Выступление на районных педагогических чтениях 2023г
презентация по психологии

Руденко Елена Александровна

Приходя в детский сад, ребенок вступает на новую ступеньку своего жизненного пути. Здесь он начинает активно развиваться в разных областях. Он учится быть самостоятельным, общаться со сверстниками и взрослыми; правильно держать карандаш, рисовать, считать - готовиться к следующей ступеньке в своей жизни - школе. Но как это порой бывает трудно для некоторых детей, которые испытывают трудности в усвоении общеобразовательной программы ДОУ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pedagogicheskiy_poisk.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Стрелицкий детский сад «Лебедь» общеразвивающего вида Семилукского муниципального района Воронежской области

Выступление на районных педагогических чтениях

Тема: «Мой педагогический поиск»

        

Подготовили:

Педагог-психолог Руденко Е.А.

Наставник: старший воспитатель

Боброва С.А. ВКК

2023 г

Свобода – это уникальное средство максимально развить личность,
характер, ум и чувства ребенка.

М. Монтессори

Приходя в детский сад, ребенок вступает на новую ступеньку своего жизненного пути. Здесь он начинает активно развиваться в разных областях. Он учится быть самостоятельным, общаться со сверстниками и взрослыми; правильно держать карандаш, рисовать, считать - готовиться к следующей ступеньке в своей жизни - школе. Но как это порой бывает трудно для некоторых детей, которые испытывают трудности в усвоении общеобразовательной программы ДОУ.  Поэтому большое внимание уделяется созданию оптимальных условий для успешной коррекции развития, воспитания и обучения таких детей.

В основе всей коррекционной работы с детьми лежит положение о неразрывности психологии и педагогики. Исследования отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Эльконина Д. Б. и др.) показали, что ребенок дошкольного возраста способен разумно и последовательно рассуждать, делать выводы, если он опирается на достаточный практический опыт действий с предметами. Эти теоретические положения являются основой для разработки методического обеспечения для работы с детьми.

Условия нормального развития ребёнка оказываются нарушенными вследствие отсутствия необходимого индивидуального психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, что приводит к негативным результатам социализации, проявляющимся в нарушении хода и темпа нормального развития.

Исходя из этого, большое значение приобретает проблема поиска такой технологии воспитания, при которой педагог не занимается натаскиванием воспитанников до определённого уровня усвоения, не принуждает их изучать строго заданный материал, а оказывает помощь в их развитии. И тогда целью воспитания признаётся саморазвитие личности и самореализация без обязательной программы, без принуждения. Такой подход в воспитании уже имеет свое отражение в системе воспитания разработанной итальянским педагогом Марией Монтессори.

Мария Монтессори – итальянка, родилась в г. Кьярвалли, маленьком итальянском городке, 31 августа 1870 года (31.08.1870 – 6.05.1952 г.)  
одна из первых женщин, получивши
х медицинское образование и ученую степень, педагог, разработавший свою методику обучения детей, ныне известную всему миру.

Особое значение в своей работе с детьми
М.Монтессори придавала развитию сенсорных способностей. Поэтому ею был разработан ряд упражнений и материалов, способствующий развитию тактильно - двигательных ощущений, развитию умения различать цвета, умения воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам, развитию познавательных процессов, развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Основной принцип методики Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!». То есть взрослый (дефектолог, педагог-психолог, воспитатель, родитель), исходя из интересов и возможностей ребенка, создает ему оптимальную среду для развития творческого потенциала.

      Меня заинтересовала методика Монтессори, и я активно применяю ее в своей работе, ведь она способствует:

-развитию мелкой моторики;
-формированию навыков самообслуживания и стремления к самостоятельности;
-развитию речи и памяти, расширению словарного запаса;
-умению замечать и исправлять ошибки;
-расширению сенсорных возможностей;
-формированию причинно-следственных связей;
-развитию творческого воображения, оригинальности суждений;
-обеспечению развития произвольности (умения действовать и играть по    правилам и выполнять инструкции)

Для этого я использую: бизиборд, песок, пуговицы, шнуровку, фасоль, цветные камешки, цветную соль, дидактические игры, цветные цилиндры, прищепки, счетные палочки, мозаики и т.п.

На мой взгляд – использование метода Монтессори и дидактического материала может стать достаточно полезным и действенным инструментом в работе по коррекции и развитию психических функций воспитанников.

 Вывод: Применение в своей работе методики Монтессори, способствующая коррекции и развитию психических функций у детей дошкольного возраста и в организации учебно-воспитательного процесса - является эффективным средством развития дошкольников.

Литература:

  1. Андрущенко Н. В. Монтессори-педагогика и монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.
  2. 60 занятий с ребенком по методике Монтессори: Мари – Элен Пляс – СПБ, Клевер – Медиа - Групп, 2014г.
  3. Разум ребенка, М.Монтессори, М., 1997г. 
  4. Монтессори М. Дети — другие. — М.: Карапуз, 2004г.
  5. Фаусек Ю. И. Педагогика Марии Монтессори. — М.: Генезис, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»

29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом  и презентацией на тему:...

Выступление на районных педагогических чтениях по теме: «Наследие советских педагогов-новаторов. Из опыта работы»

Великие педагоги-практики А.С. Макаренко,  К.Д. Ушинский,В.А. Сухомлинский, С.А. Соловейчик  и  Ш.А. Амонашвили  вошли в историю педагогической науки,  и до сих пор  их и...

Доклад на тему "Досуговое чтение как инновационная технология работы с родителями в детском саду по развитию речи дошкольников" (выступление на районном методическом объединении, 2023г.)

Важная роль в воспитании молодого поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, к...