Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника, имеющего статус "ребенок-инвалид" (Ранний детский аутизм)
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

Цель: помочь адаптироваться ребенку к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию.

Форма и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия.

Продолжительность каждого занятия 20 минут в зависимости от состояния ребенка 2 раза в неделю. Длительность занятий зависит от специфики заболевания ребенка, но не превышает установленных возрастных норм для здоровых детей. Индивидуальные занятия проводятся в сенсорной комнате, в которой ребенок может свободно располагаться и передвигаться.

В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

Исходя из данной цели вся коррекционная деятельность с ребенком строится:

1 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта.

Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).

2 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога, особенно физической, направляющей на выполнение действия. Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.

3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы.

На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_marshrut_ras.docx67.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Индивидуальный образовательный маршрут

по психологическому сопровождению на воспитанника,

имеющего статус «ребенок-инвалид»

(диагноз: ранний детский аутизм, задержка психоречевого развития)

        

Составитель: С.Ф.Журина, педагог - психолог

с. Яр- Сале, 2022г.

Цель: помочь адаптироваться ребенку к социуму, содействовать всестороннему максимально возможному его развитию. 

Форма и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия.

Продолжительность каждого занятия 20 минут в зависимости от состояния ребенка 2 раза в неделю. Длительность занятий зависит от специфики заболевания ребенка, но не превышает установленных возрастных норм для здоровых детей. Индивидуальные занятия проводятся в сенсорной комнате, в которой ребенок может свободно располагаться и передвигаться.

В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

Исходя из данной цели вся коррекционная деятельность с ребенком строится:

1 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта.

Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).

2 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога, особенно физической, направляющей на выполнение действия. Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.

3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы.

На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.

Методы и приемы:

- игровой;

- словесный;

- наглядный;

- практический

Психологическая диагностика

Диагностическое направление ориентировано на всестороннее изучение психолого- педагогических особенностей конкретного ребенка с установлением ведущих этиологических факторов и патогенетических механизмов:

- изучение протокола                 ТПМПК.

- Ознакомительные беседы с родителями (о раннем развитии, проблемах ребенка, планах и «ожиданиях» родителей, выявление детско-родительских и семейных проблем).

-Индивидуальное консультирование родителей о результатах диагностики.  

- Проведение срезового, итогового мониторинга после каждого периода обучения, отслеживание «+» или  «-» динамики, причин, обсуждение результатов на внутренних консилиумах с целью определения дальнейших направлений коррекционно- развивающей работы, длительности и формы коррекционно-развивающего обучения.

Следует подчеркнуть, что проведение психолого-психологической диагностики детей с аутизмом с использованием инструментальных методов не всегда возможно, особенно для детей с тяжелой степенью аффективной патологии.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что психолого-педагогическое обследование ребенка с РАС носит вспомогательный характер, а главным диагностическим инструментом должно быть наблюдение за ребенком в свободной игре и в процессе психолого-педагогических воздействий.

Среди основных параметров наблюдения следует выделить: 1) Эмоционально-поведенческие особенности ребенка, включающие в себя особенности контакта, активность, особенности эмоционального тонуса, адекватность поведения. 2) Особенности работоспособности: динамику продуктивности ребенка в процессе занятий; истощаемость; переключаемость внимания. 3) Специфику развития познавательных процессов: особенности ориентировочно- исследовательской деятельности, понимание обращенной речи и использование речи, особенности целенаправленности деятельности.  

За основу были взяты разработанные И. И. Мамайчук дифференцированные оценки этих параметров в процессе наблюдения за ребенком. Диапазон оценок - от 0 до 4 баллов: 0 баллов - функция отсутствует;

1 балл - слабо выражена; 2 балла - выражена, но с искажением; 3 балла - четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы; 4 балла - четко проявляется, без дополнительных проблем.

Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности

1. Контакт Оценки 0 - Контакт полностью отсутствует 1 - Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку) 2 - Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог) 3 - Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка

2. Активность Оценки 0 - Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя 1 - Избирательная активность (например, увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует) 2 - Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания 3 - Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу.

3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления Оценки 0 - Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции 1 - Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации 2 - Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности 3 - Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность.

4. Поведение Оценки 0 - Преимущественно полевое поведение без признаков критичности 1 - Частое проявление аффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует 2 - На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство 3 - Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений.

Блок II. Особенности работоспособности.

 1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий Оценки 0 - Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы 1 - Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога. 2 - Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий 3 - Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется

2. Переключаемость и устойчивость внимания Оценки 0 - Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий 1 - Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании 2 - Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях 3 - Выраженных признаков инерции не прослеживается.

Блок III. Особенности познавательной деятельности

1. Ориентировочная деятельность Оценки 0 – Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта 1 - Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий 2 - Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна 3 - Активные целенаправленные манипуляции с предметам.

 2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь Оценки 0 - Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы 1 - Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы 2 - Развернутая речь, но практически недоступен диалог 3 - Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии.

3. Целенаправленные действия Оценки 0 - Отсутствуют 1 - Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие 2 - Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий 3 - Действия целенаправленны.

Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий.

Таблица «Параметры наблюдений за ребенком с РАС и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной или тяжелой умственной отсталостью) в процессе диагностики (коррекции) и их оценка»

Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности

1.Контакт

Оценки

0

Контакт полностью отсутствует

1

Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)

2

Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог)

3

Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка

2.Активность

0

Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя

1

Избирательная активность (например, увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с нимиманипулирует)

2

Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания

3

Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу

3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления

0

Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции

1

Избирательное отношение к ситуации, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации

2

Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности

3

Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность

4. Поведение

0

Преимущественно полевое поведение без признаков критичности

1

Частое проявление аффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует

2

На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство

3

Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений

Блок II. Особенности работоспособности

1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий

0

Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы

1

Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога

2

Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий

3

Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется

2. Переключаемость и устойчивость внимания

0

Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий

1

Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании

2

Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях

3

Выраженных признаков инерции не прослеживается

Блок III. Особенности познавательной деятельности

1. Ориентировочная деятельность

0

Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта

1

Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий

2

Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна

3

Активные целенаправленные манипуляции с предметами

2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь

0

Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы

1

Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы

2

Развернутая речь, но практически недоступен диалог

3

Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии

3. Целенаправленные действия

0

Отсутствуют

1

Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие

2

Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий

3

Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

Итого:

Календарно-тематическое планирование

 

Период

Тема

Содержание

Программное содержание

Методическое обеспечение

Сентябрь

1-4 неделя

Первичное наблюдение. Заполнение таблицы «Параметры наблюдений за ребенком с РАС и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной или тяжелой умственной отсталостью) в процессе диагностики (коррекции) и их оценка». Эмоционально-поведенческие особенности, особенности работоспособности, особенности познавательной деятельности.

И. И. Мамайчук. Дифференцированные оценки параметров в процессе наблюдения за ребенком.

Октябрь

1 неделя

Взаимодейст-вие ребенка с педагогом

1.Пальчиковая гимнастика «Еж»

2.Установление контакта взрослый –ребенок.

3. Игры с движениями и тактильными ощущениями «Змейка»

Возьмите ленточку и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.

3.Рисование:

Задание: 2-3 секунды рисовать (царапать) карандашом на большом листе бумаги

Материал: карандаши, бумага

Сядьте за стол напротив ребенка. Положите 1 карандаш перед ним, а другой оставьте себе. Положите большой лист бумаги между собой ребенком так, чтобы он мог хорошо дотянуться до бумаги и карандаша. Затем в течение 2-3 секунд пишите каракули на бумаге. Дайте ребенку карандаш в кулак и помогите ему также писать каракули в течение 2-3 секунд. Похвалите его и положите на стол новый лист бумаги. Повторите это действие: однако на этот раз попытайтесь чтобы он царапал без Вашей помощи. Если он не пытается Вам подражать, то возьмите его руку и помогите ему.

- Установить эмоциональный контакт.

-Развивать восприятие, зрительный контакт.

Карандаши, бумага, массажный мяч, ленточка.

Октябрь

2 неделя

Подражание действию взрослого при использовании различных предметов

1.Пальчиковая гимнастика

2.Упражнение «Подражание стуку» (имитация)

Содержание: сесть за стол с ребенком. Взять две ложки. Одну 
ложку дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая ложкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения.

3.Упражнение «Найти игрушку, спрятанную под платком»
(визуальное восприятие).

Содержание: показать ребенку игрушку и дать с ней немного поиграть. Затем забрать ее, положить перед ребенком и быстро накрыть платком. Ребенок должен отыскать игрушку.

4.Релаксация «Струночка» Упражнение выполняется, лежа на спине. Психолог по очереди поглаживает одну руку ребенка, потом другую.

- Развивать визуальное внимание, память, удерживание представления о предмете в течение короткого периода. 

-Снять психоэмоциональное напряжение.

Массажный мяч, ложки деревянные, игрушка.

Октябрь

3 неделя

Мыльные пузыри

1.Пальчиковая гимнастика «Ёж»

2.Игры с мыльными пузырями «Следи за движениями», «Дуй», «Лови».

3. Игра – забава «Мыльные пузыри»

4. Дидактическая игра «Заплатки для шарика».

- Ребята пузырь лопнул, что ж нам делать?

-Давайте мы наложим заплатку на шарик, заплатка должна быть такого же цвета как шарик, и формы, как дырочка в шарике.

5.Расслабление на мягком пуфе

-Установить эмоциональный контакт.

-Развивать восприятие.

-Развивать зрительный контакт.

-Осваивание простых глагольных инструкций.

-Развивать мелкую и общую моторику.

-Снятие психоэмоционального напряжения.

- Развивать слуховое и сенсорное восприятие.

- Развивать мышление.

Массажный мяч, мыльные пузыри, цветные заплатки, мягкий пуф, зеркальный шар с мотором.

Октябрь

4 неделя

Совместная аппликация

«Салют»

1.Пальчиковая гимнастика Праздничный салют»

2. Игры с кубиками, деталями конструктора «Салют»

Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру — «салют продолжается».

3. Расслабление на мягком пуфе

4. Совместная аппликация «Праздничный салют»

--Установить эмоциональный контакт.

-Развивать восприятие.

-Развивать зрительный контакт.

-Осваивание простых глагольных инструкций.

-Развивать мелкую и общую моторику.

-Снятие психоэмоционального напряжения.

- Развивать слуховое и сенсорное восприятие.

- Развивать мышление.

Су-Джок, цветные кубики, мягкий пуф, шаблон «Салют», цветной песок, клей.

Ноябрь

1 неделя

Развивай-ка

1.Пальчиковая гимнастика

2.Упражнение «Складывание башни»

Содержание: взять 4 кубика. Показать ребенку как строится башня (положить кубики друг на друга). Если ребенок не понимает задания, помочь ему положить каждый кубик друг на друга.

3.Упражнение «Поднять упавший предмет»

Содержание: Психолог разбрасывает на ковре игрушкиПросит 
ребенка по очереди принести каждую игрушку
.

4.Лепка из пластилина «Улитка»

- Формировать

умения понимать и выполнять простую
инструкцию, пространственных представлений.

-Развивать восприятие цвета и формы предмета.

Су-Джок, цветные кубики, различные предметы, пластилин.

Ноябрь

2 неделя

Зрительное восприятие

1. Пальчиковая гимнастика

2.Игра по стрелкам «Вверх - в сторону»

3. Упражнение «Сортируем по цвету»

4. Отработать жесты в реальных ситуациях:

Тут – указательным пальцем перед собой или в сторону предмета

Там – указательным жестом вдаль

5. Упражнение на фитболе.

-Отрабатывать простые глагольные инструкции;

-Развивать мелкую моторику в ходе выполнения упражнения.

-Побуждать к жестам

Массажные мячи, фитбол, лист со стрелками (направление вверх и в бок), грибы и ягоды для сортировки, картинки с указательными жестами

Ноябрь

3 неделя

Слуховое восприятие

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра «Стой - кати»

3. Игра «Дуй»

4. Упражнения на ортопедических ковриках

5. Игра «Покажи такой же»

- Развивать слуховое и сенсорное восприятие.

- Развивать мышление; общую и мелкую моторику

Су-Джок, машина, кубики, конструктор «Лего», воздушные шары, массажные мячи, ортопедические коврики

Декабрь

1 неделя

Обувь. Одежда. Головные уборы

1.Пальчиковая гимнастика

2.Лепка из пластилина «Шапка»

3. Сортировка «Одежда для куклы»

4. Игра с прищепками «Сушим одежду»

5. Аппликация «Валенки»

-Устанавливать эмоциональный контакт.

-Развивать сенсорно-двигательную активность;

-Развивать мелкую и общую моторику.

-Развивать саморегуляцию

Массажные мячи, пластилин, дидактическая игра «Прищепки», кукольная одежда и обувь, сухой бассейн

Декабрь

2 неделя

Зима. Зимние забавы

1. Пальчиковая гимнастика

2.Рисуем снежинки на манке

3. Игра «Сделай снежок из салфетки»

4. Дыхательная гимнастика «Дуй как ветер»

5. Релаксационное упражнение «Снеговик»

-Развивать понимание обращенной речи

-Развивать навыки сотрудничества

-Развивать мелкую моторику

-Стимулировать к выполнению инструкций («Дуй», «Мни», «Отщипни»)

Су-Джок, пластилин, салфетки, манка, поднос, вата.

Декабрь

3 неделя

Форма

1.Пальчиковая гимнастика 

2.Упражнение «Найди шар, спрятанный под платком»

3. Игра «Лови-кидай мяч»

4. Игра с кубиками «Башня»

5. Упражнение в сухом бассейне «Достань пирамиду»

-Развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику.

Массажный мяч, кубики, мячи, шарики, пирамида, сухой бассейн, платок.

Декабрь

4 неделя

Тактильные ощущения

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра «Лабиринт»

3. Игра с бусами

4. Занятие в сухом бассейне

5. Упражнения на ортопедических ковриках

6.Упражнение «Кто спрятался» с использованием тактильных ячеек.

-Активизация движений большого и указательного пальцев.

-Развивать внимание, мелкую и общую моторику.

Массажный мяч, распечатанная картинка «Лабиринт», дидактическая игра «Бусы», фитбол, ортопедические коврики, тактильные ячейки.

Январь

2 неделя

Игры с водой

1.Пальчиковая гимнастика

2. Мыльные пузыри

3. Игра со снегом «Холодный»

4. «Купание куклы»

5. «Переливание воды»

6. Игра «Достань шарик из воды»

-Развивать эмоциональный контакт.

- Развивать мелкую и общую моторику.

Су-Джок, мыльные пузыри, снег, контейнер с водой, куклы, шарики пластиковые, контейнеры для переливания воды, клеёнки.

Январь

3 неделя

Игры с красками

1.Пальчиковая гимнастика

2. Упражнение «Цветная вода»

3. Упражнение с использованием ортопедических ковриков.

4. Расслабление на мягком пуфе

5. Рисунок акварелью «Снегопад»

-Развивать эмоциональный контакт.

-Развивать мелкую и общую моторику, саморегуляцию.

Массажный мяч, краски, вода, контейнеры, мыльная пена, кисти, зеркальный шар с мотором.

Январь

4 неделя

Повторение

1.Пальчиковая гимнастика  

2.Игра «Лабиринт»

3. Игра «Лови-кидай мяч»

4. Игра «Стой - кати»

4. «Сортировка по цвету»

5. Игры в сухом бассейне.

-Развивать навыки сотрудничества.

-Развивать общую и мелкую моторику

Стимулировать к выполнению инструкций («Лови», «Кати», «Стой», «Кидай»)

Массажный мяч, распечатанная картинка «Лабиринт», мяч, предметы для сортировки

Февраль

1 неделя

Мое восприятие

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Игра «Обведи контур», «Раскрась».

3. Упражнение с использованием ортопедических ковриков.

4. Расслабление на мягком пуфе.

-Развивать эмоциональный контакт.

-Развивать мелкую и общую моторику.

-Развивать саморегуляцию.

-Снятие психоэмоционального напряжения.

-Развивать слуховое и сенсорное восприятие, мышление.

-Развивать тактильные ощущения.

Су-Джок, массажные мячи. Карандаши, краски, ортопедические коврики.

Бланк с заданием «Обведи контур», зеркальный шар с мотором.

Февраль

2 неделя

Развивай-ка

1.Пальчиковая гимнастика

2.Упражнение «Складывание башни»

Содержание: взять 4 кубика. Показать ребенку как строится башня (положить кубики друг на друга). Если ребенок не понимает задания, помочь ему положить каждый кубик друг на друга.

3.Упражнение: «Коробка форм (паровозик)»

4.Лепка из пластилина «Снеговик»

5.Расслабление на мягком пуфе.

-Развивать восприятие цвета и формы предмета.

- Формировать пространственные представления, умения понимать и выполнять простую
инструкцию,
 развитие контроля и произвольности.

Су-Джок, кубики, коробка форм, цветной пластилин, мягкий пуф, зеркальный шар с мотором.

Февраль

3 неделя

Песок

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Игра с использованием стола с песком. «Сыпь», «Сыпь мне, сыплю тебе, сыпем вместе», «Разберем по цветам». Отработка глагольных инструкций.

3. Упражнение с использованием ортопедических ковриков.

4.Упражнение «Кто спрятался» с использованием тактильных ячеек.

5. Расслабление на мягком пуфе.

-Развивать эмоциональный контакт.

-Развивать мелкую и общую моторику.

-Развивать саморегуляцию.

-Снятие психоэмоционального напряжения.

-Развивать тактильные ощущения.

Массажные мячи, цветные ортопедические коврики, мягкий пуф, тактильные ячейки.

Февраль

4 неделя

Развитие контактности

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра «Погладь кошку».

Психолог подбирает ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом ребенок ее гладят и может взять на руки, прижаться к ней.

3.Игра «Птички»

Взрослый показывает ребенку, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает его «прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение (взмах руками), специалист помогает ему. Задание можно усложнить. Взрослый присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая ребенку. Как птички клюют зернышки. Задание можно повторить.

4. Игры в сухом бассейне.

-Развивать контактность,

- Развивать мелкую и общую моторику, саморегуляцию.

-Снятие психоэмоционального напряжения.

Су-Джок, мягкая игрушка, сухой бассейн.

Март

1 неделя

Восприятие цвета, величины предмета.

1.Пальчиковая гимнастика

2.Упражнение: «Пирамида из колец»

Содержание: Психолог ставит на стол стержень от пирамиды. 
Берет одно кольцо и надевает его на стержень. Снимает кольцо
и опять надевает его на стержень. Просит ребенка сделать 
то же самое.

3.Упражнение: «Разложи по тарелочкам»
Содержание: рассыпать мелкие предметы (фасоль, пуговицы) и по одной собирать в чашку.

4.Лепка пластилина «Необычные фигурки»

-Развивать восприятие цвета, величины предмета, мелкую моторику, контроля и произвольности.

Массажный мяч, пирамидка, фасоль, пуговицы, пластилин различного цвета.

Март

2 неделя

Развиваем коммуникацию

1.Пальчиковая гимнастика «Мяч»

2.Игра «Ладушки», «Спрячь/ найди», «Реагирование на сигнал», «Делаем вместе».

3.Упражнение с использованием ортопедических ковриков.

4. Расслабление на мягком пуфе.

-Развивать эмоциональный контакт.

-Развивать мелкую и общую моторику.

-Развивать саморегуляцию.

-Снятие психоэмоционального напряжения.

-Развивать слуховое и сенсорное восприятие, мышление.

-Развивать тактильные ощущения.

Су-Джок, цветные ортопедические коврики, мягкий пуф.

Март

3 неделя

Самый ловкий

1.Пальчиковая гимнастика

2.Игра «Мячик».

Ход игры: Психолог предлагает ребенку по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий.

3.Игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом. После этого ребенку предлагаются кубики и взрослый начинает строить, а ребенок присоединяется к совместной деятельности.

4. Игры с использованием песочного стола.

-Развивать двигательную активность, восприятие инструкции взрослого, мышления.

- Развивать мелкую моторику.

Массажный мяч, большой конструктор, стол для песка, цветной кварцевый песок.

Март

4 неделя

Развитие тактильно-двигательного восприятия

1.Пальчиковая гимнастика

2. Игра «Мячик, катись!»

Взрослый садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом.

3.Упражнение: «Поднять упавший предмет»

Содержание: Психолог разбрасывает на ковре игрушки. Просит

ребенка по очереди принести каждую игрушку.

4. Игры в сухом бассейне.

- Формировать умения понимать и выполнять простую
инструкцию,
 развивать контроль и произвольность.

Массажный мяч, различные предметы, сухой бассейн, мяч.

Апрель

1 неделя

Подражание действию взрослого при использовании различных предметов

1.Пальчиковая гимнастика «Еж»

2.Упражнение «Подражание стуку» (имитация)

Содержание: сесть за стол с ребенком. Взять две ложки. Одну 
ложку дать ребенку. Сосредоточить внимание ребенка, двигая ложкой на уровне его лица туда и обратно. Затем постучать ритмично по столу. Ребенок должен повторить ваши движения.

3.Упражнение «Найти игрушку, спрятанную под платком»
(визуальное восприятие).

Содержание: показать ребенку игрушку и дать с ней немного поиграть. Затем забрать ее, положить перед ребенком и быстро накрыть платком. Ребенок должен отыскать игрушку.

4.Релаксация «Струночка». Упражнение выполняется, лежа на спине. Психолог по очереди поглаживает одну руку ребенка, потом другую.

-Развивать визуальное восприятие, мелкую моторику.

-Развивать эмоциональный контакт.

Су-Джок, ложки, различные предметы, мягкий пуф.

Апрель

2 недели

Развиваем ориентирование

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Игра «Солнечный зайчик», «Покажи части тела»

3.Упражнение с использованием ортопедических ковриков.

4. Расслабление на мягком пуфе.

-Развивать эмоциональный контакт.

-Развивать мелкую и общую моторику.

-Развивать саморегуляцию.

-Снятие психоэмоционального напряжения.

-Развивать слуховое и сенсорное восприятие.

- Развивать цветовое восприятие.

- Осваивание простых глагольных инструкций.

Су- джок, массажные мячи, мягкий пуф, ортопедические цветные коврики.

Апрель

3 неделя

Развивай-ка

1.Пальчиковая гимнастика

2.Упражнение «Поднять упавший предмет»

Содержание: Психолог разбрасывает на ковре игрушки. Просит 
ребенка по очереди принести каждую игрушку

3.Расслабление на мягком пуфе.

4.Игры в сухом бассейне

-Обучать пониманию и выполнению простых глагольных инструкций.

-Развивать контроль и произвольность.

-Снять психоэмоциональное напряжение.

Различные предметы, массажные мячи, мягкий пуф, сухой бассейн.

Апрель

4 неделя

Игры с водой.

(развиваем слуховое восприятие)

1.Пальчиковая гимнастика

2. «Игры с водой»

3. Игра «Переливание воды»

Обучение: Взрослый берет стаканчики, мисочки различных размеров. Наполняет их водой, при этом говоря: «Буль-буль, потекла водичка» Вот пустая бутылочка, а теперь полная». Можно переливать воду из одной посуды в другую.

4.Игра «Фонтан»

Обучение: Взрослый ставит под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получается «фонтан». Затем говорит: «Пш-ш-ш! Какой фонтан получился – ура!» Потом подставляет пальчик ребенка под струю «фонтана», и побуждает ребенка повторить действия за ним.

5.Игры в сухом бассейне.

-Развивать эмоциональный контакт.

-Развивать мелкую и общую моторику.

-Снятие психоэмоционального напряжения.

-Развивать слуховое восприятие, тактильные ощущения.

-Обучение выполнения простых словесных поручений.

Стаканчики, мисочки различных размеров, сухой бассейн.

Май

1 неделя

Зрительное восприятие

1.Пальчиковая гимнастика  

2.Упражнение «Складывание башни»

Содержание: взять 4 кубика. Показать ребенку как строится башня (положить кубики друг на друга). Если ребенок не понимает задания, помочь ему положить каждый кубик друг на друга.

3. Игра «Разложи по цветам»

4. Упражнение с использованием ортопедических ковриков.

-Развивать эмоциональный контакт, мелкую и общую моторику.

-Снять психоэмоциональное напряжение.

-Развивать слуховое и сенсорное восприятие, тактильные ощущения.

-Развивать сенсорные ощущения.

-Осваивание простых глагольных инструкций.

1.Су- джок, массажные мячи.

2.Дидактические карточки, пирамидка.

3.Ортопедические коврики.

Май

2-4 неделя

Итоговое наблюдение. Заполнение таблицы «Параметры наблюдений за ребенком с РАС и выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренной или тяжелой умственной отсталостью) в процессе диагностики (коррекции) и их оценка». Эмоционально-поведенческие особенности, особенности работоспособности, особенности познавательной деятельности.

И. И. Мамайчук. Дифференцированные оценки параметров в процессе наблюдения за ребенком.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002-№3.
  2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003;
  3. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) //Дефектология. 1997. N° 2, 3.
  4. Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском  саду: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160с.
  5. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989
  6. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  7. Микляева Н.В. Ребенок в интегрированной группе. Методические рекомендации / Под ред. Н.В.Микляевой. – И.: ТЦ Сфера, 2012.-128с.
  8. Можейко А. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. ТЦ Сфера, 2009
  9. Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов.
  10. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Деффектология – №2, 1998.
  11. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75
  12. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI. 2010. – 249 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1. Ф.И.О. ребёнка: _____________________________________________________________

2. Дата рождения: _____________________________________________________________

3. Дата поступления в детский сад ________________________________________________

4. Воспитатель ________________________________________________________________

Сведения о семье

5. Состав семьи ________________________________________________________________

5.1. Фамилия, имя, отчество матери, год рождения, образование, место работы и телефон

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Фамилия, имя, отчество отца, год рождения, образование, место работы

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

5.3 Адрес, телефон _____________________________________________________________

6. Состояние здоровья ребенка

6.1. Диагноз врача. ______________________________________________________________

6.2. Общее соматическое состояние. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.3. Группа здоровья. ____________________________________________________________

6.4. Особые сведения. ___________________________________________________________

Дата

Содержание

Результат

Педагог-психолог______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"

Приказ о результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП"...

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""

Приказ №58 "О результатах тематического контроля по теме "Контроль реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся, имеющих сложности в освоении ООП""...

Карта индивидуального образовательного маршрута для ребенка, имеющего нарушение зрения.

Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на...

Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника детского сада

Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника детского сада...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ НА ВОСПИТАННИКА, ИМЕЮЩЕГО СТАТУС «РЕБЕНОК- ИНВАЛИД» С ДИАГНОЗОМ РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

1. Блокировка и перенаправление реакций.      Данный метод заключается в переключении нежелательного поведения на желаемое поведение или реакцию путем использования подсказок, комм...

Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника, имеющего статус "ребенок-инвалид" (Ювенильный ревматоидный артрит)

Цель: создание оптимальных педагогических условий для воспитания, обучения и развития ребенка с ОВЗ, в соответствии с состоянием физического и нервно-психического здоровья,  возрастными...