах новое задание. Расшифруйте кодовую фразу и вы узнаете тему нового этапа. Запишите ее на бланке ответов и сдайте жюри.

  1. Конкурс "Шифровка"(Приложение №6)

Медиатор 1- Тема нового этапа «Поведение при конфликте». Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: избегание или уход; приспособление; соперничество или конкуренция; компромисс; сотрудничество. Выбор часто происходит на основе прошлого опыта. Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.

Медиатор 2 - Представьте себе, что прозвенел звонок с урока, вы выходите из кабинета и....Вас сбивают с ног. Как вы поступите? Разыграйте эту ситуацию с позиций выхода из конфликта (избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество, соперничество), а какая именно стратегия - определит жребий!

  1. Кейс- ситуации «Выход из конфликта»

Обсуждение. Как вы считаете, какой выход из конфликтной ситуации, самый действенный? А почему?

Медиатор1- Мне хочется отметить, что не один из представленных стилей не является абсолютным и применим только в определенных условиях. Наилучший подход всегда определяется конкретной ситуацией и особенностями характера человека. Иногда для более рационального решения проблемы и выхода из неё приходится комбинировать различные варианты.

Приложение №1

 https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/files/w1547809606.jpg

(конфликт)


 

Приложение №2

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u159092/t1547809371ab.jpg

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u159092/t1547809371ac.png

Гнев

Доброта

Зависть

Великодушие

Жадность

Щедрость

Обидчивость

Способность прощать

Подозрительность

Доверчивость

Тщеславие

Скромность


 


 

Приложение №3


 

Нарисуйте в кружочках лица, выражающие эмоции

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u159092/t1547809371ad.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u159092/t1547809371ae.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u159092/t1547809371af.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u159092/t1547809371ag.pnghttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u159092/t1547809371ah.png

радость

обида

гнев

удивление

страх


 

 


 

 

Приложение №5

Зависть

Любопытство

Обида

Смущение

Гнев

Восторг

Отвращение

Страх

Стыд

Удивление

Гордость

Радость

Равнодушие

Влюбленность

Печаль


 


 

Приложение №6


https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u159092/t1547809371aj.jpg

ДЕШИФРАТОР

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u159092/t1547809371ak.jpg


 

Приложение №7

 Как Вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации, во время ссоры?

Инструкция: Прочитайте и решите, свойственно ли Вам то или иное поведение и проставьте баллы в табличку: часто – 3, от случая к случаю – 2, редко – 1.


1. Угрожаю и дерусь…
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, с чем – категорически не согласен (это может снизить площадь конфликта).
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь все обратить в шутку.

Бланк ответов

А

B

C

D

E

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11-

12-

13-

14-

15-

 

 

 

 

 

Сложите баллы по колонкам. Самый высокий показатель и есть ваш стиль поведения.

Колонка «А» - «соперничество» .Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию, в которой, по Вашему мнению, нет и не может быть изъянов и ошибок. Тип человека, который всегда прав.

Колонка «В» - «сотрудничество». Вы придерживаетесь позиции, что всегда можно договориться, «две головы лучше, чем одна». Во время спора Вы пытаетесь предложить альтернативу, ищете решения, которые удовлетворяют обе стороны.
«С» - «компромиссный», сразу согласны на компромисс.
«Д» - «приспособление». Своего противника Вы уничтожаете добротой, с готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Е» - «избегание», Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводите конфликт до открытого столкновения.


 


 


 

БЛАНКИ ОТВЕТОВ ДЛЯ КОМАНД

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________

БЛАНК ОТВЕТА

ЗАДАНИЕ №

НАЗВАНИЕ КОМАНДЫ______________

____________________________________

ОТВЕТ_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая гостинная "Что наша жизнь игра..."

Данный конспект предназначен для совместной работы  родителей с детьми старшего дошкольного возраста по формированию детско-родительских отношений в процессе игровой деятельности ....

«Комнатные растения - спутники нашей жизни» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста

Содержание работы педагога по данному конспекту направлено на расширение и углубление знаний старших дошкольников о комнатных растениях. их строении ,способах размножения. значении для здоровья челове...

Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!»

Мастер-класс по аквагриму «Дети — цветы жизни, и они делают нашу жизнь ярче!» (фотоотчет)Два года назад я решила попробовать себя в чем-то новом, а так как я люблю рисовать и так же сильно люблю ...

Консультация для педагогов Конфликты в нашей жизни

Конфликт – ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для друго...

НОД "Здоровье - это наша жизнь, наше богатство"

Конспект игрового занятия для средней группы. Целью которого являетя формирование у детей представления о ЗОЖ. о здоровье и о его ценности для человеческой жизни....

Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь» Тема: «Воздух - наша жизнь»

Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Воздух-наша жизнь»Тема: «Воздух - наша жизнь»...